Система управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства

 

Использование: изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства. Сущность изобретения: система управления бесступенчатой трансмиссией содержит блок управления передаточным числом трансмиссии и блок управления сцеплением, связанный с блоком управления передаточным числом трансмиссии, а последний связан обратной связью с блоком управления сцеплением. Такая система управлением бесступенчатой транссмиссией транспортного средства обеспечивает снижение износа сцепления и улучшение процесса регулирования. 2 с. и 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для управления бесступенчатой трансмиссией транспортного средства.

Известны системы управления бесступенчатой трансмиссией, в которых включение сцепления производится в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, а передаточное число трансмиссии изменяется в зависимости от положения дроссельной заслонки и частоты вращения коленчатого вала двигателя [1] Недостатком таких систем управления бесступенчатой трансмиссией является возможность буксования сцепления при движении с частотой вращения коленчатого вала двигателя, меньшей частоты вращения полного включения сцепления, что может привести к его износу и повышенному расходу топлива.

Известна система управления бесступенчатой трансмиссией, взятая за прототип, содержащая регулятор передаточного числа бесступенчатой трансмиссии, связанный через регуляторы давления и системы сервоуправления давлением ведущей и ведомой стороны и гидрораспределитель с ведущим и ведомым шкивами бесступенчатой трансмиссии и блок управления стартовым сцеплением, связанный через систему сервоуправления давлением и гидрораспределитель со стартовым сцеплением, причем в качестве одного из входных сигналов для узла управления сцеплением является передаточное число трансмиссии, сигнал о величине которого поступает с регулятора передаточного числа бесступенчатой трансмиссии, при этом сцепление может буксовать только при максимальном передаточном числе трансмиссии, а при меньшем передаточном числе оно постоянно включено независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя [2] Недостатком данной системы управления бесступенчатой трансмиссией является возможность начала изменения передаточного числа бесступенчатой трансмиссии до полного включения сцепления, что может привести к увеличению времени буксования и работы буксования сцепления, а также возможность резкого включения сцепления после начала изменения передаточного числа трансмиссии.

Целью изобретения является снижение износа сцепления и улучшение процесса регулирования.

Указанная цель достигается тем, что система управления бесступенчатой трансмиссией содержит блок управления передаточным числом трансмиссии и блок управления сцеплением, связанный с блоком управления передаточным числом трансмиссии, а последний связан обратной связью с блоком управления сцеплением.

На фиг. 1 изображена функциональная схема системы управления; на фиг.2 гидравлическая система управления; на фиг.3 система управления с электронным управлением.

Система управления бесступенчатой трансмиссией (фиг.1) содержит блок 1 управления передаточным числом бесступенчатой трансмиссии, представляющий собой золотниковый гидрораспределитель 2, золотник которого в гидравлической системе управления передаточным числом трансмиссии (фиг.2) связан с кулачком органа настройки педалью акселератора 3, а в электронной системе управления (фиг.3) с электроприводом 4 (электромагнит, шаговый двигатель и т.д.), связанным с электронным блоком 5 управления передаточным числом, который связан с органом настройки педалью акселератора 3, связанный прямой 6 (давление жидкости в каналах управления) и обратной 7 связью (представляющей собой в гидравлической системе управления центробежный датчик частоты вращения ведущего вала и механический щуп 9 на бесступенчатой трансмиссии, а в электронной системе управления датчики частоты вращения входного 8 и выходного 10 валов бесступенчатой трансмиссии) с бесступенчатой трансмиссией 11, блок 12 управления сцеплением, клапан управления сцеплением 13, управляемый в электронной системе управления электроприводом 14, сигнал на который поступает от электронного блока 15 управления сцеплением, связанный прямой 16 (давление жидкости в каналах управления) и обратной 17 связью, например, с датчика 18 частоты вращения двигателя со сцеплением 19. Причем блок управления передаточным числом бесступенчатой трансмиссии связан прямой 20 (в гидравлической системе управления связь от щупа 9 на блокирующий клапан 21, а в электронной от электронного блока управления передаточным числом 5 к электронному блоку 15 управления сцеплением) и обратной 22 связью (в гидравлической системе связь от линии управления сцеплением к фиксатору 23, а в электронной системе управления от электронного блока управления сцеплением к электронному блоку 5 управления передаточным числом) с блоком управления сцеплением.

