Устройство для комбинированного управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (<>) 610690 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3а я в л ено 04.06.7 5 (21) 2 141 16 5/27-1 1 с присоединением, заявки Ме (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.06.76.Бюллетень Ме 22 (45) Дата опубликования описанияЗЪ.Оо.$3,. (51) M. Кл.

В 60 К 4.-1/12

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК 629.113-585-52 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Г. Крючков, В. В. Классен, Б. И. Левша, О. М. Кпепов и И. 3. Котов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО

УПРАВЛЕНИЯ БЕССТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИСС11ЕЙ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для комбинированного управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства.

Наиболее близким из известных технических решений к предлагаемому изобретению является устройство для комбинированного управления бессступенчатой трансмиссией транспортного средства, содержащее исполнительный гидроцилиндр, управляющий регулируемым органом, например наклонной шайбой гидронасоса, следящий золотниковый распределитель ручного управления, сообщенный с нагнетательной и сливной магистралями, и два электромагнитных клапана увеличения и уменьшения передаточного числа трансмиссии, связанные бесконтактной электрической цепью через усилитель с задатчиком загрузки двигателя транспортного средства (1).

Однако такое устройство не зашищает двигатель от перегрузок при неправильном воздействии на орган ручного управления или в том случае, когда водитель зафиксировал этот орган в каком-либо положении, а нагрузка на двигатель черезмерно возросла. При работающем автомате орган ручного управления перемешается, что противоречит требованиям тех2 ники безопасности. Для задачи предельной скорости движения в данных условиях водитель должен включить какое-либо ограничительное устройство.

Эти недостатки снижают надежности устрой ства.

Целью изобретения является повышение на. ежнос1и работы устройства.

Цель достигается за счет того, что в предлагаемом устройстве исполнительный гидроци, линдр сообшен с нагнетательной магистралью посредством электромагнитного клапана увеличения передаточного числа и со следящим зо,.toTHHKoBblM распределителем ручного управления посредством электромагнитного клапана уменьшения передаточного числа.

15 На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства.

Устройство состоит из индукционного датчика 1 с фазовым детектором загрузки двигателя внутреннего сгорания, якорь которого связан с рейкой топливного насоса 2. Пре" образователь 3 служит для питания датчика 1, который через бесконтактную электрическую цепь связан с усилителем 4 постоянного тока, собранным на плоскостHblx транзисторах, нагрузкой которого являются обмотки 5 и 6 соответственно электромагнитных клапанов 7 и 8.

610690

Клапан 7 связывает исполнительный гидроцилиндр 9 со следящим золотниковым распрсделlãåIåì !О, золотник которого, в свою очерсдь, связ-l с механизмом ручного управления

1 l. Распределитель 10 связан также с нагнетательной 12 и сливной !3 магистралями гидросистемы. Клапан 8 связывает гидроцплиндр

9 с магистралью 12. Гидроцилиндр 14 является подпорным. Он имеет меньший диаметр и:.;р и н по сравнению с поршнем исполнительног. гндроци IHHJipB и постоянно связан с магпс р:. .—. ю 12. Штоки поршней гпдроцилиндров

9 и 4 соединены между собой, а также жестко связаны с корпусом распределителя 10 и регулирующим органом, например наклонной шайбой, гидронасоса в гидростатической передаче 15 бесступенчатой трансмиссии.

В режиме автоматического управления устройство работает следующим образом.

При работе двигателя на заданном режиме датчик 1 не вырабатывает сигнала. При этом нормально открытый клапан 7 закрыт, нормально закрытый клапан 8 также закрыт, что обеспечивается показанной на чертеже схемой включения транзисторов в усилителе 4 постоянного тока. )Кидкость запсрта в гидроцилиндре

