Фрикционная муфта сцепления

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнк

Соцналиатнчаскии

Респубнин

<1>898162 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 290480 (21) 2918172/25-27 с присоединением заявки Hо (23) Приоритет

Опубликовано 15.01.82 Бюллетень М 2

И1) М. Кп.

Г 16 0 13/38

Государственный комитет

СССР по делай изобретений и открытий (53) УДК 621.825.

° 54 (088 ° 8) Дата опубликования описания 150182

0 (72) Авторы изобретения

А.Л.Карунин, В.А, Круглов и A.B.Êðåò (71) Заявитель

Московский автомеханический институ (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта сцепления, содержащая фрикционные диски, сжимаемые пружиной через на>кимной диск f1) .

Недостатком данной муфты является нестабильность характеристик из-за отсутствия устройства, компенсирующего износ фрикционных дисков.

Наиболее близкой к изобретению по технической сути и достигаемому результату является фрикционная муфта сцепления, содержащая фрикционные элементы, сжимаемые диафрагменной пружиной через нажимноь диск с опорной поверхностью криволинейного сечения 2).

Недостатком известной муфты является сложность изготовления.

Цель изобретения — упрощение изготовления.

Поставленная цель достигается тем, что опорная поверхность нажимного диска выполнена по эллипсу, большая ось которого расположена под углом к оси муфты.

На фиг. 1 приведена муфта, общий вид> на фиг. 2 — характеристики диафрагменной пружины, полученные при ее обжатии с различными опорными поверхностями; на фиг. 3 — опорная поверхность, обеспечивающая постоянное осевое усилие; на фиг. 4 — пружина при неизношенных накладках; на фиг. 5 — то же, при изношенных накладках.

Муфта состоит из ведущего элемента 1 и ведомого элемента 2. Ведущий элемент включает маховик двигателя

3, соединенный болтами 4 с коленчатым валом двигателя 5. На маховике жестко закреплен болтами 6 кожух сцепления 7., к которому стяжнымипальцами 8 через опорные кольца 9 приклепана диафрагменная пружина 10, состоящая из неразрезной части 11 и лепестков выключения 12. Эта пружина поворачивается на опорных кольцах 9 при приложении усилия к опорной пяте

13, соединенной с лепестками выключения. При повороте выключении) наружная кромка пружины отходит от маховика, увлекая за собой нажимной диск

14, контактирующий с пружиной по опорной поверхности 15 и соединенный с ней упругими звеньями 16, приклепанными заклепками -17 к нажимному диску. Этими же заклепками к нажимному

898162 ч трах 0 г п

Ъ

1 ч н

Номер кривой

Qmax - Qm, Гн) 52

2283

696

255

П р и м е ч а н и е. 0 и Qm. максимальное и минималь-тмх ное отношение усилия от номинального значения

Q — номинальное значение осен вого усилия. диску приклепаны. тангенциальные пружины 18, которые другим своим концом жестко соединены с кожухом и служат для передачи крутящего момента. Ведомый элемент включает ведомый диск 19, соединенный со ступицей 20, которая

1имеет возможность перемещаться по шлицам первичного вала 21 коробки передач.

Муфта работает следукпцим образом.

При включенном сцеплении момент от двигателя передается через маховик 3 и нажимной диск 14 на зажатый между ними под действием усилия, создаваемого неразрезной частью диафрагменной пружины 11, ведомый диск 19.

При неизношенных накладках сцепления пружина 11 контактирует с опорной поверхностью 15 нажимного,циска

14 по внутренней части цольцевой 20 опоры,,что соответствует точке я на характеристике пружины.

По мере износа накладок пружина обкатывается по опорной поверхности и при полностью изношенных накладках 25 сцепления контактирует с опорной поверхностью внешнему диаметру, что соответствует точке В характеристики.

Конструкция устройства позволяет Щ получить постоянное прижимное усилие Как видно из приведенных графиков и таблицы, выполнение поверхности в виде сегмента окружности (кривая

Il) обеспечивает более стабильную характеристику изменения осевого усилия, чем в случае опорной поверхности малым радиусом кривизны (кривая I). Эллиптическая поверхность с большой осью, перпендикулярной к Ц) оси сцепления, обеспечивает еще более стабильную характеристику (кривая III). Постоянное прижимное усилие может быть достигнуто при выполиении опорной поверхности в виде кри- 55 на ведомом диске при упрощении изготовления опорной поверхности. На фиг. 2 приведены характеристики прижимного усилия от деформации пружины, внешний диаметр которой D

194,2 мм, внутренний диаметр неразрезной части 0 = 162,3 мм, толщина пружины Ф = 2,29 мм, высота конуса неразрезной части диафрагменнои пружины Н = 4,65 мм, полученные при об катии ее с различными опорными поверхностями, выполненными на нажим= ном диске.

Кривая I получена при обычной опорной поверхности малого радиуса кривизны. Кривая II — при опорной поверхности, имеющей существенную ширину и выполненной в виде сегмента окружности большого радиуса кривизны. Кривая 1 1 получена при опорной поверхности, выполненной в виде сегмента эллипса, имеющего большую ось, перпендикулярную к оси сцепления. Кривая IV — при опорной поверхности, построенной от точки к точке на основе характеристики., полученной при обжатии пружины с обычными опорными поверхностями. Кривая V — при опорной поверхности, выполненной как сегмент эллипса, большая ось которого составляет с нормалью к оси сцепления угол 0,02 рад.

Результаты приведены в таблице. вой, построенной от точки к точке, либо в виде сегмента эллипса, большая ось которого составляет с нормалью к оси сцепления отличный от нуля угол (кривые IV и V).

Данная муфта обеспечивает упрощение изготовления опорной поверхности диафрагменной пружины при сохранении постоянного усилия прижатия ведущего и ведомого элементов в процессе износа фрикционных накладок.

Формула изобретения

Фрикционная муфта сцепления, содержащая фрикционные элементы,сжи898162 маемые диафрагменной пружиной через нажимной диск с опорной поверхностью криволинейного сечения,, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения изготовления, опорная поверхность нажимного диска выполнена по эллипсу., больщая ось которого расположена под углом к оси муфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 390732, кл. F 16 D 13/38 1971 °

2. Патент США М 3951393, кл. 267/161, 1967 (прототип).

898162

ЗЮО

ADO

Puz.2

Ф.

Составитель И. Яцунов

Редактор Л.Тюрина Техред A. Савка

Корректор Л Бокшан

Заказ 11921/52 Тираж 980 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к саморегулирующемуся узлу сцепления, и предназначено для использования в грузовых автомобилях и тракторах

Сцепление // 1090943

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к фрикционным муфтам

Изобретение относится к приводному инструменту с фрикционной муфтой
Наверх