Упругоцентробежная муфта

 

Союз Советсиик

Социапистичесиие

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (894249.(61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 080580 (21) 2921967/25-27 с присоелинением заявки 36(5! )М. Кл.

F 16 D 43/18

3Ьеударстеенный камнтет

СССР но делам нзебретеннй н етерытнй (23) Приоритет(53) УДК 621.825..6{088.8) Опубликовано 3ц1281. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 30.1281

A.-П.К. Каволелис, Б.П. Спруогис, А.P. Я и Л.А. Зубавичюс ас 1 - "=:-".--:.:. (72) Авторы изобретения

Вильнюсский инженерно-строительный институт= (71) Заявитель

{54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ИУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна упруго-центробежная муфта, содержащая две полумуфты и

5 контактирующие с ними промежуточные элементы flj.

Недостатком данной муфты является низкая долговечность из-за трения промежуточных элементов по полумуфтам.

Наиболее близкой к предлагаемому является упруго-центробежная муфта, содержащая концентрично установленные ведущую полумуфту и ведомую полумуфту с герметичными полостями неполностью заполненными рабочим веществом 121..

Недостатками муфты являются низкие эксплуатационные характеристики °, Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик.

Поставленная .цель достигается тем,что муфта снабжена постоянными магнитами, закрепленными на ведущей полумуфте диаметрально противоположно относительно ведомой полумуфты, при этом герметичные полости выполнены эллипсной формы, в сечении перпендикулярном оси муфты, а рабочее вещество — магнитным.

На фиг. 1 показана муфта, общий вид, поперечный разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.

Ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы 1 с диаметрально противоположно расположенными хвостовиками

2 и 3, наконечники 4 и 5 которых являются одновременно полюсами постоянного магнита. Ведомая полумуфта выполнена в виде ступицы 6 с хвостовиками 7 и 8, тоже представляющих собой постоянные магниты. На ведомую полумуфту установлена обойма 9 прикрепляемая при помощи винтов 10 и крышки 11, при этом обойма 9 и

89 крышка 11 выполнены из немагнитного матер >ала. Между обоймой 9 и хвостовнками 7 и 8 ведомой полумуфты выпол- нены две полости 12 и 13, имеющие форму сектора эллипса, часть объема которых заполнена магнитным веществом - жидкост.ью или порошком 14.

Для избегания протекания жидкости или порошка 14 в контакт обоймы 9 с крышкой 11 помещено уплотнительное кольцо 15. Целесообразнее, с целью лучшей герметичности, в полости 12 и 13 помещать изогнутые трубки с заделанными концами. Трубки изготов- ляются из магнитопроводного материа,ла, часть объема которых заполняется магнитной жидкостью или магнитным порошком.

Муфта работает следующим образом.

При отсутствии момента сопротивления на ведомой полумуфте она под воздействием магнитных сил стремится занять такое положение, когда большая ось эллипса направлена от одного полюса ведущей полумуфты к другому, так как при этом обеспечивается наименьшее магнитное сопротивление между полюсами. По той же причине частицы магнитной жидкости или магнитного порошка 14 займут часть прорези, наиболее удаленной от оси вращения муфты. При подаче муфтой крутящего момента, ведущая полумуфта повернется относительно, ведомой,. на определенный угол, увлекая по прорези и магнитную жидкость или магнитный порошок 14.

Ввиду утолщения немагнитного слоя обоймы 9 между магнитными полюсами полумуфт магнитные силы стремятся этот угол уменьшить и таким образом обеспечивается определенная жесткость муфты. Вместе с тем, отсутствие непосредственного контакта между полумуфтами обеспеичвает возможность йх взаимного проворота при перегрузках.

С увеличением частоты вращения частицы магнитной жидкости или магнитного порошка 14 под воздействием центробежных сил удаляются от оси вращения и тем самым приближаются к

4249 большой оси эллипса хвотовиков 7 и 8 ведомой полумуфты. Вследствие этого линии магнитного потока искривляются таким образом, что увеличивается притяжение между полюсами полумуфт, и тем самым уменьшается угол проворота, т.е. муфта становится более жесткой.

Так как дополнительная сила притя1в жения между полюсами возникает благодаря центробежной силе и находится с ней в прямой зависимости, жесткость муфты с увеличением числа о оротов повышается, чем и обеспечивается эф1 фект ее самонастройки.

Устранение в предлагаемой муфте непосредственно контакта между полумуфтами и применение в комплексе эффекта магнитных сил с центробежными силами магнитной жидкости или магнитного порошка способствуют существенному улучшению виброзащитных характеристик и ресурса муфты, ее надежности, самонастройки и делает ее пред >цохранительной.

Формула изобретения

Упруго-центробежная муфта, содержащая концентрично установленные ведущую полумуфту и ведомую полумуфту с герметичными полостями, частично заполненными рабочим веществом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик, она снабжена постоянными магнитами, закрепленными на ведущей полумуфте диаметрально противоположно относительно ведомой полумуфты, при этом герметичные полости выполнены эллипсной формы, в сечении перпендикулярном оси муфты, а рабочее вещество - магнитным.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельсво СССР

N 694703, кл. F.16 D 43/18, 1975.

2, Авторское свидетельство СССР

N 463358, кл. F 16 D 3/80, 1973 (прототип).

894249

Фиг. 2

Составитель И. Яцунов

Редактор И. Тыкей Техред M. Tenep Корректор В, Бутяга

Заказ 11427/55 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП нПатент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Упругоцентробежная муфта Упругоцентробежная муфта Упругоцентробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх