Предохранительная муфта

 

(i i) 79427I

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Onws ооветсай

Социалистических

Реслублии

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.12.78 (21) 2699250/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 07.01.81 (51) М. Кл з

F 16D 7/04

Государственный комитет

СС,СР (53) УДК 621.825.5 (088.8) ла делам изобретений

H открытий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

В. В. Пукас, В. И. Стрельченко и В. М. Баль

Киевский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых передачах, в которых по условиям их эксплуатации требуются различные по величине максимальные передаваемые крутящие моменты, например в силовых передачах станков, стендов для испытания зубчатых колес и т. п.

Известны предохранительные механизмы, выполненные в виде планетарной зуб- >0 чатой муфты.

Известна предохранительная муфта, содержащая установленную на валу солнечную шестерню, взаимодействующую со смонтированными на ведущем валу сател- 15 литами, на торце каждого из которых эксцентрично расположены пальцы с закрепленными на них концами тарированной пружины. Тарированная пружина установлена в плоскости, проходящей через ось 20 вращения солнечной шестерни (1).

Однако конструкция этой муфты предусматривает срабатывание только при одном постоянном значении величины максимального крутящего момента, передаваемого 25 муфтой, что обусловлено постоянной величиной предварительной деформации пружины, а также эксцентриситета расположения пальцев на торцах сателлитов. Это обстоятельство не позволяет применить муфту в З0 устройствах, в которых величина максимального передаваемого крутящего момента в силу каких-либо причин может меняться.

Известна также предохранительная муфта, содержащая корпус, солнечную шестерню, взаимодействующую со смонтированными на ведущем валу сателлитами, на торце каждого из которых эксцентрично установлены пальцы, и тарированную пружину, установленную в плоскости, проходящей через ось вращения солнечной шестерни и своими концами связанную с пальцами. При этом пальцы установлены в ползунах, снабженных винтами. Винты установлены в гайках, закрепленных на торцах сателлитов (2).

В известной муфте пальцы, а следовательно, и точки закрепления концов пружин имеют возможность перемещаться по радиусу относительно сателлита, изменяя тем самым как эксцентриситет точки приложения силы, так и величину предварительной деформации пружин и, следовательно, величину максимального, передаваемого муфтой крутящего момента.

Для того, чтобы изменить величину максимального крутящего момента, необходимо путем проворачивания гайки передвинуть винт с ползуном и пальцем вдоль ра794271 диуса сателлита, При этом изменяется эксцентрисигет точки крепления конца пружины и величина ее предварительной деформации. Для этого необходимо остановить машину, в которой работает рассматриваемая муфта, что не всегда желательно, а иногда и невозможно. 11ри установке муфты в труднодоступных местах машины осуществить такую регулировку весьма затруднительно. Кроме того, из-за раздельности регулировки обоих концов пружины сложно добиться равной величины эксцентриситета обоих сателлитов.

С целью улучшения условий эксплуатации предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде солнечной шестерни и сцепленные с ней сателлиты, установленные на ведомой полумуфте и связанные тарированной пружиной, расположенной в плоскости, проходящей через ось вращения солнечной шестерни, и концами закрепленной эксцентрично относительно оси вращения сателлитов, снабжена вращающимися элементами, смонтированными на ведомой полумуфте соосно сателлитам и подвижно в осевом направлении, и промежуточными звеньями, каждое из которых выполнено в виде двух связанных между собой поводков, при этом один из них закреплен эксцентрично и. шарнирно на торце сателлита, а другой — на торце вращательного элемента, и пруяина зафиксирована концами на промежуточных звеньях.

Муфта может быль снабжена охватывающим полумуфты корпусом и узлом управления вращающихся элементов, выполненным в виде размещенной в ведомой полумуфте подвижно вдоль ее оси фланцевой втулки и смонтированного в ней и корпусе ходового винта, при этом вращательные элементы установлены на фланцевой втулке.

Кроме того, вращательные элементы могут быть выполнены в виде дополнительных сателлитов и находящейся с ними в зацеплении дополнительной солнечной шестерни.

На фиг. 1 изображен общий вид предохранительной муфты в продольном разрезе; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3— вид Б фиг. 1; на фиг. 4 — пример выполнения промежуточного звена; на фиг. 5 — сечение  — В фиг. 4; на фиг. 6 — кинематическая схема муфты; на фиг. 7 — вариант выполнение кинематической схемы муфты.

Муфта содержит корпус 1, в котором на валу 2 смонтирована ведущая полумуфта в виде солнечной шестерни 3, находящейся в зацеплении с сателлитами 4. Сателлиты 4 смонтированы в ступице 5 ведомой полумуфты — колеса 6, находящегося в зацеплении с ведущей шестерней 7, смонтированной на валу 8. На торцах сателлитов 5 шарнирно закреплены поводки 9 про5

65 межуточных звеньев 10, на которых закреплены концы тарированной пружины 11. другие поводки 12 промежуточных звеньев

10 шарнирно закреплены на торцах дополнительных сателлитов 13, установленных соосно основным и взаимодействующих с дополнительной солнечной шестерней 14.

11оследняя посажена на промежуточном валу 1э. 11ромежуточный вал 15 солнечной шесгерни и дополнительные сателлиты 13 с помощью подшипников 16 смонтированы па узле управления, выполненном в виде фланцевои втулки 17, которая подвижно в,„оль оси полумуфты б с помощью шлицевого соединения размещена в ступице 5 ведомого колеса б. 13о фланцевой втулке 17 соосно с основной 3 и дополнительной 14 солнечной шестерней в подшипнике 18 установлен ходовой винт 19 с резьбой 20, выполненной в корпусе 1.

