Тормозное устройство колеса

 

т

Р

ОП ИСАНИЕ"

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (i1) 568385 (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено16.05.73 (21) 1915663127 (23) Приоритет (32) 17.05.72 (31) А V — 274 (33) ВНР (43) Опубликовано05.08.77.Бюллетень №29 (45) Дата опубликования описания 08.07.77 (51) М. Кл, F 16 D 63/00

Государственный комитет

Соввта Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 592 (088.8) (72) Автор изобретения

Иностранец

Ласло Секель (BHP) Иностранное предприятие

"Аутоипари Кутато Интезет" (71) Заявитель (ВНР) (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЕСА

Изобретение относится к машиностроению, Известно устройство, скомбинированное из барабанного и дискового тормозов, в которых вытянутый в длину фланец тормозного барабана служит одновременно в качестве ступицы тормозного диска, причем оба тормозных механизма работают независимо друг от друга (1).

Однако это устройство громоздко и неудобно в управлении.

Известно также тормозное устройство колеса, содержащее установленные на его ступице тормозной барабан с внутренней рабочей поверхностью и тормозной диск, взаимодействующие соответственно с парой колодок, шарнирно установленных на опорных пальцах, диагонально расположенных на кронштейне, и с тормозными башмаками, связанными с исполнительным механизмом и взаимодействующими с колодками, а также два автоматических установочных элемента регулировки тормозного зазора(2

Недостатками устройства также являются громоздкость и плохие условия теплоотвода, а также невысокая эффективность торможения, Эти недостатки устраняются в данном изобретении за счет того, что колодки имеют П вЂ” образное поперечное сечение, а тормозной диск размещен между полками колодок, каждая из которых снабжена хомутом, установленным вблизи ее свободного конца, охватывающим тормозные башен маки и образующим с последними фрикционное сцепление, причем каждый автоматический установочный элемент шарнирно закреплен своими концами соответственно на тормозном башмаке и полке противолежащей

15 колодки. Хомут может быть выполнен заодно с тормозной колодкой с, образованием с башмаками зазора, величина которого боль ше тормозного.

Хомут может быть шарнирно установлен

20 на опорном кольце, а участок его поверхности и примыкающий к нему концевой участок поверхности колодки должны быть при этом выполнены по про рилю эвольвенты, центрь начальных окружностей кото25 рых совпадают с осью опорных пальцев, 568385

На фиг. 1 дано тормозное устройство, столько, чтобы исчез установленный тормозчастичный поперечный разрез; на фиг. 2- ной зазор } . Затем колодки прижимаются то же, продольный разрез; на фиг. 3— в направлении крутящего момента, дейсттормозное устройство, вариант выполнения; вующего на рычаг Я, от силы трения на фиг. 4 — продольный разрез А-А фиг.3. 5 Р„, направленной по касательной к тормоз.

Тормозной барабан 1 закреплен на сту- ному диску. Все вместе колодки припице 2 колеса. На ступице предусмотрены жимаются к внутренней поверхности нактакже шлицы 3, на которых установлен ладки тормозного барабана и вместе с возтормозной диск 4, перемещающийся вдоль никающей там силой реакции создают сиоси. На каждом кронштейне 5 тормоза за- 0 лу трения. Силовое равновесие тормозной крепляется опорный палец 6. В пальце 6 колодки регулируется с помощью силЫ репредусмотрена выемка для размещения тор- акции, возникающей на опорном пальце. мозных дисков как можно большего диаметМежду тормозным диском и фрикционной ра. На пальцах 6, один из которых находит- накладкой тормозного башмака при тормося на расстоянии Д от оси тормозного бара!

5 женин возникает касательное усилие. Перебана, а другой, не изображенный на чертемещение всех точек тормозных колодок до же, расположен зеркально к нему и также исчезновения зазора, а также после этого— находится на расстоянии A от оси вращения, при прогрессирующем износе фрикционной закреплены шарнирно дугообразные тормоз- накладки — может быть разложено на радиные колодки 7 и 8 П-образного сечения, 20 альную и тангенциальную составляющие. основание 9 которых, а также полки 10 и Тангенциальная составляющая совпадает с

11 вместе с элементом жесткости 12 обдвижением тормозных дисков, радиальная разуют тормозной хомут и служат для присоставляющая не совпадает, поскольку она ема тормозных башмаков 13 и 14, снабпроходит под прямым углом к направлению женных фрикционными накладками 15, 16. И окружных скоростей, От радиальных сосВ выемке 17 тело 18 тормозного башмака тавляющих не возникает трения, вследствие

14 располагается с зазором ц, по касательчего трение дисков не препятствует опираной по отношению к центру хомута. нию колодок на барабан.

