Устройство для контроля отклонения самоходной машины от заданного направления

 

О П И С А Н И Е (»)899930

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.05.80 (21) 2925435/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (51) М.К .

Е 21 С 35/08

G 01 С 7/00 (53) УДК 622,232.. 72 (088.8) Опубликовано 23.01.82. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 28.01.82

Il0 делан нзвбретеннй н юткритий

В. Т. Загороднюк,,Л. Н. Жукова, Ю. С. Корнев, А. М. Фролов и С. А. Щепетков (72) Авторы изобретения

1.

Новочеркасский ордена Трудового Краси го Знамени политехнический институт им. Серго Орджоникидзе.

Министерства высшего и среднего специа.)П"ного---образования РСФСР (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО Д,ЛЯ КОНТРО,ЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ

САМОХОДНОЙ МАШИНЫ ОТ ЗАДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Гееудэрственный неюлтет (23) Приоритет—

Изобретение относится к автоматическому управлению, подвижными объектами и может. быть использовано для автоматизации направленного движения самоходных горнопроходческих машин.

Известны устройства для контроля отклонения самоходных горнопроходческих машин от заданного направления, содержащие источник светового излучения для задания направления движения машины и

10 фотоприемные устройства, измеряющие отклонение оси машины от заданного направления (11.

Известно также устройство для контроля отклонения самоходной машины от заданного направления, содержащее лазер со ска- 5 нирующим модулятором, датчики и индикаторы отклонений два фоточувствительных приемника, соединенные через усилители с формирователями импульсов (2) .

Недостатком известных устройств является то, что они не учитывают попереч20 ный размер базовой плоскости, который увеличивается по мере удаления машины от лазера, что снижает точность определения положения машины.

Цель изобретения — повышение точности контроля.

Цель, достигается тем, что устройство снабжено триггером и двумя двухвходовыми схемами совпадений, входы которых соединены с выходами формирователей импульсов запуска и выходами триггера, а выходы схем совпадений соединены со входами индикаторов отклонений и входами триггера.

На фиг. 1 показано задание направления движения (базовая плоскость представлена в горизонтальном разрезе); на фиг. 2 изображена блок-схема устройства.

НаПравление движения машины, продольная ось которой обозначена на рисунке NN (фиг. 1), совпадает с осью симметрии (показана штрихпунктирной линией) базовой плоскости 1. Образующие ММ, и ММа базовой плоскости 1 вследствие расходимости луча лазера находятся под углом к оси симметрии базовой плоскости.

Совпадение образующей ММ, базовой плоскости 1 с требуемой траекторией машины достигается поворотом лазера 2.

Устройство содержит два фотоприемника 3 и 4 (фиг. 2), датчики 5 и 6 отклонений

899930

Формула изобртения

4S

so усилители 7 и 8 сигналов фотоприемников, которые соединены с формирователями 9 и 10 импульсов запуска индикаторов отклонений, выходы формирователей 9 и 10 соединены соответственно с одним из входов двухвходовых схем 11 и 12 совпадений, сигналы с выходов схем 11 и 12 совпадений поступают на входы индикаторов 13 и 14 отклонений и триггера 15, выходы триггера 15 соединены соответственно с другими входами схем 11 и 12 совпадений.

Устройство работает следующим образом.

В начальном положении на выходе („) триггера 15 существует логическая единица Q = 1. а на выходе Q — логический ноль Q = О. При прямом ходе фотоприемника 3 первой контролируемой точки, в момент пересечения им образующей базовой плоскости, являющейся заданной траекторией движения машины, на его выходе появляется электрический сигнал, который усиливается усилителем 7 и поступает на вход формирователя 9 импульсов запуска.

Сигнал с выхода формирователя 9 импульсов запуска, соответствующий полярностью логической единице, поступает на один из входов схемы ll совпадения. На второй вход этой схемы поступает сигнал логической единицы с выхода Q триггера 15, а значит на выходе схемы 11 совпадений появляется сигнал, который поступает на вход запуска индикатора 13 отклонений.

