Шатун

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Респубпик и>983338 (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву (51)M. Кл. (22) Заявлено 03. 07. 81 (21) 3318164д5-06 с присоединением заявки .%

F 16 С 7/02

)Ьеударстаанный комитат

СССР (23) Приоритет е

Опубликовано 23. 12.82. Бюллетень № 47 ае данам нэо4ратений и открытий (53) УДК 621.431.

° 3-232 (088. 8): и

Дата опубликования описания 27.12 82 (72) Авторы изобретения

С.И, Некрасов и А.Н. Гоц а !

Научно-исследовательский конструкторско-технрлоыгический институт тракторных и комбайновых двигателей" а (7! ) Заявитель (54) ШАТУН

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению.

Известен шатун, содержащий разъемную кривошипную головку с замковым

5 соединением в плоскости разъема, соединительные элементы и цилиндрические разрезные втулки, установленные в отверстиях головки и охватывающие соединительные элементы (1 ). . е

Однако указанный шатун не обеспечивает необходимой надежности в работе, так как из-за недостаточной контактной жесткости поверхностей разъема кривошипной головки составляющая внешней нагрузки действует в плоскости разъема на втулку, вызывая в ней пластическую деформацию, которая приводит к искажению геометрии ее боковой поверхности, перекосу и за- 2о клиниванию в отверстии кривошипной е

ГОЛОВКИ °

Искажение геометрии боковой поверхности втулки снижает точность

2 взаимной фиксации частей кривошипной головки, что ухудшает условия работы шатунного подшипника.

Перекос втулки в отверстии криво" шипной головки приводит. к контактированию под нагрузкой ее торцовой поверхности с опорной поверхностью головки винта, вызывая повреждение этой опорной поверхности и ухудшая стабильность:усилия предварительной затяжки винта.

Заклинивание втулки усиливает контактную коррозию сопрягаемых поверхностей втулки и шатуна, что снижает сопротивление усталости шатуна.

Целью изобретения является повышение надежности шатуна.

Поставленная цель достигается тем, что разрез втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности и снабжен фиксатором, а сопряжения плоскости разреза с торцовыми плоскостями втулки выполнены по радиусам.

983338 4

ый дополнительно обеспечивается работа втулки в пределах упругой деформации и сохранение первоначальной геометрии ее боковой поверхности.

Кроме того, взаимная фиксация поверхностей 12 разреза фиксатором 13

:в направлении оси втулки исключает перекос втулки в отверстии 8 кривошипной головки, тем самым предохра10 няя от повреждения опорную поверхность головки винта..

Применение скруглений 15 дополнительно защищает от повреждений опорную поверхность головки винта

1s при ее контактировании с торцовой плоскостью 14.

Выполнение методом накатки бокой вой поверхности 11 втулки с регулярным микрорельефом в виде взаимно

gg пересекающихся рядов канавок обеспечивает упрочнение этой поверхности, а также удержание и распределение масла, попадающего в сопряжение втулки с поверхностью отверстия 8 у- р5 при работе двигателя. Этим устраняется контактная коррозия сопрягаемых поверхностей втулки и шатуна.

Предлагаемое устройство повышает надежность кривошипной головки и, в целом, шатуна, Это особенно эффективно в условиях форсирования двигателей по скоростному режиму.

Формула изобретения

На фиг. 1 представлен предлагаем шатун, продольный разрез; на фиг. 2 цилиндрическая разрезная втулка, Части кривошипной головки шатуна тело 1 шатуна и крышка 2 - имеют в плоскости разъема 3 замковое соединение в виде прямоугольных выступов

4, скреплены соединительными элемен тами-винтами, имеющими головки 5 и 6 и содержат шатунный подшипник 7.

В отверстия 8 кривошипно головки установлены цилийдрические разрезные втулки 9, выполненные из материала с более высокими упругими свойствами, чем у Материала частей кривошипной головки, и охватывающие винты, Разрез 10 (фиг. 2) втулки вы полнен под острым углом к образующе ее боковой поверхности Il — по вин. товой линии. Поверхности 12 разреза

10 втулки скреплены фиксатором 13. Сопряжение плоскости разреза 10 с торцовыми плоскостями 14 втулки выполнены по радиусам 15. Боковая поверхность 11 втулки выполнена с рег лярным микрорельефом в виде взаимно пересекающихся рядов канавок 1Ь, об разованных методом накатки.

При работе в двигателе шатуна взаимная фиксация тела 1 шатуна и крышки 2 от смещений в плокости разь ма 3 в направлении, перпендикулярном оси головки, достигается прямоугольными выступами 4. Цилиндрические разрезные втулки 9, размещенные в обеих частях головки, обеспечивают их взаимную фиксацию в направлении оси головки.

Выполнение разреза 10 втулки под острым углом к образующей ее боковой поверхности, по винтовой линии, обеспечивает его большую длину, чем при выполнении вдоль образующей боковой поверхности. Этим достигается лучшая компенсация окружных упругих деформаций втулки и значительно снижается ее пластическая деформация. .Принятый из условия противодействия пластической деформации материал втулки (c более высокими упругими свойствами, чем у материала частей кривошипной головки) обеспечивает цилиндрическую жесткость втулки более высокую по сравнению с жесткостью поверхностного слоя отверстия 8, контактирующего со втулкой. Тем самым

Ыатун, содержащий разъемную кривошипную головку с замковым соединением в плоскости разъема, соединительные элементы и цилиндрические

4О разрезные втулки, установленные в отверстиях головки и обхватывающие соединительные элементы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, разрез втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности и снабжен фиксатором, а сопряжения плоскости разреза с торцовыми плоскостями втулки выполнены по радиусам.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Конструктивный анализ дизелей

Джон Дир 6404 TR""01, - Отчет НАТИ, 1979, N 21825, с. 15-16, рис. 3. 123,15 °

983338

5

Составитель В. Зима

Редактор Г, Ус Техреду И.Тепер . Корректор И Ватрушкина

Заказ 9872/40 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Шатун Шатун Шатун Шатун 

 

Похожие патенты:

Шатун // 684186

Шатун // 673770

Шатун // 532535

Шатун // 485242

Шатун // 2159875
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции шатуна

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению и применимо в поршневых машинах и узлах возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к конструкциям шатунов

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к конструкциям шатунов

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения и направлено на снижение вибрации двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шатунам
Наверх