Система жидкостного охлаждениядвигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИ:КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1821717

Ф

\ л ,/,.=:. .r (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 011178 (21)2680921/25-06 р м (3 с присоединением заявки ¹

F 01 P 11/18

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 150481 бюллетень Н9 14

Дата опубликования описания 180481

Ю) À 621.43-713 (088. 8) (72) Авторы изобретения

А. К. Ластовский, Г.А. Михайлов, А.A. Репин, Ю.A.Òàìoæíèêîâ и В.P. Теннисон (71) Заявитель

/<, с1„ / (54) СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, и, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, связанных с изменением . давления охладителя.

Известны системы жидкостного охлаждения, содержащие радиатор, сообщенный с рубашкой охлаждения двига-. теля и снабженный сливным трубопроводом, циркуляционный насос, соединенный своим впускным патрубком со сливным трубопроводом радиатора и подключенный выпускным патрубком к рубашке, гидравлический эжектор, снабженный активным и пассивным соплами, из которых последнее подключено к расширительному бачку через компенсационную трубку, и напорным патрубком, подключенным к впускному патрубку на- 2О соса (11.

Несмотря на то, что в этой системе с помощью гидравлического эжекто- ра, использующего энергию циркулирующей жидкости, повышено давление во вп.скном патрубке насоса, что способствует обеспечению рабочих характеристик в различных условиях эксплуатации, гидравлическое сопротивление эжектора вызывает дополнитель- 3() ное повышение давления в радиаторе, что приводит при ограниченной возможности повышения прочности последнего, к снижению надежности системы.

Цель изобретения — повышение надежности путем поддержания заданного уровня давления в системе.

Для достижения поставленной цели, впускной патрубок насоса выполнен разветвленным в виде двух сходящихся каналов, один из которых соединен со сливным трубопроводом радиатора, а к другому подключен напорный патрубок эжектора и выпускной патрубок насоса дополнительно сообщен с активным соплом эжектора при помощи обводного канала.

На чертеже изображена схема системы жидкостного охлаждения.

Циркуляционный насос 1 подключен своим выпускным патрубком 2 к рубашке охлаждения двигателя 3, с которой через отводящий трубопровод 4 сообщен радиатор 5, снабженный оливным трубопроводом б. Отводящий трубопровод

4 сообщен через дренажный трубопровод 7 с расширительным бачком 8, к которому через компенсационную трубку 9 подключено пассивное сопло 10 гидравлического эжектора 11. Впуск821717

Формула изобретения р У

ВНИИПИ Заказ 1752/52 Тираж 553 Подписное

Филиал ЯПП "Патент", r.Óæãîðîä,óë.Ïðîåêòíàÿ,4 ной патрубок насоса 1 выполнен разветвленным в виде двух сходящихся каналов 12 и 13, Канал 12 соединен со сливным трубопроводом 6 радиатора, а к каналу 13 подключен напорный патрубок 14 эжектора. Выпускной патрубок 2 насоса дополнительно сообщен при помощи обводного канала 15 с активным соплом 16 эжектора.

Система охлаждения работает следующим образом.

При работе двигателя насос 1 подает охлаждающую воду в рубашку охлаждения двигателя 3, откуда вода поступает в радиатор 5 и, параллельно, в расширительный бачок 8. Вместе с водой в бачок 8 отводятся водяные пары, образующиеся в системе. Из радиа тора 5 вода отводится по сливному трубопроводу 6 и возвращается в насос через канал 12 впускного патрубка. Из расширительного бачка Р вода 20 отводится по компенсационной трубке

9 в пассивное сопло 10 эжектора.

Часть воды, подаваемой насосом, отводится от его выпускного патрубка 2 по обводному каналу 15 в активное 25 сопло 16 эжектора. В э>кекторе активный и пассивный потоки смешиваются.

Смешанный поток воды возвращается в канал 13 впускного патрубка насоса через напорный патрубок 14 эжектора.

Давление в начальном сечении эжектора (в выходном сечении активного сопла 10) определяется давлением паров в расширительном бачке 8. Перепад давления, создаваемый эжектором, при 35 заданных геометрических и рабочих параметрах пропорционален перепаду дав" лений в активном сопле 10. Так как подача воды к активному соплу эжектора осуществляется с минимальными гидравлическими потерями в обводном 40 канале 15 (местные потери отсутствуют), перепад давлений в активном сопле 10 увеличивается, что обеспеу b y чит заданное давление на входе в насос при сокращении размеров эжектора.

Давление в радиаторе 5, определяемое при заданном давлении на входе в насос гидравлическими потерями в сливном трубопроводе 6, снижается, так как в последнем устранены потери, обуоловленные эжектором. В результате этого надежность системы охлаждения повышается.

