Опора скольжения

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,Я0„,1016575 з,Г 16 С 17/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

}} }}}}TOPC}}O}}l}} СВИДЕТ}ЪСТВ}}

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧНРЦТЪЙ (21) 3371868/25"27 (25) 3383485/25-27 (22) 30,12.81 (46) 07.05.83 ° Бюл. М 17 (72) В. 8. Зеленцов и А, В. Зеленцов (71) Севастопольский приборостроительный институт (53) 621.822.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 1938у0, кл. F 1в С 17/02, 1965, 2. Авторское свидетельство СССР

4 183543, кл. F !6 С 17/10, 1965 (прототип) . (5")(57) 1. ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая цапфу вала с винтовой канавкой и торцовыми дисками и охватывающую ее втулку с каналами подачи смазки, о .т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения работоспособности и надежности опоры путем обеспечения циркуляции смазки, торцовые поверхности дисков, обращенные к цап-. фе, выполнены конусными с верщинами конусов, обращенными в стороны, противоположныв цапфе,и . с канавками, сообщающимися с, винтовой канавкой вала, один из торцовых дисков установлен с возможностью осевого перемещения, а во втулке выполнены осевые каналы, сообщающиеся с канавками дисков.

1016575

2. Опора по и, 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что на торцовых поверхностях дисков выполнены кольцевые канавки криволинейного профиля.

3, Опора по и. 1, о т л и ч а ю1

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к опорам скольжения, и может быть использовано в различных машинах и устройстВах для восприятия радиальнык и осе» 5 вых нагрузок вращающихся валов.

Известны опоры скольжения, содержащие вал с винтовой нарезкой на цилиндрической части и с различными способами подачи и распределения смазки в зоне трения 1 ).

Недостатками- указанных подшипников и опор скольжения являются низкие. долговечность, жесткость и надежность, работы подшипника при прямом 15 и обратном вращении вала, а также приизменении направления осевой нагрузки.

Известен также радиально-упорный подшипник скольжения с воздушной по- 20 душкой, содержащий цафру вала с винтовой нарезкой, конусные втулки, на боковых поверхностях которых выФ

° полнены без сквозного прохода канав. ки с углом наклона, противополож- 25 ным углу винтовой нарезки на цапфе вала f23, Недостатком является низкая на дежность и работоспособность подшип ника из-за отсутствия проточности З0 газовой (или жидкой ) среды по канавкам конусов и винтовой нарезке вала, что создает закупорку и закллнивание потоков среды и продуктов износа и образующихся кольцевых конус- з ных зазорах между втулками и..валом.

Цель изобретения - повышение работоспособности и надежности опор вращающихся валов.

Эта цель достигается тем, что в 40 опоре скольжения, содержащей цапфу вала с винтовой канавкой и торцовыми дисками и охватывающую ее втулку с, каналами подачи смазки, торцовые поверхности дисков, обращенные к цап- 4> фе,"выполнены конусными с вершинами щ а я с я тем, что канавки на торцовых поверхностях дисков выполнены спиральными, направление которых на одном диске противоположно их направлению на-другом, конусов, обращенными в стороны, противоположные цапфе, и снабжены канавками,- сообщающимися с винтовой канавкой вала, один иэ торцовых дисков установлен с воэможностью осевого перемещения, а во втулке выполнены осевые. каналы, сообщающиеся с канавками дисков.

На торцовых поверхностях дисков выполнены кольцевые канавки криволинейного профиля, сообщающиеся с винтовой канавкой вала, или спиральные канавки, направление которых на одном диске противоположно их направлению на другом, На фиг. 1 изображена опора, продольный разрез; на фиг. 2 - сечения А-А и Б-Б на фи . 1; на фиг.3вариант исполнения опоры; на фиг,4 сечения В-В и Г-Г на фиг. 3.

Вал 1 с неподвижным диском 2 и подвижным в осевом направлении диском 3 установлен во втулке 4 . При этом осевое перемещение диска 3 or" раничено гайкой 5 и стопорным винтом 6. Диск 2 и подвижиый диск 3 имеют внутреннюю конусную поверхность с криволинейной кольцевой ка1навкой 7, выполненной в поперечном сечении, например, по логарифмичес.кой спирали от оси вращения вала к периферии или со спиральными канавками 7 (фиг. 41, направление которых на одном диске совпадает с направлением винтовой канавки на валу, а на другом противоположно. Конусние торцовые поверхности дисков 2 и 3 соединены осевыми каналами: 8, а со станцией подвода и отвода смазочной сре.ды (газовой или жидкой) - радиальными каналами 9, кольцевой канавкой 10 и втулкой 11 со штуцерами 12 и 13. Для герметизации полостей опоры 4 диски

2 и 3 снабжены уплотнительными кольцами 14 и 15, а также лабиринтной канавкой 16.

3 1014575 4

Подшипник раЬотает следующ л дующим об- становится беспрерывным при полном заполнении смазочной средой полостей разом.

При вращении вала I его винтовая опоры. канавка, расположенная под угл м нная под углом aL . При изменении направления враще" нагнетает смазочную среду жи еду (жидкую 5 ния вала направление потоков смазоч5 или газовую) к торцовой

) вой поверхности ной среды меняется на обратное. дисков 2 и 3, конусные поверхности которых, расположенные под углом pi Предлагаема

Пре агаемая опора отличается прок оси вала, направляют потоки смазоч- стотой конструкции и высокой технолоной среды осевые отверстия втулки tO гичностью в изготовлении, при этом

4, образуя замкнутый цикл. Этому спо- точность вращения вала в опоре повышасоЬствуют канавки дисков 2 и 3. Цикл, ется ориентировочно на один класс.

1016575

Составитель Б. Моисеева

Техред Л.Пекарь Корректор Г. Решетник

Редактор П, Макаревич

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 !

Заказ 3356/37 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССРпо делам изобретений и открытий

113035,Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих кроме радиальных нагрузок осевые перемещения и динамические нагрузки

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике

Изобретение относится к турбиностроению и предназначено для использования в подшипниках валопровода турбины

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих большие радиальные статические и динамические нагрузки, а также незначительные осевые смещения и нагрузки взамен самоустанавливающихся подшипников катков, колес, роликов балансиров перемещения металлоконструкций: кран-балок, консольно-козловых, козловых и башенных кранов, а также большегрузных тележек

Изобретение относится к области вращающихся машин

Изобретение относится к подшипнику скольжения для стойки подвески четырехколесного автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам скольжения валов
Наверх