Тормозные колодки оттянуты пружиной Автоматический установочный элемент, 19 и одновременно распираются автоматическим установочным элементом 20 регуразделяющий (распирающий) тормозные колировки тормозного зазора. Один конец 21 лодки вопреки действию пружины, регули

Р Ружи Р У РУет свободно ход перемещения тормозных этого элемента шарнирно соединен с выс- колодок в зависимости от износа фрикционтупом 22 тормозного башмака 14, а дру- ной накладки. При изменении же направлегой конец — с другой тормозной колодкой 35 посредством пальцев 23 и 24. В боковую ния вращения он становится жестким и передает усилие, например. усилие от силы трегильзу 25 тормозной колодки вставлен гидроцилиндр 26, закрепленный кольцом 27, ния Р, от башмака 13 на тормози коз ую oà<7 8 и прижимает ее к рабочей поверхв котором перемещается в одном направле- ности барабана. Это становится возможным нии поршень 28, соединенный нажимным благодаря тому, что опорный зазор Н больстержнем 29 с телом 18 тормозного башмака

14 Д ше, чем суммарное значение автоматичес4. Для подвода среды под давлением слу- ки регулируемого тормозного зазора h y жит резьбовое гнездо 30. обеих колодок, в силу чего возможно движеРаботает устройство следующим обра- ние тормозной колодки 7 в одном направзом. Если по гибкому трубопроводу, под- лении, обуславливаемое механизмом зеркальключенному к резьбовому гнезду 30, поного перемещения, и одновременно противодать среду под давлением к гидроцилицдру положное движение тормозного башмака на

2 6, то поршень 28 переместится и прижмет заданную величину. Принимая во внимание башмак 14 и фрикционную накладку 15 к практически малые величины, создающееся тормозному диску 4, сдвинУв последний нас- 50 при этом отклонение оси между тормозтолько, что он упрется в накладк 16 баш- ным цилиндром и башмаком перекрывается мака 3 или в сам башмак. При этом последс помощью косо установленного передающений упрется в заднюю полку 11 и удержит- го стержня 29. ся в этом положении усилием, развиваемым На пальце 6 (см. фиг. 3 и 4) закреплен тормозным цилиндром. 55 шарнирно тормозной хомут 31. На концевых

Нагружаемый тормозной диск 4, приво- участках колодок образованы опорные поверхдимый через затормаживаемое колесо, зах- ности 32, на хомуте — противолежащие поватывает прижатые к нему полки дугообра- верхности 33. Опорные поверхности образозных колодок, которые из-за этого вынуж- ваны эвольвентным профилем, причем центр дены пове н ться вок г р ут ся вокруг своих пальцев на60 начальной окружности этого профиля нахо568385 дится на оси пальцев. Расстояние пальца от оси барабана составляет в обоих направлениях А. Если рассмотреть эвольвентный про» филь как профиль зуба, то радиусы начальных окружностей по отношению к зубьям, предусмотренным на тормозном хомуте, составляют cI (2, а по отношению к зубьям на колодке 2A — d /2.

В тормозном хомуте 31 с возможностью осевого перемещения установлены тормоз- . 1О ные башмаки 13 и 14. На тормозном хомуте 31 на расстоянии д от пальца жестко закреплена боковая гильза 25, в которой посредством крепежных колец 34 удерживается на оси корпус установочного устройст- Ь ва 35.

В устройстве 35 предусмотрена выемка

36. На поверхность 37 этой выемки опирается концевая часть 38 одноплечего рычага 39, причем к этому рычагу шарнирно 29 прикреплена вилка 40 автоматического установочного устройства 35.

Вильчатый конец штока может отклоняться и является составной частью источника 41 энергии, работающего с мембраной или с 25 поршнем под давлением воздуха.

Источник 42 энергии присоединен к этому поршневому штоку и снабжен пружинным аккумулятором, компенсирующим потери сжатого воздуха. Установочное устрой- 30 ство 35 упирается с помощью стержня 29 в тормозной башмак 14. Выступы 43 опоры тормоза ограничивают перемещение одноплечего рычага.

