Подшипниковый узел

 

Союз Советскын

Социалистический

Республик

„„737676 (61) Дополнительное к авт. свид-sy— (51) М. Кл (22) Заявлено 27.02.76 (21) 2328973/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

F 16 С 33(66

Гесударствеиай квинтет

СССР

3а делам нзойрнтеннй н втнрмтнй

Опубликовано 30.05.80. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 05.06.80 (53) УДК 621.822.,9 (088.8) (72) Ав гор изобретения

Н. Б. Скопин

Украинский 1 осударственный проектно-технологический и экспериментальный институт «Укроргстанкинпром» (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫИ УЗЕЛ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к цодшипниковым узлам с циркуляционной смазкой.

Известен подшипниковый узел, содержащий смонтированный в корпусе и установленный на валу подшипник качения, торцовые крышки, резервуар для смазки и каналы подвода смазки к подшипнику, а также устройство для подачи смазки, включающее вращающийся диск, екребок и приемный лоток (1).

Этот подшипниковый узел является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.

Однако в известном подшипниковом узле смазка, находящаяся в резервуаре, постоянно вспучивается вращающимся диском, и загрязненная смазка поступает к подшипнику, кроме того, на больших оборотах смазка будет сброшена с диска под действием центробежных сил, что исключает ее попадание в подшипник.

Цель изобретения — повышение надежности циркуляционной смазки на любых оборотах и повышение срока службы.

Для этого скребок и приемный лоток смонтированы в корпусе, при этом скребок

2 имеет клиновый профиль, а приемный лоток размещен между подшипником и вращающимся диском, выполнен в основании с отверстием и снабжен расположенным под от-верстием горизонтальным козырьком, часс тично охватывающим враща1ощийся диск и образующим своим торцом с крышкой зазор, кроме того, вращающийся диск выполнен со стороны крышки с конусным бортом, направленным вертикально к крышке, с равномерно расположенными по периферии па1о раллельно валу перегородками, с размещенными между ними отверстиями разного диаметра и конусообразным кольцевым выступом, направленным к крышке и размещенным в средней части диска.

Кроме того, торцовая крышка со сторо1 ны вращающегося диска выполнена из двух концентрично расположенных втулок с фланцами, при этом наружная поверхность наружной втулки выцолнена с двусторонними расходящимися к торцам уклонами, а отверстие о наружной втулки выполнено овальным под углом к оси вала с вершиной, лежащей со стороны подшипника, при этом в торце фланца наружной втулки выполнена выточка для размещения фланца внутренней втул737676

SS эе

2S зо

Формула изобретения зю

4S

SO

3 ки, а фланец наружной втулки смонтирован в корпусе и имеет конусообразный козырек, расположенный над горизонтальным козырьком приемного лотка, кроме того, внутренняя втулка смонтирована на валу и имеет ступенчатую коническую наружную поверхность.

На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипниковый узел, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1.

Подшипниковый узел состоит из смонтированного в корпусе 1 и установленного на валу 2 подшипника качения 3 и торцовых крышек 4 и 5. В корпусе смонтированы скребок 6, приемный лоток 7 и каналы подвода смазки 8. В основании приемного лотка выполнено отверстие 9. Лоток имеет также горизонтальный козырек 10. На валу закреплен вращающийся диск 11, имеющий конусный борт 12 с перегородками 13, между которыми расположены отверстия 14 разного диаметра. В средней части диска 11 выполнен конусообразный кольцевой выступ 15.

Торцовая крышка 5 выполнена из двух втулок 16 и 17 с фланцами 18 и 19. На наружной втулке 16 выполнены расходящиеся к торцам уклоны 20, а отверстие 21 выполнено овальным и под углом к оси; кроме того, имеется конусообразный козырек 22, расположенный над козырьком 10 лотка 7.

Внутренняя втулка 17 имеет ступенчатую коническую наружную поверхность 23.

Работа узла на малых оборотах происходит таким образом.