11редохранительная муфта работает следующим образом.

При передаче вращения от ведущей шестерни i к ведомому колесу б, по мере увеличения нагрузки на валу 2, происходит проворачивание сателлитов 4 синхронно с дополнительными сателлитами 13 на некоторый угол относительно исходного положения, т. е. положения, при котором расстояние между промежуточными звеньями

10, а, следовательно, и растяжение пружины 11 будет минимальным.

11роворачивание сателлитов 4 и 13 вызывает увеличение расстояния между промежуточными звеньями 10 и растяжение пружины 11. При этом увеличивается также плечо приложения усилия, создаваемого пружиной 11. Вследствие увеличения растяжения пружины 11 и плеча приложения усилия увеличивается момент сопротивления механизма. Момент будет увеличиваться до тех пор, пока не достигнет своего максимального значения. Это произойдет тогда, когда плечо приложения усилия, создаваемого пружиной 11, будет максимальным. В дальнейшем уменьшение плеча будет происходить интенсивнее увеличения растяжения пружины 11 и поэтому момент сопротивления механизма будет уменьшаться, и когда промежуточные звенья 10 займут поло кение, противоположное исходному, станет равным нулю.

Это произойдет в том случае, если нагрузка на валу 2 превысит допустимую.

Величина максимального передаваемого крутящего момента, т. е. момента, при превышении которого наступает срабатывание механизма, зависит от величины эксцентриситета точки приложения усилия пружины

11, а именно от расстояния между осью промежуточного звена 10 и общей осью сателлитов 4 и 13, а также от величины предварительной деформации пружины 11 и при неизменном эксцентриситете и деформация будет постоянной.

794271

Для того, чтобы увеличить или уменьшить величину эксцентриситета и предварительной деформации, а следовательно, и максимального крутящего момента, необходимо путем проворачивания ходового винта 19 в резьбе 20 переместить фланцевую втулку 17 со смонтированными на нем дополнительными сателлитами 13 и солнечной шестерней 14 вдоль оси. При этом увеличится угол между поводками 9 и 12 промежуточных звеньев 10 и расстояние между осями промежуточных звеньев 10 и осью сателлитов 4 и 13.

Величину эксцентписитета можно уменьшить до нуля, т. е. до того положения промежуточных звеньев 10. когда их оси и общие оси сателлитов 4 и 13 совпадут, передаваемый крутящий момент станет равным нулю и муфта выключится из работы.

Описанная конструкция ппедохпанитель- ®О ной муфты благодаря наличию безступенчатой регулировки величины эксцентписитета точек крепления пружины и ее ппедварительной леформапии с узлом уппавления в виде холового винта, вынесенном за пределы корпуса и невращающимся вместе с шестернями муфты, позволяет обеспечить возможность управления работой муфты, регулировать величину максттмального момента, включать и отключать муфту без ее остановки, обеспечивая при этом равномерность изменения эксцентриситета на обоих сателлитах.

Муфта может найти применение как пусковое устройство лля силовых агрегатов, например использоваться как сцепление в автомобилях.

Формула изобретения

1. Предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде солнечной шестепни и сцепленные с ней сателлиты, установленньте на ведомой пол муфте и связанные тапипованной ппужиной, пасположенной в плоскости, ппохолятцей чепез ось вращения солнечной шестепни, и концами закпепленной эксцентрично относительно оси впащения сателлитов, отличающаяся тем, что, с целью члучшения условий эксплуатации, она снабжена вращаютцимися элементами, смонтированными на ведомой полумчфте соосно сателлитам и подвижно в осевом наппявлении, и промежуточными звеньями, кажлое из котопых выполнено в виде двух связанных межлу собой поволков, ппи этом олин из них закреплен эксттентпично и тпарнирно на топтте сателлита, с лпугой — на торце впашательного элемента, н пру>кина зяфиксипована концами на ппомежуточных звеньях.

2. Муфта по и. 1, отлич а юща яс я тем. что она снабжена охвятываюптим пол мтФтьт коппусом и узлом появления впятпяютттттхся элементов, вттполненным в ниле

Пязметпенной В ве омоч пол мусЪте полвттжно влол ее оси т1тлянцевой втулки и смонтипованного в цей и в копн се холового витття, при этом впатцятотциеся элеметтты установлены на фланпевой втулке.

3. MvA a по пп. 1 и 2, отлич аюш а яс я тем, что вращательные элементы выполненьт в виле дополнительных сателлитов и нахолятцейся с ними в зацеплении дополнительной солнечной шестерни.

Источники информации, ппинятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 509738, кл. F 16D 7/04, 1977.

2. Авторское свилетельство СССР по зяявтсе № 2490355/25-27, кл. F 16D 7/04, 1977 (прототип).

794271

Pgz 7

Составитель О. Логвинова

Редактор И. Гохфельд Техред А. Камышннкова Корректор Л. Орлова

Заказ 37/10 Изд. № 154 Тираж 1007 Г1одпнсное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к муфтам, предназначенным для предохранения элементов конструкции

Изобретение относится к области автомобилестроения и машиностроения, а более конкретно к изготовлению трансмиссий универсальных транспортных средств

Изобретение относится к ручной машине, прежде всего к перфоратору или отбойному молотку

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатого автоматического привода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам для защиты машин и механизмов от перегрузки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к предохранительным муфтам
Наверх