В момент прихода сигнала, т.е. в момент пересечения фотоприемником 3 образующей базовой плоскости, индикатор 13 отклонений измеряет напряжение на датчике 5 отклонений, пропорциональное отклонению контролируемой точки продольной оси машины от направления заданного образующей базовой плоскости. Показания индикатора 13 отклонений сохраняются до следующего прихода сигнала с выхода схемы 11 совпадений.

Сигнал на выходе схемы 11 совпадений, запускающий индикатор 13 отклонений, одновременно переключает триггер 15 в противоположное состояние, когда (,) = О, @ =1. Тогда при обратном ходе фотоприемника 3, когда он пересекает образующую базовой плоскости, не являющуюся заданной траекторией (MM фиг. 3), на входы схемы 11 совпадений поступают сигналы соответствующие логической единице (с формирователя 9) и логическому нулю (с выхода триггера 15), а значит на выходе схемы 11 совпадений сигнал отсутствует и измерения отклонения в этот момент не происходит

25 зо

Аналогично работает вторая часть устройства с фотоприемником 4, которая измеряет отклонения второй контролируемой точки продольной оси машины с момента времени, когда триггер 15 находится в состоянии Q=O, Q= l. При прямом холе фотоприемника 4, в момент пересечения образующей базовой плоскости, являющейся требуемой траекторией движения, сигнал с фотоприемника 4 через усилитель 8, формирователь 10 импульсов запуска, схему 12 совпадений поступает на запускающий вход индикатора 14 отклонений. Измеряется напряжение на датчике 6 отклонений пропорциональное отклонению второй контролируемой "точки машины. Одновременно сигнал с выхода схемы 12 совпадений перебрасывает триггер в исходное состояние: Q= 1, (,) = О. Теперь при обратном ходе фотоприемника индикатор 14 не зафиксирует отклонения, так как на входе схемы 12 совпадения поступает сигнал с триггера 15, соответствующий логическому нулю, а индикатор !3 может измерить новое отклонение первой точки при прямом ходе фотоприемника 3.

Предлагаемое устройство позволяет контролировать положение рабочей машины, используя в качестве линии задания траектории движения машины границу базовой плоскости, образованной оптическим лучом, и тем самым снизить погрешности работы системы контроля, возникающие вследствие расходимости луча, и позволяет таким ооразом повысить выработку на одного рабочего на 10 /0.

Устройство для контроля отклонения самоходной машины от заданного направления, содержащее лазер со сканирующим модулятором, датчики отклонений, индикаторы отклонений, два фоточувствительных приемника, соединенные через усилители с формирователями импульсов, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля, оно снабжено триггером и двумя двухвходовыми схемами совпадений, входы которых соединены с выходами формирователей импульсов запуска и выходами триггера, а входы схем совпадений соединены со входами индикаторов отклонений и входами триггера.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФPГ № 2009360, кл. G 01 С, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 464779, кл. G Ol С 7/00, !972 (прототип).

899930

Составитель Е. Елизаров

Редактор В. Лазаренко Техред A. Бойкас Корректор В. Синицкая

Заказ 12125/48 Тираж 623 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул; Проектная, 4

Устройство для контроля отклонения самоходной машины от заданного направления Устройство для контроля отклонения самоходной машины от заданного направления Устройство для контроля отклонения самоходной машины от заданного направления Устройство для контроля отклонения самоходной машины от заданного направления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в конструкциях горных машин и в других областях машиностроения

Изобретение относится к горному делу и может использоваться при добыче угля с помощью комбайнов

Изобретение относится к горношахтному оборудованию

Изобретение относится к угольной промышленности, в частности к нарезным машинам для гидрошахт

Изобретение относится к угольной промышленности, в частности к проходческим машинам для гидрошахт, и обеспечивает упрощение конструкции анкерующего механизма
Наверх