При повышении актлвного давления воз- М духа в источнике 41 илл понижении пассивного давления воздуха в источнике 42 через одноплечий рычаг 39 и через автоматическое установочное устройство 35 тормозной диск и башмаки 13 и 14 сжимаются . На тормозном диске, вращающемся вместе с затормаживаемым колесом, возникает нормальная сила под действием сжатия. Сила трения Р стремится повернуть тормозной хомут с помощью момента на плече а в 5 направлении, противоположном направлению вращения тормозного барабана вокруг пальца 6. Вследствие опирания эвольвентного профиля на тормозную колодку 7 действует крутящий момент силы Р на плече 2А—

1 — d/2, в виду чего она после углового перемещения, определяемого зазором

11, наталкивается на внутреннюю поверхность барабана и вызывает тем самым на нем тормозное усилие в окружном направлении. Линия действия силы Р„не зависит от износа фрикционной накладки, а тормозное действие остается постоянным. То р мозной хомут йоворачивается на угол при повороте тормозной колодки на угол Ч

Между центрами качанич хомута и осев::й линией источника энергии существует небольшое расхеждение, компенсируемое допустимым угловым отклонением вильчатого конца поршневого шатуна источника энергии„ а именно в объеме тангенциального перемещения с конца рычага и радиального перемещения, происходяще:.: на длине ход рычага по дуге.

Ход показывает допустимый максимал ный объем общего износа фрикцчонной накладки 15 и поверхностей тормозного башмака 14, т.е. состояние, при котором установочный механизм не играет роли„ т.е. не нужен.

При эксплуатации установо.ного устр.-:"."— ства 35 ход тормозной колодки постояв:-.с составлчет только L 1, что в расчете на ход поршневой пружины источника энерг".. и с учетом рычажной передачи соответству-. ет лишь величине Lz . Поэтому, можно уменьшить как расстояние сдво нного источника эчергии от опоры тормоза, так и его длину в направлении хода.

При изменении направления вращения тоРмозного барабана (например, при заднем ходе) хомут также изменяет под действием сллы трения направление, благо, аря чему эвольвентные поверхности, опира:ы::-еся одна о другую в нормальном со: c.: .и удаляются друг от друга.

Одновременно установочный элемен;:шарнирно закрепленный между хому.: ом колодкой 8 (получившей теперь возм-:жность движения), передает через пле;о .". (см. фиг. 3) силу, образующуюся от кр .— тящего момента P -d/2, на тормо ную колодку 8, которая после исчезновен.;и за зора и прижимается к барабану 1 и вь::.-.;-.. вает тормозящее трение.

Формула и з о б р е т е и я

1. Тормозное устройство колеса, содержащее установленные на его ступице тормозной барабан с внутренней рабочей поверхностью и тормозной диск, взаимодействующие соответственно с парой дугообразных колодок„ шарнирно установленных ча опорных пальцах„ диагонально расположенных HB кронштейне и с тормозны лй баш маками„св. ;.занными с исполнительным механизмом и взаимодействующими с колодками, а также два автоматических установочных элемента регулировки тормозного зазора„ о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышен. я эффективности торможения, обеспечения :омпактности и улучшения условий теплоотвода, колодки имеют П-об568385

15 разное поперечное сечение, а тормозной диск размещен между полками упомянутых колодок, каждая из которых снабжена хомутом, установленным вблизи ее свободного конца, охватывающим тормозные башмаки и образующим с последними фрикционное сцепление, причем каждый автоматический установочный элемент шарнирно закреплен своими концами соответственно на тормозном башмаке и полке противолежащей колодки.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что хомут выполнен заодно с тормозной колодкой и образует с башмаками зазор, .величина которого боль. ше тормозного зазора.

3. Устройство по п.1, о т л и ч .a ro щ е е с я тем, что хомут шарнирно установлен на опорном пальце, а участок его поверхности и примыкающий к нему концевоа участок поверхности колодки выполнены по профилю эвольвенты, центры начальных окружностей которой совпадают с осью опорных пальцев.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1,Патент ФРГ№ 1555209,кл.63 с 51/02, 1972 r.

2.Патент США ¹ 2871 990,кл. 1 88-70, 1959 r. (прототип).

Тормозное устройство колеса Тормозное устройство колеса Тормозное устройство колеса Тормозное устройство колеса Тормозное устройство колеса Тормозное устройство колеса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для торможения движущихся тел

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозному оборудованию

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, в частности к тормозным устройствам автомобиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подъемно-транспортных машинах
Наверх