Импульсно-фрикционный движитель транспортного средства

 

О fl И С А Н И Е „,998211

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.10.81 (21) 3342675/27-11 (51) М Кл з с присоединением заявки ¹ ——

В 62 D 57/00

Гасударстаеиимб кемитет

СССР (23) Приоритет— (53) УДК 629.113. .012.49 (088.8) Опубликовано 23,02.83. Бюллетень №7

Дата опубликования описания 28.02.83 йо делам изебретеиий и юткрытий

Кишиневский сельскохозяйственный институт и м. М. В. Ф рунзе (71) Заявитель (54) ИМПУЛЬСНО-ФРИКЦИОННЬ11 1 ДВИЖИТЕЛЬ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к движителям транспортных средств повышенной проходимости.

Известно транспортное средство с инерционно-импульсным движителем, содержащее опорное основание и генератор механических колебаний, главный вектор которого направлен под углом к опорному грунту (1) .

Недостаток этого транспортного средства состоит в том, что остов машины вместе с полезным грузом должен колебаться с частотой генератора механических колебаний.

Указанный недостаток в большой мере устранен в другом известном транспортном средстве, остов которого опирается иа колеса и отделен от движителя упругим элементом, а движитель содержит привод и массы, колеблющиеся под углом к опорному основанию (2(.

Недостатком этого движителя является наличие большой пассивной массы, вследствие чего он имеет небольшой КПД

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является импульсно-фрикционный движитель транспортного средства, содер2 жащий связанное упругим элементом с корпусом транспортного средства опорное основание с шарнирно присоединенной под углом к нему качающейся вилкой, на концах плеч которой установлен дебаланс, соединенный с приводом вращения, причем привод дебалансной массы установлен на корпусе транспортного средства и соединен с ней посредством гибкого валика (3j.

Недостатком данного движителя является то, что вилка совершает качания в плоскости, перпендикулярной вертикальной плоскости перемещения транспортного средства, что вызывает неустойчивость движителя из-за поперечного смещения опорной плиты.

Кроме того, момент трения в оси дебаланса

15 смещает угол качания вилки в сторону вращения дебаланса, в результате чего амплитудный вектор центробежной силы оказывается смещенным из вертикальной плоскости движения транспортного средства, а это снижает КПД.

Цель изобретения — повышение устойчивости на опорном грунте и КПД.

Поставленная цель достигается тем, что в импульсно-фрикционном движителе, содержащем связанное упругим элементом

9982!1 с корпусом транспортного средства опорное основание с присоединенной под углом к нему шарниром качающейся вилкой, на концах плеч которой установлен дебаланс, соединенный с приводом вращения, ось указашюго шарнира расположена горизон5 тально перпендикулярно продольной оси транспортного средства, а вилка снабжена упругим фиксатором угла ее наклона к опорному основанию.

Кроме того, упругий фиксатор вилки связан с приводом его поворота из кабины водителя.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема импульсно-фрикционного движителя; на фиг. 2 -- разрез А — А на фиг. 1.

Движитель включает вилку 1, которая lS посредством шарнира 2 прикреплена к опорному основанию (плите) 3, и дебаланс 4, поворотно установленный на концах плеч 5 вилки 1. Ось 6 шарнира 2 и дебалансны . вал 7 расположены перпендикулярно плоскости перемещений движителя. Угловое положение вилки 1 относительно плиты 3 фиксировано упругим элементом двустороннего действия, который выполнен в виде двух охватывающих шарнир 2 пружин 8 и 9 кручения с противопо- 25 ложно направленной навивкой. Каждая пружина имеет симметричную форму с выступом 10 посередине. Пружина предварительно напряжена, концы ее опираются на плечи 5 вилки 1, а выступ 10 — на выступ 11 плиты 3. Жесткость упругого элемента подобрана из условия предотвратить «увод» вилки моментом трения, действующим в опорах дебалансног0 вала. Выступ 11 размещен на цилиндрической направляющей 2 с пазом 13 и фиксируется на ней, например, гайкой 14. Опорная плита 3 движителя связана с остовом 15 транспортного средства упругим элементом 16.

Привод дебаланса 4 установлен на остове 15 и связан с валом 7 посредством гибкого илн карданного вала (не показан).

Устройство работает следующим образом.

Двигатель приводит во вращение дебаланс 4. Действующая при этом вдоль вилки знакоиеременная сила в одном периоде воспринимается грунтом, а в другом — передается посредством упругого элемента !6 остову 15 в виде тягового усилия.