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая радиатор, сообщенный с рубашкой охлаждения двигателя и снабженный сливным трубопроводом, циркуляционный насос, соединенный своим впускным патрубком со сливным трубопроводом радиатора и подключенный выпускным патрубком к рубашке, гидравлический эжектор, снабженный активным и пассивным соплами, из которых последнее подключено к расширительному бачку через компенсационную трубку, и напорным патрубком, подключенным к впускному патрубку насоса, отличающаяся тем, что, с целью. повышения надежности путем поддержания заданного уровня давления в системе, впускной патрубок насоса выполнен разветвленным в виде двух сходящихся каналов, один из которых соединен со сливным трубопроводом радиатора, а к другому подключен напорный патрубок эжектора и выпускной патрубок насоса дополнительно сообщен с активным соплом эжектора при помощи обводного канала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поликовский В.И. Самолетные силовые установки, М., Оборонгиэ, 1952, с. 395, фиг. 312.

Система жидкостного охлаждениядвигателя внутреннего сгорания Система жидкостного охлаждениядвигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе охлаждения двигателя

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность путем увеличения кавитационного запаса в системе

Изобретение относится к системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Объединенный датчик давления и уровня охлаждающей жидкости, который объединяет в едином корпусе (30): (I) датчик (1) давления, содержащий мембрану (12) с функцией подъема из-за давления, вызываемого в расширительном бачке, против силы обратной пружины (13), тем самым ось (1), выполненная за одно целое с мембраной, размыкает электрический контакт (14); (II) датчик (2) уровня, содержащий тороидальный поплавок (23) с функцией перемещения вверх вдоль вертикальной камеры (22), замыкая некоторые металлические фольги, которые составляют шнур (24), соосный указанному тороидальному поплавку; (III) клеммную колодку (3) с функцией снятия электрических сигналов, генерируемых указанными датчиками (1) и (2). Изобретение обеспечивает уменьшение стоимости управления, времени сборки и упрощение электрической системы. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к силовым установкам транспортных средств, преимущественно боевых машин. Система охлаждения двигателя дополнительно снабжена сигнализатором перепада давлений или двумя измерителями давлений охлаждающей жидкости в водяном насосе. Оборудование аварийной сигнализации дополнительно снабжено устройствами сигнализации критического перепада давлений охлаждающей жидкости в водяном насосе и автоматического включения механизма остановки двигателя при достижении критического перепада давлений в водяном насосе. Предотвращение выхода из строя двигателя производят путем его остановки по сигналу с сигнализатора перепада давлений охлаждающей жидкости или измерителей давлений охлаждающей жидкости в водяном насосе. При снижении перепада давлений охлаждающей жидкости в водяном насосе до указанного значения выдают сигнал в оборудование аварийной сигнализации и механизм остановки двигателя. Изобретение обеспечивает предотвращение выхода из строя двигателя внутреннего сгорания при эксплуатации транспортного средства в случае частичной или полной потери охлаждающей жидкости в системе охлаждения. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Система жидкостного охлаждения содержит соединенные в замкнутый контур и заполненные охлаждающей жидкостью рубашку охлаждения 1 двигателя, снабженного рычагом подачи топлива 2, жидкостной насос 3, радиатор охлаждения 4, связанный с ними расширительный бачок 5, вентилятор обдува 6 радиатора 4 с регулятором потока воздуха, датчик температуры 7 охлаждающей жидкости, установленный в рубашке охлаждения 1 двигателя, клапаны регулирования расхода 8, 9 охлаждающей жидкости, размещенные в трубопроводе, соединяющем рубашку охлаждения 1 двигателя с радиатором 4 охлаждающей жидкости, и в трубопроводе, соединяющем рубашку охлаждения 1 двигателя с жидкостным насосом 3, обратный клапан 10, соединяющий свободную от охлаждающей жидкости полость расширительного бачка 5 с атмосферой, электронный блок управления 11, соединенный с регулируемым запорным клапаном 12, соединяющим свободную от охлаждающей жидкости полость расширительного бачка 5 с атмосферой, датчиком давления 13 в расширительном бачке 5, датчиком температуры 7 охлаждающей жидкости, клапанами регулирования расхода 8, 9 охлаждающей жидкости и вентилятором обдува 6 радиатора 4 с регулятором потока воздуха, а рычаг подачи топлива 2 снабжен датчиком положения 13, соединенным в свою очередь с электронным блоком управления 11. Изобретение обеспечивает регулирование отвода теплоты от деталей двигателя внутреннего сгорания в зависимости от температур наружного воздуха и эксплуатационных нагрузок. 1 ил., 1 табл.
Наверх