Работа системы управления осуществляется следующим образом.

При трогании автомобиля с места сцепление 8 разомкнуто, передаточное число трансмиссии 11 максимально. До полного включения сцепления 19 с блока 12 управления сцеплением по линии обратной связи 22 поступает сигнал на блок управления передаточным числом бесступенчатой трансмиссии, который блокирует максимальное передаточное число бесступенчатой трансмиссии 11. В гидравлической системе управления это осуществляется за счет блокировки фиксатором 23 золотникового гидрораспределителя в положении, соответствующем максимальному передаточному числу трансмиссии, а в электронной за счет подачи на электропривод 4 сигнала с электронного блока 5 управления передаточным числом, который там формируется при поступлении соответствующего сигнала с электронного блока 15 управления сцеплением.

При разгоне автомобиля до некоторой скорости сцепление 19 плавно включается, после полного его включения по линии обратной связи 22 на блок управления передаточным числом бесступенчатой трансмиссии 1 поступает сигнал, разблокирующий изменение передаточного числа бесступенчатой трансмиссии 11 (разблокировка фиксатора 23 или подача разрешающего сигнала с блока управления 15 на блок управления 5 соответственно), и с этого момента может начинать изменяться передаточное число бесступенчатой трансмиссии.

После начала изменения передаточного числа по линии прямой связи 20 поступает сигнал на блок 12 управления сцеплением, который блокирует сцепление 19 во включенном положении вплоть до последующего увеличения передаточного числа бесступенчатой трансмиссии до максимального, когда по линии прямой связи 20 поступит сигнал на блок 12 управления сцеплением, разблокирующий сцепление 19. Это осуществляется в гидравлической системе управления за счет срабатывания блокирующего клапана 21 под действием щупа 9 в положение "сцепление включено", а в электронной за счет подачи сигнала, запрещающего выключение сцепления с электронного блока управления передаточным числом к электронному блоку управления сцеплением. Если при движении с передаточным числом, меньшем максимального, частота вращения двигателя упадет, это не приведет к выключению сцепления, а частота вращения двигателя будет поддерживаться за счет передаточного числа, так как по линии прямой связи 20 поступает сигнал, блокирующий сцепление 19. Если при разгоне в процессе буксования сцепления водитель резко отпустит педаль акселератора, это не приведет к уменьшению передаточного числа трансмиссии, а произойдет плавное включение сцепления, так как по линии обратной связи 22 поступает сигнал, блокирующий максимальное передаточное число бесступенчатой трансмиссии. Таким образом переходные процессы становятся более устойчивыми.

Применение изобретения позволит повысить устойчивость процесса регулирования и снизить износ сцепления.

Формула изобретения

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕССТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая блок управления передаточным числом трансмиссии и блок управления сцеплением, связанный с блоком управления передаточным числом трансмиссии, отличающаяся тем, что блок управления передаточным числом трансмисси соединен обратной связью с блоком управления сцеплением.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок управления передаточным числом трансмиссии выполнен в виде гидрораспределителя, золотник которого связан с органом настройки, прямой связью золотник связан с блокирующим клапаном управления сцеплением, а обратной связью - с линией управления сцеплением, при этом блок управления сцеплением выполнен в виде клапана управления сцеплением и блокирующего клапана управления сцеплением.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок управления передаточным числом трансмиссии выполнен в виде гидрораспределителя с золотником, электропривода, связанного с золотником, электронного блока управления сцеплением и электронного блока управления передаточным числом трансмиссии, связанного с электроприводом и органом настройки, а прямой и обратной связями - с электронным блоком управления сцеплением, при этом блок управления сцеплением выполнен в виде клапана управления сцеплением, электропривода, связанного с электронным блоком управления сцеплением.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена с использованием бортовых бесступенчатых передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к приводам управления дизельным двигатегг лем и гидромеханической трансмиссией промышленных тракторов

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для комбинированного управления двигателем внутреннего сгорания и гидрообъемной трансмиссией самоходной машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх