Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства

 

изобретении

/ Х

Эпамтротезвпчеакнй вввои им. X. Пегаюнмвнв

{ 54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО CPEllCTBA

Изобретение относится к электрообо рудеванию транспортных средств, конкеетио к устройствам .для управлении двигателем стеклоочистители трансцзрт: ного средства, например автомобиля, Известно устройство для управленя» двигателем стеклоочистителя треисне И» ного сеедства, содержащее задатчик щи»лов, включающий в себя кондея

c&Top резисторы и усилитель на трщФе зисторе, управляемый двигателем нов невой выключатель и схему корректирую ки интервала времени в зависямасти от значения нагрузки электродвигателв(й »

Недостатком известного устройсФэа являетси то, что в нем не обееиещь ваетси эффективное торможение еае вре двигателя при его остановке, Известно н другое устройство @a% управления двигателем с теклоочиститеви транспортного средства, содержащее зедатчик циклов, управляемый електвз двигателем концевой выключатель н. резистор, предназначенный для тоцмеааюе

2 ния электродвигателя в конце каждого цикла работы а);

Недостатком этого устройства является то, что через резистор при включении электродвигателя протекает пара« зитный ток Х 56 А, нагружающий коммутирующие элементы, что ограничи веет возможность умениаення величины сопротивлении этого резистора. . При реально применяемых величинах сопротивления резистора, а также росте напряжения питания быстроходный электрический двигатель недостаточно эффективно тор мозитси, в результате чего концевой выключатель переключается в начальное положение О и происходит повтор ный закуси электродвигателя.

Наиболее блажим к прецлагаемому по технической сущности и достигаемому результату авляетсяустройство для управления двигателем стеклоочис тите ля транспортного средства, содержащее задатчнк циклов,. соединенный выходом с управляющим электродом тиристо»

30 з ра, включенноро в ЦепЬ питания двИгателя и соединенного катодом с подвиж ным,контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из не подвижных контактов, которого соединен с положительной, шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя резисторы, ключ и тиристор, анод которого, соединен с другим. неподвижным контактом концевого выключателя, катодс Отвицательной шиной источника пща ння, а управляющий электрод - с вы. ходом ключа(3). Недостатком известного устройства является низкая помехоустойчивость, привойяшая R ВОзмОжнОсти ложных вклю чений тиристоров в цепи питания двига»теля и схемы торможения, что Отрицательно сказывается на надежности ра боты, Мель изобретения - повышение надежности работы.

Указанная цель достигается тем, что ключ выполнен на транзисторах, эмиттер и база одного из которых, являющегося выходным транзистором ключа, через резисторы соединены с положительной шиной источника питания, коллектор, эмнттер и база второго соединены соответственно с базой первого, с отряда тельной шиной источника питания и со средней точкой делителя напряжения иа резисторах, включенного в колле«торную цепь третьего транзистора., база которого через резистор подключена к псиюжитепьной шине источника питании, а эмиттер соединен с подвижным контак:том концевого выключателя.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства для управления двигателем стеклоочис- . тителя транспортного средства.

Устройство содержит задатчик циклов, выполненный на транзисторах 1-4 и соединенный выходом с управляющим электродом тиристора 5. База транзистора 1 одного типа проводимости, например .р-И-р, соединена с коллектором транзистора . 2 другого типа проводимости И-р- yI а база транзистора 2 соединена с коллектором транзистора 1 и через резисторы 6 и

7 с положительной шиной источника нита ййя; а через параллельно соединен:ные резистор 8 и конденсатор 9 - с о рицательной шиной источника питания, эмнттер транзистора 1 через . реэис тор 10 соединен с положительной ши-

29 4 .Ной источника питания, к непосред -. ственно с базой транзистора 3 первого типа проводимости, Змиттер транзистора

2 через параллельно соединенные ре зкстор 11 и времязадающий конденсатор 12 соединен с отридатецьной шкйой источника питания. Транзистор 3. и транзистор 4 в диодном включении Образуч

/ ют усилитель. Эмиттер транзистора

3 соединен с базой и эмиттером транзистора 4, . коллектор которого подключен к положительной шине источника питания. .Коллектор транзистора 3 через резистор 33 соединен с. управляющим электродом тиристора 5, управляющий электрод тиристора 5 через паралпеаьио соединенные резистор

14 и конденсатор 15 соединен с като дом тиристора 5. Катод тиристора 5 соединен с электродвигателем 16, с выводом концевого выключателя 17 и диодом 18. Схема динамического торможения выполнена на тиоисторе 19, вхо дяших в состав ключа, транзисторах 2022 и диоде 23, резисторах,24-28 и конденсаторе 29. Тиристор 19 вялю- i чен параллельно аик.атеию 16 через кокдевой выключвтелЬ 17. Анод тиристора

19 подключев к выводу концевого выюкэчателя 17, катод ткристора 19 соеди нен с отрицательной жимой источила питания, а управляющий электрод с «оллектором транзистора 22, эмкттер которого через резистор 25 подключен к положительной шике источника питания.

