Транспортное средство

 

Союз Соаетскик

Социалистических

Ресиубпик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

«i> 7999? 5

К АВТРРСКРМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03 04.79(21) 2745536/27-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Опубликовано 300181 Бюллетень №4 (51}М. К .

В 60 К 41/28

В 60 Т 1/00

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй ()НЖ 629.113.

° 592.6(088.8) Дата опубликования описания 30, 01. 81 i j .1

i: (> c

Н. В. Богдан, А. M. Расолько, M. П. Ивандиков и Е. A-;Ромайчив (72) Авторы изобретения

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (5 4) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается транспортных средст в с си c T емами торможения двигателем.

Наиболее близким-к предлагаемому является транспортное средство, содержащее двигатель внутреннего сгорания, соединенный посредством муфты сцепления и вала с увеличителем крутящего момента, состоящим из блокировочной и обгонной муфт и планетарного редуктора, который, в свою очередь, соединен с ведущим валом ступенчатой коробки передач, связанной через главную передачу и дифференциал с колесами тягача и систему торможения, состоящую из источника давления, подключенного через кран управления к магистрали управления, соединенной с полостями пневмоцилиндров, штоки поршней которыХ связаны соответственно с заслонкой, установленной в выпускном коллекторе двигателя, и с органом регулирования подачи топлива. На данном транспортном средстве возможно после закрытия заслонки, установленной в выпускном коллекторе, воздействием на рукоятку управления увеличи-теля крутящего момента (УКМ) увеличить передаточное отношение трансмиссии без разрыва потока тормозно мощности (11.

Однако это достигается не автоматически, что усложняет управление транспортным средством, так как требуется время для включения увеличителя крутящего момента, и таким образом ухудшает безопасность движения, 10 поскольку водитель должен отвлекаться от дорожной ситуации для дополнительного переключения.

Цель изобретения, — обеспечение автоматического управления при тормо15 женин двигателем.

Поставленная цель достигается тем, что транспортное средство снабжено пневмоцилиндром управления, блокировочной муфтой увеличителя крутя20 щего момента, при этом полость указанного пневмоцилиндра подключена к магистрали управления.

На чертеже схематически изображено транспортное средство.

Транспортное средство содержит коленчатый вал 1 двигателя, соединенный посредством муфты 2 сцепления и вала 3 с увеличителем 4 крутящего момента. Последний выполнен в виде

36 блокировочной 5 и обгон ой 6 муфт, 799975 планетарного редуктора, который содержит водило 7, сателлиты 8, контактирующие с солнечной шестерней 9.

Ведомая шестерня 10 валом 11 соединена со ступенчатой коробкой передач 12, которая через главную передачу 13 и дифференциал 14 связана с колесами 15 тягача. Блокировочная муфта 5 связана с пневмоцилиндром

16 уиравленйя, последний соединен с магистралью 17 управления пневмоцилиндрами 18 и 19, соответственно взаимодействующими штоками с заслонкой 20, установленной в выпускном коллекторе 21 двигателя, и рейкой топливного насоса 22. С магистралью

17 связан кран 23, а к нему подсоединен источник давления 24. Блокировочн а я му фт а 5 ки н емати чески св язана с рычагом 25 ручного включения увеличителя крутящего момента (УКИ) .

Транспортное средство работает следующим образом, При работе двигателя в тяговом режиме, то есть при движении транспортного средства по грунтам с высоким коэффициентом сцепления, планетарный механизм не работает и передаточное число планетарного редуктора равно единице, а передаточное число трансмиссии меняет только ступенчатая. коробка передач 12. В этом случае пневмоцилиндр 16 за счет усилия пружин прижимает диски блокировочной муфты 5, последняя находится во включенном положении, а шестерня 9 и водило 7, валы 3 и ll вращаются как одно целое.

При увеличении сопротивления движению можно увеличить передаточное число трансмиссии, нажав на рычаг 25 ручного (ножного) включения блокировочной муфты 5. Тогда водило

7 стремится повернуться в обратном направлейни по отношению вала 3 и ролики обгонной муфты заклиниваются, водило 7 стопорится, а крутящий- момент с вала 3 на вал 11 передается через сателлиты 8. Общее передаточное число трансмиссии увеличивается.

При движении на спуске необходимо притормаживать транспортное средство для предотвращения разгона его. c этой целью применяется торможение двигателем внутреннего сгорания. Для этого водитель воздействует на кран 23, который сообщает магистраль 17 с источником давления 24. В результате воздух поступает в цилиндр 19, 18 и 16 и пере30

$0

55 мещает рейку топливного насоса 22, поворачивает з аслонку 20 в выпускном коллекторе 21 и выключает блокировочную муфту 5. (Укаэанная последовательность обеспечивается разной жесткостью пружин .цилиндров) .

В результате этого момент передается через сателлиты 8 и передаточное число трансмиссии увеличивается.

Известно, что эффективность тормо. женин двигателем прямо пропорциональна его оборотам, поэтому всегда на спусках необходимо переключаться на низшую передачу для увеличения передаточного числа трансмиссии, что достигается в предлагаемом транспортном средстве автоматическим выключением блокировочной муфты 5.

Таким образом, при движении на спуске торможение двигателем внутреннего сгорания и увеличение передаточного числа трансмиссии осуществляется сообщением магистрали 17 с источником давления 24.

Формула изобретения

Транспортное средство, содержащее двигатель внутреннего сгорания, . соединенный посредством муфты сцепления и вала с увеличителем крутящего момента состоящим из блокировочной и обгонной муфт и планетарного редуктора, который в свою очередь соединен с ведущим валом ступенчатой коробки передач, связанной через главную передачу и дифференциал с колесами тягача, и систему торможения, состоящую из источника давления, подключенного через кран управления к магистрали управления, соединенной с полостями пневмоцилиндров, штоки поршней которых связаны соответственно с заслонкой, установленной в выпускном коллекторе двигателя, и с органом регулирования подачи топлива, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью обеспечения автоматического управления при торможении двигателем, оно снабжено пневмоцилиндром управления, блокировочной муфтой увеличителя крутящего момента, при этом полость указанного пневмоцилиндра подключена к магистрали управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лыэо Г.П. и др. Тракторы, авто мобили, двигатели. M., 1968,, с. 253-254, 243.

799975 ,Составитель С. Макаров

Редактор А.Лежнина Техред Н. Ковалева Корректор Н. Стец

Заказ 10283/15 Тираж 743 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,Москва,Ж-35,Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП Патент,г.ужгород,ул.Проектная, 4

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автоматическим приводам транспортных средств

Изобретение относится к технике комбинированного управления приводами транспортных средств на гусеничном ходу

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при проектировании перспективных систем автоматического регулирования тормозных и тяговых режимов движения мобильных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в сцеплениях колесных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автоматическим приводам транспортных средств

Изобретение относится к области электрических автоматических регуляторов режима работы автомобильных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для поддержания в автоматическом режиме заданной скорости вращения вала двигателя или скорости движения автомобиля
Наверх