9 и препятствует перемещению поршня и связанного с ним объекта управления. При отклонении загрузки двигателя внутреннего сгорания от заданной индукционный датчик 1 вырабатывает сигнал постоянного тока, полярность кот<:рого зависит от направления отклонения от заданного режима работы двигателя внутреннего сгорания. Этот сигнал усиливается в усилителе 4 и подается в обмотки 5 или 6 соответственно клапанов 7 или 8. Подача сигнала в верхнее по схеме плечо усилителя происходит при недогрузке двигателя и вызывает исчезновение тока в обмотке 5 электромагнитно- 35 го клапана 7, который открывается. При этом жидкость из гидроцилиндра 9 под воздействием подпорного усилия поршня гидроцилиндра 14 вытесняется через открытый клапан 7 и распределитель 10 в магистраль 13. Поршни гидроцнлиндров перемещаются вправо по чертежу, 40 увлекая за собой объект управления в сторону уменьшения передаточного числа. Подача сигнала в нижнее по схеме плечо усилителя 4 происходит при перегрузке двигателя и вызывает появление тока в обмотке 6 клапана 8, 45 который. открывается, и жидкость из магистрали 12 поступает в гидроцилиндр 9, вызывая перемещение его поршня влево, в сторону увеличения передаточного числа бесступенчатой передачи.

Ручное управление осуществляется от механизма ручного управления 11, воздействующего на плунжер распределителя 10. При этом за счет жесткой обратной связи поршни гидроцилиндров 9 и 14 точно копируют перемещения плунжера распределителя 10 и перемещают объект управления.

Взаимодействие ручного и автоматического управления осуществляется следующим образом.

Ручное управление осуществляется при не;Iîãðóæåíí0ì двигателе внутреннего сгорания, бО когда клапан 7 под воздействием сигнала недогрузки от датчика 1 открыт и соединяет золотниковый распределитель с гидроцилиндром

9. При достижении двигателем номинальной загрузки клапан 7 закрывается, и дальнейшее перемещение органа ручного управления в сторону уменьшения передаточного числа уже не вызывает соответствующего перемещения поршня гидроцилиндра 9 и связанного с ним объекта управления. Дальнейшее управление трансмиссией осу!IIåñòâëÿåòñÿ приборами автоматического управления по описанному выше принципу. Как видно из чертежа, плунжер золотникового распределителя при этом постоянно соединяет клапан 7 со сливной магистралью, что и требуется для работы приборов автоматического управления.

Переход с автоматического управления на ручное происходит при воздействии на механизм ручного управления, направленном на увеличение передаточного числа бесступенчатой передачи. После перемещения рычага ручного управления на величину холостого хода, зависящую от разности передаточных чисел, заданного рычагом и установленного автоматом в момент переключения, плунжер распределителя !0 соединяет закрытый клапан 7 с магистральк> 12. При этом открывается обратный клапан, встроенный в клапан 7, и давление нагнетания перемешает поршень гидроцилиндра 9 и связанный с ним объект управления влево, т. е. в сторону увеличения передаточного числа трансмиссии. Вследствие возникшей недогрузки двигателя внутреннего сгорания датчик 1 посылает командный сигнал, открывающий клапан 7, и жидкость, минуя обратный клапан, свободно перепускается в обоих направлениях, что требуется для осуществления ручного управления.

В аварийной ситуации, когда к приборам автоматического управления не поступает питающего напряжения, может быть осуществлено ручное управление трансмиссией без дополнительных переключений, так как при этом клапаны 7 и 8 будут соответственно открытым и закрытым и управление гидроцилиндром 9 будет осуществляться только механизмом ручного управления через распределитель 10.

Формула изобретения

Устройство для комбинированного управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства, содержащее исполнительный гидроцилиндр, управляющий регулируемым органом, например наклонной шайбой гидронасоса, следящий золотниковый распределитель ручного управления, сообщенный с нагнетательной и сливной магистралями, и два электромагнитных клапана увеличения и уменьшения передаточного числа трансмиссии, связанные бесконтактной электрической цепью через усилитель с датчиком загрузки двигателя транспортного средства, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, исполнительный гидроцилиндр сообщен с нагнетательной магистралью посредством электромагнитного клапана

6!0690

Составитель С. Макаров

Техред О. Луговая Корректор А. Лакида

Тираж 841 Подписное

Редактор И.Шубина

Заказ 3072/11

ЫНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауьпская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Г1роектная. 4 увеличения передаточного числа и со следящим золотниковым распределителем ручного управления посредством электромагнитного клапана уменьшения передаточного числа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство Гй 389968, кл.

В 60 к 41II12, 1970.

Устройство для комбинированного управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства Устройство для комбинированного управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства Устройство для комбинированного управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх