Электрическая машина

 

Союз Советских

Социалистических республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (u>879715 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 250478 (?1) 2608736/24-07 с присоединением заявки ¹ (51)М. Кл з

Н 02 К 9/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 07,11.81. Бюллетень Н941

Дата опубликования описания 071181 (72) Автор изобретения

Н. A. Куцын (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Однако в указанной электрической машине не обеспечивается эффективное охлаждение обмотки и сердечника статора, так как нз-за большего аэроди5 на ческого сопротивления кан в через вентиляционные каналы статора пропускается малый объем воздуха.

Кроме того, в такой машине неравномерно охлаждаются лобовЫе части об10 мотки статора вдоль оси машины, что также снижает охлаждение статора.

Целью изобретения является ловышение эффективности охлаждения электрической машины.

15 цель достигается тем, что s крайних частях цилиндрической гильзы выполнены дополнительные радиальные вентиляционные каналы, которые сообщаются с межтрубным пространством

20 теплообменника и камерами лобовых частей обмотки статора.

На чертеже изображена предлагаемая электрическая машина в продольном разрезе.

25 В крайних частях цилиндрической гильзы 1, имеющей окно 2 в средней ее части, выполнены дополнительные радиальные вентиляционные каналы 3, которые сообщаются с межтрубным

30 пространством теплообменника 4 и каИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах переменного тока.

Известна электрическая машина с трубчатым теплообменником, размещенным по периметру статора, в которой между трубчатыми элементами теплообменника и статором размещена цилиндрическая гильза, выполненная с окном в ее средней части (1 1.

Недостаток такой машины заключается в том, что циркуляция внутреннего воздуха осуществляется двумя центробежными вентиляторами, которые увеличивают габариты, массу и вентиляционные потери машины.

Также известна электрическая машина, содержащая кожух, магнитопровод статора с радиальными вентиляционными каналами.и обмоткой, продольные радиальные ребра, располо" женные по периферии магнитопровода, цилиндрическую гильзу с окном в средней части, размещенную коаксиально магнитопроводу статора, камеры лобовых частей обмотки статора, установленный между ребрами и кожухом трубчатый теплообменник и напорные элементы 2 ). (53) УДК 621. 313. 713

<О88.8) 879715

Формула изобретения мерами 5 и 6 лобовых частей 7 и 8 обмотки статора. Аксиальные вентиляционные каналы 9, расположенные между гильзой 1 и магнитопроводом статора 10, сообщаются с межтрубным пространством теплообменника 4 через окно 2 гильзы 1, радиальными вентиляционными .каналами 11 магнитопровода статора и камерами 5 и 6 лобовых частей 7 и 8 обмотки статора. Цилиндрическая гильза 1 прикреплена к продольным ребрам 12. Радиальные вентиляционные каналы 11 магнитопровода статора сообщаются с аксиальными вентиляционными каналами 13 ротора 14 через воздушный зазор 15 машины и радиальные вентиляционные ка- 15 налы 16 ротора. Напорные элементы

17 и 18 расположены симметрично на валу 19 ротора. Хладагент напорными элементами 17 и 18 подается в камеры 5 и 6 лобовых частей 7 и 8 обмот- щ ки статора, откуда одна часть потока поступает в аксиальные вентиляционные каналы 13 ротора 14, а другая разделяется на ряд струй, часть иэ которых попадает непосредственно в межтрубное пространство теплообменника 4 через дополнительные радиальные вентиляционные каналы 3 цилиндрической гильзы 1, а другая часть в аксиальные вентиляционные каналы 9.

Из аксиальных каналов 13 через радиальные каналы 16 ротора, воздушный, зазор 15 машины и радиальные каналы статора поток хладагента поступает в аксиальные каналы 9, откуда через окно 2 гильзы 1 попадает в межтруб" 35 ное пространство теплообменника 4.

Из межтрубного пространства поток хладагента направляется в напорные элементы 17 и 18. Сечение окна 2 и радиальных и аксиальных вентиляцион- @ ных каналов 3 и 9 выбираются оптимальными, исходя из условия наименьших потерь на охлаждение и необходимого соотношения подачи хладагента через пазовую и лобовые части обмотки статора.

Предлагаемая конструкция электрической машины позволяет также улучшить распределение температуры по д."ине обмотки и сердечника статора, обеспечивает максимальное использование напорных элементов машины и оптимальное распределение хладагента через вентиляционные каналы пазовой и лобовой частей обмотки статора при минимальных вентиляционных потерях, повышает КПД электрической машины, уменьшает ее габариты и массу.

Электрическая машина, содержащая. кожух, вал, магнитопровод статора с лобовыми частями обмотки и радиальными вентиляционными каналами, продольные радиальные ребра, расположенные по периферии магнитопровода, камеры лобовых частей обмотки статора, напорные элементы, установленные на валу машины под лобовыми частями обмотки статора, цилиндрическую гильзу с окном в средней части, размещенную коаксиально магнитопроводу статора и охваченную по всей длине вдоль оси машины установленным между ребрами и кожухом трубчатым теплообменником, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, в крайних частях цилиндрической гильзы выполнены дополнительные радиальные вен тиляционные каналы, сообщающиеся с межтрубным пространством теплообменника и камерами лобовых частей обмотки статора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Сборник научных трудов ВНИИВЭ.

Взрывобеэопасное электрооборудование.

"Энергия", вып. 9, 1973, с. 66.

2. Электрические машины переменного тока. "Энергия", 1973, с. 186, рис. 4 (прототип ).

ВНИИПИ Заказ 9737/26

Тираж ?33 Подписное филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4

Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к областям электротехники, электроэнергетики и электромашиностроения, в частности к генераторам с водородным охлаждением, и предназначено для улучшения эксплуатационных характеристик турбогенератора, повышения их КПД и безопасности на электростанциях

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей эксплуатации электрических машин, в частности снижения влагосодержания газа, используемого для охлаждения турбогенераторов или их консервации в период длительного простоя или останова

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к судовым электрическим движителям

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к индукторным генераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, в частности к секционированным вентильно-индукторным двигателям большой мощности с замкнутой системой принудительного воздушного охлаждения
Наверх