База транзистора 22 через резистор 24 соединена с полоищтельной шиной источника питания и с коллектором транзистора 21, база которого через параллельно соединенные резистор 27 и конденса» ! тор 29 соединена с эмиттером и отрица-, тельной шиной источника питания и через резистор 25- с коллектором транзистора 20, база которого через резисторы . 24 подключена к положительной шине источника питания. Эмкттер транзистора 20 соединен с обмоткой электродвигателя 16, параллельно иере-» ; хопу эмиттер-база транзистора 20 включен диод 23, предназначенный дия защи ты перехода база эмиттер треюистора ..

20 от обратного канряжения.

Устройство работает .следующим об разом.

При подключении устройства к источнику питания транзисторы 1 и 2 зацатчика циклов открываются, происходит бы - стрый заряд времязадающего конденсато-. ра 12 через токоограничивающий резис5 }. 867 тор 10. Отрицательный импульс напри + ження, выделяемый на резисторе 1О вызывает отпирание транзистора 3, к торый усиливает этот импульс, изменяет его фазу на противоположную и подает его на управлякипий электрод тиристора

6. Тнристор 5 открывается и включает электродвигатель 16, После переключе ния: .:концевого выключателя 17 ив по». ложения I в положение П тиристор 5. щ закорачивается и выключается, при этом питание электродвига«еля 16 до окон»

4ання цикла происходит через концевой; выключатель 17. Перед окончанием рабее чего шала концевой выключатель 17 пе } и3 реключается из положения. 11 в ..положв ние T прн этом на обмотке электродви гателя 16 возникает импульс. напряже нйя,.;превьпиаюпп«й по амплитуде пав пряжение питания, который .усиливается - . 3Е и формируется транзисторами.20 22 It подается в цепь улравлягщега. электро да тнристора 19, котор«.й: включаетси и осущесммтяет эффективное торможенйе электродвигателя 16.

ffocae заряда времяэадаюшего конденсатора 12 н пуска электродвнгате» ля .16 происходит медленный раз1нщ конденсатора 12.через резистор 11 до нанряження, определяемого делите... 39 лем -на резисторах 68 затем. gpoI}}cue дит повторное отпирание транзисторов ..

1 и 2 и начинается второй цикл рабе

«ы стеклоочистители.. Интервал временЮ между циклами работы может плавно . 35 изменяться путем изменения величине« резистора 6 (коэффициента делении аелнтелФд. Еонденсаторм 9,18 и.29 резисторы 14, н диод 18 нредназначе иы. для повышения помехоустойчивости 46 . ус «ройс тва.

Ф ормупа изобретения

Устройство для ущмммюниВ двигате» лем стеклоочнстителя транспорт«ии о:

729 б средства содерияппее задатчик циклов, соединенный выходом с управщпощим электроном тнристора, включенного в пень питания цвигвтеля и соединенного катоаом с подвижным кон» тактом управляемого двигателем концевого яааключателя, один йз нено. двеннык контактов которого соединен с положительной миной источника питания а схему торможения двигателя, ... }включвплцую и себя резистор, ключ и тирио» тор, аио@ которого соединен с другим неподвижным контактом концевого вьнцпочатела, катод - с отрицательной миной источника питания, а управлякений элект род с выходом ключаа о т л It ч а ю щ е е е я тем, чФо, с целью повьваення надежности работы, ключ выполнен на транзисторах,,эмиттер и база одного из кеторьнг, являющегося выходным трап}знстором ключа, через резисторы соединены с лоложительной миной источника питании, коллектор, эмнттер и база второго сеедйнеиы соответственно с базой иервого, с отрицательной миной источника питания н со средней точкой. делителя напряжения иа резисторах, включенного в кс члекторную gens третьего транзистора, баэ а которого через резистор подключена к положительной мине источника литания, а эьат тер соединен с подвижным контактом конаевого выключателя.

Источники а@ормации, прянике so внимание нри экспертизе

1, Иатеит США ¹ 3643145, кл 3 18443, 0502,72.

2. Патент Франции Ни 2113022

Itn. В 60 8 1/00, 28.07.72. 3. Патент Фраюиви Ив 2125947, кл. В 60 В 1УОО, 29.09.72. (прото тип). 887729

Составитель Л. Цобан

Техред A,Áàáèíåÿ Корректор С. Щомак

Редактор А. Власенко

Филиал ППП Патент", г. Уме ород ул. Проейтиаи, 4

Заказ 8 195/20 Тираж 735 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113036, Москва, Ж-Э8, Раушская иаб., д. 4/5

Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно - к способам и устройствам управления электродвигателями системы очистки ветрового стекла автомобиля

Изобретение относится к техническим решениям, предназначенным для чистки транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к способам и устройству управления приводом стеклоочистителя

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства
Наверх