Гаситель колебаний рельсового транспортного средства

 

ОР ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик („)954291 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.01.81 (21) 3231919/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

В 61 F 5/12

Геаударстееннмй кемнтет

Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32 (53) УДК 629.4. .027.2 (088.8) ле делам нэабретеннй н еткрытнй

Дата опубликования описания 05.09.82

У

В. И. Селинов, Г. Н. Салоусов, А. А. Пранов и А.,Э Павлюков

t г

t

1

Уральский вагоностроительный завод им. Ф. Э. 7 эержинского и Брянский институт транспортного машиностроения (72) Авторы изобретен ия (71) Заявители (54) ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкций гасителя колебаний центрального рессорного подвешивания, преимущественно грузовых вагонов.

Известен гаситель колебаний рельсового транспортного средства, преимущественно для центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона, содержащий клин, установленный на пружинах рессорного подвешивания и контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью — со сменным вкладышем, установленным в соответствующее углублелие клина между клином и фрикционной планкой, закрепленной на боко- 1s вой раме тележки 11).

Недостатком известного гасителя колебаний является то, что в процессе работы рессорное подвешивание имеет скачкообразное изменение жесткости в вертикальном направлении, возникающее за счет пояса сухого трения. Кроме того, вследствие неравномерного прилегания трущихся поверхностей не исключена возможность заклинивания гасителя между надрессорной балкой и боковой рамой тележки, что приводит к ухудшению стабильности работы гасителя и в отдельных случаях к блокированию рессорного подвешивания.

Цель изобретения — улучшение плавности хода транспортного средства путем исключения скачкообразного изменения жесткости гасителя колебаний.

Указанная цель достигается тем, что вкладыш выполнен в форме трехгранной призмы с прямоугольной пластиной в основании, при этом вершина призмы размещана с зазорами в упомянутом углублении, выполненном на вертикальной поверхности клина, а в зазорах размещены упругие элементы.

На фиг. 1 изображен предлагаемый гаситель колебаний, частичным разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Гаситель колебаний содержит клин 1, установленный на пружинах 2 рессорного подвешивания и контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки 3.

В вертикальной стенке 4 клина 1 имеется углубление 5, в которое на упругих элементах 6, представляющих собой прямоуголь954291 ные резиновые пластины, установлен вкладыш 7, выполненный в форме трехгранной призмы с прямоугольной пластиной и с клиновидным выступом контактирующей вертикальной поверхностью 8 с фрикционной планкой 9, закрепленной на боковой раме 10 тележки. Жесткость упругих элементов 6 подобрана так, что обеспечивает их упругую деформацию под действием силы трения покоя (F p„) на трущихся поверхностях вкладыша 7 и фрикционной планки 9 не менее высоты микронеровностей рельсового полотна. Между вертикальной стенкой 4 клина 1 и поверхностью 11 вкладыша 7 имеется гарантированный зазор б, между вертикальной стенкой 12 клина 1 и вертикальной стенкой 13 вкладыша 7 — гарантированный зазор б, между вертикальной стенкой 14 клина 1 и ограничителем 15 боковой рамы тележки 10 — гарантированный зазор бз (предел работы гасителя в поперечном направлении).

В процессе движения транспортного сред20 ства происходит колебание обрессоренной части тележки 3 (надрессорной балки) относительно необрессоренной(боковой. рамы I 0).

Если силы, вызывающие колебания обрессоренной части тележки, будут меньше силы трения покоя (F „) на трущихся поверхностях вкладыша 7 и фрикционной планки 9, а амплитуда перемещений (колебаний) обрессоренной части — меньше упругой деформации упругих элементов 6, то перемещения вкладыша 7 относительно фрикционной планки 9 происходить не будет, а будет только перемещение клина 1 относительно вкладыша 7. Это происходит за счет наличия упругих элементов 6 и гарантированных зазоров 6,, б и бз .

При возрастании силы, вызывающей колебания, сверх силы трения покоя (F ) на трущихся поверхностях вкладыша 7 и фрикционной планки 9, а амплитуды колебаний — сверх упругой деформации упругих элементов 6 включается в работу тре- 4о ние (F ð ) между вкладышем 7 и фрикционной планкой 9 и происходит гашение колебаний.

Таким образом, предлагаемый гаситель устраняет скачкообразное изменение жесткости подвешивания в вертикальном и поперечном направлениях, что уменьшает динамические нагрузки на обрессоренные и необрессоренные части транспортного средства.

Выключение из работы гасителя при амплитудах колебания менее упругой деформации упругих элементов 6 снижает износ трущихся поверхностей 8 вкладыша 7 и фрикционной планки 9.

Наличие упругих элементов 6 между клином 1 и вкладышем 7 обеспечивает при движении транспортного средства более плотное прилегание вкладыша 7 к фрикционной планке 9 по поверхности 8, что,обеспечивает более равномерный износ трущихся поверхностей и уменьшает вероятность заклинивания гасителя, а в конечном итоге, повышает стабильность работы гасителя.

Формула изобретения

Гаситель колебаний рельсового транспортного средства, преимущественно для центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона, содержащий клин, установленный на пружинах рессорного подвешивания и контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью — со сменным вкладышем, установленным в соответствующее углубление клина, между клином и фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме тележки, отличающийся тем, что, с целью улучшения плавности хода транспортного средства, вкладыш выполнен в форме трехгранной призмы с прямоугольной пластиной в основании, при этом вершина призмы размещена с зазорами в упомянутом углублении, выполненном на вертикальной поверхности клина, а в зазорах размещены упругие элементы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 2672882/27 — 11, кл. В 61 F 5/12, 12.10.78 (прототип) .. 954291

A-А

Qua.2

СоставительА . Поляков

- Редактор А. Лежнина Техред А. Бойкас Корректор Г. Решетник

Заказ 6151/15 Тираж 542 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гаситель колебаний рельсового транспортного средства Гаситель колебаний рельсового транспортного средства Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к центральному рессорному подвешиванию тележки грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к разработке пружинного гасителя колебаний грузовых тележек

Изобретение относится к подвесным устройствам транспортных средств и может быть использовано в демпферах с фрикционным клином

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано при проектировании тележек пассажирских вагонов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям гасителей колебаний, используемых в центральном рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к гасителям колебаний рельсового транспортного средства, в частности к гасителям колебаний тележек грузовых вагонов
Наверх