В первый период цикла опорная плита 3 неподвижна, во второй — она совершает скачкообразное движение в направлении «0 перемещения транспортного средства. Остов 15 воспринимает толкающие воздействия плиты 3 через упругий элемент 16, благодаря чему транспортное средство перемещается непрерывш), а его большая масса в значительной степени гасит колебания движителя.

Вращение дебаланса 4 порождает качания вилки в плоскости движения. Угловая амплитуда качаний приближенно равна удвоенному QTHolllcHHto радиуса инерции дебаланса к межосевой длине вилки, поэтому правильным подбором межосевой дины можно угол качания свести к малой величине, соизмеримой с разбросом числовых характеристик угла трения. Оптимальный угол наклона вилки 1, ири котором предотвращается скольжение опорной плиты 3 в направлении, обратном движению транспортного средства, и развивается наибольшая скорость, устанавливают поворотом подвижно го вы ступа 10.

Значительный поворот выступа 10 изменяет режим движения транспортного средства, а именно: вертикальное t:oëoæåíèå вилки способствует торможению, а наклон ее в противоположную сторону обеспечивает резкое торможение и обратны((ход. Регулирование угла наклона вилки в связи с меняющимися свойствами грунта или переменой режима движения можно производить из кабины транспортного средства воздействием на выступ 10, наирим р, гидроиривода.

Применение данного изобретения позволяет исключить поперечное смещ ние опорной плиты, что повышает устойчивость движителя и совместно с исправлением эффекта сдвига направления главного выхода от продольной плоскости позволяет увеличить

КПД до 17%, а фиксация положения вилки хч(равляемыгм упругим элементом позволяет просты ми средства ми регул и ровать скорость и режим движения транспортного средства.

Формула изобретения

1. Импульсно-фрикционный движитель транспортного средства, содержащий связаш(ое упругим элементом с корпусом транспортного средства опорное основание с присоединенной под углом к нему шарниром качающейся вилкой, на концах II>tå÷ которой установлен дебаланс, соединенный с приводом вращения, отличаюи(ийся тем, что, с целью повышения устойчивости на опорном грунте и коэффициента полезного действия, ось указанного шарнира расположена горизонтально перпендикулярно продольной оси транспортного средства, а вилка снабжена упругим фиксатором угла ее наклона к опорному основанию.

2. Движитель»о п. 1, отличаюи>ийея тем, что упругий фиксатор вилки связан с приводом его поворота из кабины водителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство C(.ÑÐ

N 8!109, кл. В 06 В 1/16, 1949.

2. Патент США ¹ 3365012, кл. 180-4, 1966.

3. Авторское свидетельство СССР

¹ 768960, кл. В 62 D 57/00, 1978 (прототип) .

99821!

Составит ль Д. llITcp

Редактор A. 11! нинкина Техред И. Версс Корректор Н. Король

Заказ 1044, 30 Тираж 645 Подпи снос

ВНИИПИ Государственного комитета СССР во делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Импульсно-фрикционный движитель транспортного средства Импульсно-фрикционный движитель транспортного средства Импульсно-фрикционный движитель транспортного средства Импульсно-фрикционный движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в многоопорных самоходных дождевальных и поливных машинах, работающих как позиционно так и в непрерывном движении

Изобретение относится к движителям транспортных средств, не взаимодействующим с опорной поверхностью, использующим аэродинамические свойства вращающегося воздушного винта несущего крыла самолета, центробежные силы вращающегося воздушного потока, а также перепад атмосферного давления спереди и сзади у средства, имеющего воздушный винт

Изобретение относится к инерционным движителям транспортных средств и направлено на повышение КПД, надежности, увеличение регулировочных свойств в широком диапазоне скоростей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается шагающих транспортных средств и созданных на этой базе автомобилей

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с инерционным двигателем

Изобретение относится к области различного рода движительных и тяговых устройств

Изобретение относится к скоростным средствам передвижения по снегу, чистому льду и может быть использовано в качестве пневматической объемной противоударной рессоры на скоростных снегоходах для доставки грузов, почты, медперсонала в труднодоступные районы без создания ровных снежных трасс - "зимников"

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам и колесным движителям для них, преимущественно к колесам с пневматическими шинами

Изобретение относится к области транспорта, преимущественно к движителям транспортного средства, и может быть использовано в транспортных средствах высокой проходимости: вездеходах, снегоходах и болотоходах, сельскохозяйственных машинах, строительно-дорожных машинах и т.д., а также в амфибиях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам повышенной проходимости
Наверх