Фрикционная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскил

Социалистических

<»i 62I9I3

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву—

i(22) Заявлено 01.02.77 (21) 2447946/25-27 с.присоединением заявки №вЂ” (23),Приоритет— (43) Опубликовано 30.08.78. Бюллетень № 32 (45) Дата опубл и кования описания 21.О7.78 (51) М Кч F 16 D 13/38

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Автор изобретения

Н. А. Книга

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель

V (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть иапользовано в транспортном машиностроении.

Известна фрикционная муфта, содержащая опорный диск и прижатый к нему 5 фрикционный диск (1).

Недостатком ее является сложность конструкции.

Известна фрикциояная муфта, содержащая опорный диск с закрепленным на нем 10 кожухом и фрикционный диск, сжимаемый через нажимной диск .нажимными устройствами, имеющими закрепленные на кожухе одним концом параллельно оси муфты штоки и надетые на них пружины (2). 15

Это устрой ство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является переменная величина передаваемого момента при из- 20 носе фрикционного диска.

Цель изобретения — обеспечение постоянной величины передаваемого момента при износе фрикционного диска и уменьшение усилия отключения. 25

Цель достигается тем, что каждое нажимное устройство снабжено установленным на штоке стаканом и смонтированными на нем тарельчатыми пружинами, при этом на наружном торце нажимного диска выполнены углубления, в которых размещены стаканы.

На фиг. 1 изображена фрикционная муфта, общий вид, продольный разрез; на фиг.

2 приведены графики характеристик нажимного усилия одной тарельчатой пружины, пакета тарельчатых пружин и цилиндрической винтовой втулки.

Фрикционный диск 1 расположен между нажимным диском 2 и опорным диском 8.

К опор ному диску 8 жестко крепится кожух

4. Рычат 5 через палец 6 связан с ушком 7 нажимного ди ска, а пальцем 8 связан со стойкой 9, жестко закрепленной .на нажимном диске 2.

Для выключения сцепления имеется выжимной подшипник 10. Нажимное устройство имеет шток 11, жестко соединенный с чашкой сцепления. На штоке Il расположена цилиндрическая винтовая пружина 12 так, что одной плоскостью витков пружина опирается на кожух 4, а другой — на внутренний бурт стакана 18. На .стакане 18 расположен пакет та|рельчатых пружин 14, которые с одной стороны опираются на щеку стакана, а с друпой на нажимной диск,,на котором имеется для пружины кольцевая выточка, Противоположной от щеки стороной стакан 18 .входит в углубление, выполненное на нажимном диске, и этой стороной

621913 опирается на нажимной диск. Цилиндрическа я винтовая пружина 12 и пакет тарельчатых пружин 14 в собранном состоянии сцепления оказываются обжатыми.

Работу сцепления и:нажимного устройcuba можно проследить по графикам, где кривая 15 — расчетная характеристика нажимного усилия одной тарельчатой пружины, участок кривой,16 от точки В до точки

А — характеристика нажимного усилия пакета тарельчатых пружин, а дрямая 17 — расчетная характеристика усилия цилиндрической винтовой пружины.

Цилиндрическая винтовая пружина и тарельчатая пружина рассчитываются и подбираются так, что в собранном виде они находятоя в обжатом состоянии до точки А.

Точка А соответству т минимальному значению нажимного усилия, которое потребно для обеспечения нужного коэффициента запаса сцепления.

При выключении оцепления усилие от выжимного подшипника 10 передается на рычаг б, и нажимной диск 2 перемещается вправо, приближаясь к кожуху 4. При этом между дисками 1 — 8 образуются зазоры, а пружина 12 сжимается внутренним буртом стакана 18.

Тарельчатые пружины при этом не сжимаются, так как стакан 18 опирается на нажимной диск под действием пружины 12.

При выключении сцепления зазор зыбирается (см.,фиг. 1), и усилие цилиндрической вннтовой пружины смещается от точки А до точки С. Когда мы имеем сцепление только с цилиндрическими винтовыми пружинами, то для обеспечения сцепления дисков при износе, учитывая резко падающую характеристику нажимного усилия (см. прямую

l7), муфта заранее устана влива ется на повьпшенный коэффициент запаса сцепления, т. е. точка нажимного усилия будет не в точке А, а в точке С, и при,выключении оцепления усилие .на педали будет характеризоватьоя не точкой С, а точкой D, что со5

Зо

З5

45 ответствует большей силе на педали привода. .При износе трущихся па р пакет тарельчатых,пружин будет распрямляться, а нажимное усилие — смещаться от точки А до точки В, оставаясь все время в тех пределах,;IpH которых обеспечен, достаточный коэф фи циент за паса сцепления. Зона А — В

ic пологой характеристикой дозволяет ис,ключить регулировку нажимного усилия в процессе эксплуатации, так,как она может быть обеспечена в предела х 2 — 5 мм.

Применение в сцеплениях сухого трения предложенного нажимного устройства позволит снизить усилие на педали сцепления и исключить эксплуатационные регулировки нажимного усилия пружин сцедления, за счет чего увеличиваются, надежность и долговечность сцепления.

Формула изобретения

Фрикционна я,муфта, содержащая опорный диск с закрепленным .на нем кожухом и фрикционный диск, сжимаемый .через нажимной диск нажимными устройствами, имеющими закрепленные на кожухе одним концом параллельно оси муфты штоки,и надетые на них пружины, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью обеспечения .постоянной величины дередаваемого момента при износе фрикционного диска и уменьшения усилия отключения, каждое нажимное устройство снабжено установленным на,штоке стаканом,и смонтированными,на:нем тарельчатыми пружина ми, при этом на,наружном торце нажимного диска выполнены углубления, .в иоторых .размещены стаканы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 477266, кл. F 16 D 13/62, 1973. .2. Авторское свидетельство СССР № 233374, кл. F li6 D 13/38, 1967.

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к саморегулирующемуся узлу сцепления, и предназначено для использования в грузовых автомобилях и тракторах
Наверх