Диск 11 при вращении смачивается маслом и с него скребок 6 снимает смазку, которая стекает в приемный лоток 7, из него по каналам 8 стекает вниз, проходит сквозь шарики подшипника 3, попадает в полость, образованную корпусом 1 подшипника и основанием лотка и, пройдя сквозь. отверстие 9 попадает в полость, образованную козырьком 10 и корпусом 1. Смазка, оставляя в полости грязь и продукты износа, смытые с шариков подшипника 3 через узкую щель, образованную торцом козырька 10 и фланцем 18 крышки 5, поступает к вра1цающемуся диску. Очистка смазки происходит за счет того, что эта зона находится в состоянии покоя.

Циркуляционную смазку подшипника очищенным маслом производят непрерывно, надежно охлаждая его. . Работа узла на средних и высоких оборотах осуществляется следующим образом.

Центробежные силы, возникшие при вращении диска, сбрасывают масло с его дна, но одновременно удерживают его во внутренних полостях диска 11 между перегородками 13.

Центробежные силы выбрасывают масло через отверстия 14 в зону, расположенную над приемным лотком. Собравшись в центре лотка, благодаря имеющимся в нем уклонам, масло попадает в канал 8.

Отверстия 14 выполнены разного диаметра для того, чтобы масло на различных оборотах и имея различную вязкость, хотя бы через одно отверстие какого-либо диаметра выбросилось в зону, расположенную над приемным лотком.

Таким образом, если несколько капель масла попадает на приемный лоток, то учитывая, что вал делает несколько сот об/мин, становится очевидным, что масла в подшипник поступает достаточно.

При остановке диска 11 масло из верхней его части, стекая вниз, попадает на конусообразный выступ 15 и по его боковой поверхности стекает в желоб, образованный двумя уклонами 20. Перемещаясь по его окружности, частично стекает в масляную ванну по одной образующей конической поверхности уклонов 20, а частично — по другой образующей конической поверхности уклонов. Если некоторой части масла удается пройти через зазор, образованный торцом втулки 17 и внутренним дном диска 11, то она попадает на коническую поверхность

23, сбегает вниз по ее образующей, а затем стекает по окружности от нас или к нам вниз.

Изобретение повышает надежность циркуляционной смазки автономно расположенных подшипников, и надежность уплотнения валов, работающих на любых скоростях без износа и потерь на трение, увеличивает срок службы подшипников.

1. Подшипниковый узел, содержащий смонтированный в корпусе и установленный на валу подшипник качения, торцовые крышки, резервуар для смазки и каналы подвода смазки к подшипнику, а также устройство для подачи смазки, включающее вращающийся диск, скребок и приемный лоток, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения надежности циркуляционной смазки на любых оборотах и повышения срока службы, скребок и приемнь1й лоток смонтированы в корпу се, при этом скребок имеет клиновый профиль, а приемный лоток размещен между подшипником и вращающимся диском, выполнен в основании с отверстием и снабжен расположенным под отверстием горизонталь ный козырьком, частично охватывающим вра щающийся диск и образующим своим торцом с крышкой зазор, кроме того, вращающийся диск выполнен со стороны крышки с конусным бортом, направленным вертийально к крышке, с равномерно расположенным по периферии параллельно валу перегородка ми, с размещенными между ними отверстиями разного диаметра и конусообразным кольцевым выступом, направлейным к крышке и размещенным в средней части диска. 737676

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что торцовая крышка со стороны вращающегося диска выполнена из двух концентрично расположенных втулок с фланцами, при этом наружная поверхность наружной втулки выполнена с двусторонними расходящимися к торцам уклонами, а отверстие наружной втулки выполнено овальным под углом к осн вала с вершиной, лежащей со стороны подшипника, при этом в торце фланца наружной втулки выполнена выточка для размещения фланца внутренней втулки, а фла- 1О ь нец наружной втулки смонтирован в корпусе и имеет конусообразный козырек, расположенный над горизонтальным козырьком приемного лотка, кроме того, внутренняя втулка смонтирована на валу и имеет ступенчатую коническую наружную поверхность.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 . Патент ФРГ № 874536, кл. 47 в 12, 1949.

737676

Составитель Д. Хохлов

Редактор Г. Улыбина Техред K. Шуфрич Корректор В. Бутяга

Заказ 2636/17 Тираж 1О95 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рауглская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройствам подшипников, содержащим систему смазки, и может быть использовано в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам с подшипниками качения с консистентной смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях опор

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способу и устройству для удаления регулируемо подаваемого к подшипнику скольжения смазочного средства
Наверх