Тракторный прицепной маркер
lK"""асс 45b 8
Лв 7558 и
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
М. Д. Меркулов
ТРАКТОРНЫЙ ПРИЦЕПИОЙ МАРКЕР
Заявлено 8 пюня 1953 г. за № 1584/447181 в Мнннстерство сельского хозяйства н заготовок СССР
Известны конные и тракторные маркеры, выполненные в виде опирающегося на ходовые колеса поперечного бруса с метчиками (лапами или катками) и предназначенные для поперечного маркирования поля перед работой квадратно-гнездовой сеялки СШ-6.
Недостатки этих маркеров заключаются в том, что, вследствие значительной ширины захвата и симметричного расположения относительно трактора, они требуют оставления на концах поля поворотных полос большой ширины, обязательного применения боковых маркеров и IH слсдоуказателей для точного направления трактора и вес ма неудобны в обслуживании и, в особенности, в транспортировке.
В описываемом маркере эти недостатки устранены в результате того, что основной брус маркера соединен с его передним брусом двумя телескопическими штангами, образующими в горизонтальной плоскости шарнирный четырехзвенник, дающий возможность при соединении одной из штанг фиксирующей тягой с основным брусом идти последнему смещенно в сторону от оси симметрии трактора, оставаясь перпендикулярным к ней. Для удобства транспортировки маркера его колеса монтированы к основному брусу с возможностью поворота на 90 в горизонтальной плоскости, что в сочетании с изменением положения бороздообразующих катков и штанг, позволяет установить основной брус вдоль оси симметрии трактора.
На фиг. 1 схематично изображено взаиморасположение трактора и маркера; на фиг. 2 — положение этого агрегата в смежном заезде; на фиг. 3 — бороздообразующий узел маркера, внд сбоку.
К прицепу трактора хомутами жестко крепится поперечный деревянный брус 1 с серьгами 2 на концах. К серьгам 2 шарнирно присоединены концы наружных труб 8 телескопических штанг, внутренние трубы 4 которых своими задними концами с крюками 1б присоединены шарнирно к основному поперечному деревянному брусу о .
¹ 97558
Каждая наружная труба 8 состоит из двух частей, соединенных фланцами б, между которыми зажато кольцо б. Последнее, а также и втулка 14, вставленная в задний конец трубы 8, являются направляющими для внутренней трубы 4, имеющей три упорпых кольца: переднее 18, среднее 7 и заднее 15. К наружным трубам 8 монтированы фиксирующие тяги 9, соединяемые поочередно с соответствующими серьгами 17 основного бруса 8, опирающегося на два ходовых колеса 10, оси которых монтированы к брусу посредством цапф и секторов 19 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 90 .
На основном брусе 8 симметрично и на равных расстояниях одно от другого (3600,и и) установлены бороздообразующие приспособления
{фиг. 3), каждое из которых состоит из катка 18 с ребордой, установленного в поводке 12, который шарнирно прикреплен в вертикальной плоскости к брусу 8, и двойного полозка 11, укрепленного на стойке к поводку 12.
Работа маркера заключается в следующем.
При ходе в одном направлении (фиг. 1) брус 8 смещен относительно продольной оси симметрии трактора в крайнее правое положение, так как правая внутренняя труба 4 выдвинута из трубы 8 до упора кольца
7 в кольцо б. Четырехзвенник 1 4 8 — 8 фиксируется в жестком состоянии соединением тяги 9 с соответствующей серьгой 17, причем брус 8 параллелен брусу 1 и перпендикулярен оси симметрии трактора; левое колесо 10 маркера идет по следу левых колес трактора; катки 18 своими ребордами образуют маркерные борозды; полозки 11 облегчают их работу, раздвигая в стороны крупные комья земли; правое колесо 10 оставляет след для направления по нему трактора в последующем заезде.
IIo достижении конца поля (поворотной полосы) рабочий-прицепщик отцепляет тягу 9 от серьги 17, четырехзвенник становится свободно шарнирным, и при повороте трактора вправо левая штанга раздвигается, а правая сокращается — происходит поворот бруса 8 вокруг правого колеса 10 на 180 . Изменение длины труб позволяет производить поворот трактора с минимальным радиусом поворота на малой поворотной по лосе, а всей системе маркера переместиться относительно оси симметрии трактора в противоположную сторону (справа налево) . После этого положение бруса 8 фиксируется соединением правой тяги 9 с серьгой 17 и начинается обратный ход (фиг. 2). При этом трактор направляется передним колесом по следу, оставленному в предыдущем заезде правым колесом 10, а левое колесо 10 оставляет след для последующего заезда.
Для перевода маркера в транспортное положение колеса 10посредством секторов 19 поворачиваются на 90 и становятся параллельными брусу 8; бороздообразующие приспособления при повороте в вертикальной плоскости поводков 12 поднимаются и опрокидываются на брус 8; трубы 4 отцепляются от бруса 8 и затем прицепляются обе к одной серьге 20 с разных сторон бруса 8. Таким образом, последний располагается вдоль оси симметрии трактора, чем и достигается проходимость агрегата по дорогам и мостам.
Предмет изобретения
1. Тракторный прицепной маркер для маркирования поля перед квадратно-гнездовым посевом сеялкой СШ-6 с применением поперечного бруса, снабженного двумя ходовыми колесами и несколькими бороздообразующими катками с ребордами и полозками для сдвигания в сторону комьев земли, о тл и ч а ю щи и ся тем, что, с целью уменьшения № 97558 ширины поворотных полос на концах поля, устранения необходимости применения боковых маркеров или следоуказателя и облегчения труда прицепщика, основной брус маркера соединен с передним его брусом двумя телескопическими штангами, образующими в горизонтальной плоскости шарнирный четырехзвенник, позволяющий основному брусу, оставаясь перпендикулярным к оси симметрии трактора, идти смещенно в сторону от последней, причем одно из колес маркера идет по следу колеса трактора, а другое оставляет след для направления трактора в следующем заезде.
2. Форма выполнения тракторного прицепного маркера по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью жесткого соединения четырехзвенника при работе маркера и автоматического смещения его основного бруса относительно оси симметрии трактора с одной стороны на другую при повороте на конце поля, наружные части телескопических штанг маркера снабжены фиксирующими тягами, которые во время работы поочередно соединяются с основным брусом маркера, а на поворотах отцепляются от него.
3. Форма выполнения тракторного прицепного маркера по п. 1, отл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью более удобной транспортировки маркера, его колеса монтированы к основному брусу на цапфах и секторах с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 90, что, в сочетании с перецеплением штанг íà оое стороны основного бруса и с подъемом на него бороздообразующих катков, позволяет установить основной брус вдоль оси симметрии трактора.
_#_o 97558 о 12
Комитет по делам изобретений и открыти при Совете Министров СССР
Редактор Н. С. Кутафина
Тираж 360! нпогргфия Комитета по делам изобретении и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Петровка, 14.
1.1нформационно-издательский отдел.
Объем 0,34 и. л. Зак. 4811
Поди. к пеи. 17Л 11-59 г.
Цена 30 коп.