Система стабилизации скорости самоходной машины со ступенчатой трансмиссией

 

СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ СО СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕЙ, имеющая переключатели высших и низших передач и содержащая блок формирования сигналов управления и исполнительный гидроцилиндр, механически связанный с акселератором, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения колебаний скорости и снижения динамических нагрузок на трансмиссию путем уменьшения перерегулирования скорости при переключении передач, система снабжена устройством предварительного выравнивания скоростей, состоящим из гидроаккумулятора, двух двухпозиционных трехлинейных релейных клапанов , один из Которых связан с переключателем высших передач, а второй - с пере ключателем низших передач, и запорнораспределительного клапана, выполненного в виде подпружиненного с обоих торцов золотника, торцовые полости которого соединены со сливом через дроссельные отверстия причем указанные релейные клапаны установлены последовательно в напорной гидролинии гидроаккумулятора и связаны с соответствующими торцовыми по лостями запорно-распределительного кла (Л пана, которые выполнены с возможностью их соединения с исполнительным гидроцилиндром . о: ел Is3 ел со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ы59 В 60 К 41 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ! Н ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И, ОТКРЫТИЙ (21) 3447021/27-11 (22) 02.06.82 (46) 07.01.84. Бюл. № 1 (72) В. П. Тарасик, П. А. Амельченко, В. И. Мрочек, С. Д. Галюжин и В. А. Широченко (71) Могилевский машиностроительный институт (53) 629.113-585-52(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 785074, кл. В 60 К 41/06, 1978 (прототип). (54) (57) СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ

СКОРОСТИ САМОХОДНОИ МАШИНЫ

СО СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕР1, имеющая переключатели высших и низших передач и содержащая блок формирования сигналов управления и исполнительный гидроцилиндр, механически связанный с акселератором, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения . колебаний скорости и

„„SU„„1065259 А снижения динамических нагрузок на трансмиссию путем уменьшения перерегулирования скорости при переключении передач, система снабжена устройством предварительного выравнивания скоростей, состоящим из гидроаккумулятора, двух двухпозиционных трехлинейных релейных клапанов, один из которых связан с переключателем высших передач, а второй — с пере-. ключателем низших передач, и запорнораспределительного клапана, выполненного в виде подпружиненного с обоих торцов золотника, торцовые полости которого соединены со сливом через дроссельные отверстия, причем указанные релейные клапаны установлены последовательно в напорной гидролинии гидроаккумулятора и связаны с ссютветствующими торцовыми полостями запорно-распределительного клапана, которые выполнены с возможностью их соединения с исполнительным гидроцилиндром.

Изобретени(относ;, I к, :.. о,,,1p( строению, в частности к системам автоматического управления скоростью движения самоходной машины со ступенчатой трансмиссией, имеющей переключатели высших и низших передач.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является система стабилизации скорости самоходной машины со ступенчатой трансмиссией, имеющая переключатели высших и низших передач и содержащая блок формирования сигналов управления и исполнительный гидроцилиндр, механически связанный с акселерометром (1).

Недостатками данной системы являются значительные колебания скорости и динамические нагрузки на трансмиссию из-за перерегулирования скорости при переключении передач, что обусловлено инерционностью объекта управления, в результате чего происходит сдвиг по фазе между входом, отклонением положения рычага управлен ия всережимным регулятором двигателя, и выходом, отклонением теоретической скорости движения машины. В связи с этим перерегулирование скорости при переключениях может достигать значительной величины, в результате чего снижается качество выполнения сельхозработ, возрастают динамические нагрузки в трансмиссии, а также ухудшаются условия труда водителя, так как при переключениях происходят рывки машины.

Цель изобретения — уменьшение колебаний скорости и снижение динамических нагрузок на трансмиссию путем уменьшения перерегулирования скорости при переключении передач.

Поставленная цель достигается тем, что система стабилизации скорости самоходной машины со ступенчатой трансмиссией, имеющая переключатели высших и низших передач и содержащая блок формирования сигналов управления и исполнительный гидроцилиндр, механически связанный с акселератором, снабжена устройством предварительного выравнивания скоростей, состоящим из гидроаккумулятора, двух двухпозиционных трехлинейных релейных клапанов, один из которых связан с переключателем высших передач, а второй — с переключателем низших передач, и запорно-распределительного клапана, выполненного в виде подпружиненного с обоих торцов золотника, торцовые полости которого соединены со сливом через дроссельные отверстия, причем указанные релейные клапаны установлены последовательно в напорной гидролинии гидроаккумулятора и связаны с соответствующими торцовыми полостями запорнораспредел ител ьн о го кл ап а на, которые выполнены с возможностью их соединения с исполнительным гидроцилиндром.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема системы стабилизации скорости самоходной машины со ступенчатой трансмиссией; на фиг. 2 — графики переходных процессов стабилизации скорости при переключении с низшей передачи на высшую.

Система стабилизации содержит блок 1 формирования сигналов управления, исполнительный гидроцилиндр 2, установленный в приводе управления акселератором, гидроаккумулятор 3, двухпозиционные трехлинейные клапаны 4 и 5, связанные с включателями высших и низших передач соответственно, запорно-распределительный клапан 6, состоящий из золотника 7 и установленных по его торцам пружин 8 и 9. Для обеспечения включения, а затем возврата золотника

7 запорно-распределительного клапана 6 в исходное положение, при котором золотник 7, перекрывая окна, запирает обе полости исполнительного гидроцилиндра 2, полости пружин 8 и 9 соединены дроссельными отверстиями 10 и 11 со сливом. Двух20 позиционные трехлинейные релеиные клапаны 4 и 5 включены последовательно в напорную гидролинию 12 с возможностью отключения при переключениях передач гидроаккумулятора 3 от напорной гидролинии 12

25 и соединения его с исполнительным гидроцилиндром 2. При включении высших передач гидроаккумулятор 3 соединен через релейный клапан 4, гидролинию 13, полость пружины запорно-распределительйого клапана 6, гидролинию 14 с полостью 15 исполнительного гидроцилиндра, а при включении низших передач — через релейный клапан 5, гидролинию 16, полость пружины запорно-распределительного клапана 6, гидролинию 17 с полостью 18 исполнительного гидроцилиндра 2.

Блок 1 формирования сигналов управления связан гидролиниями 19 и 20 с гидролиниями 14 и 17 соответственно, соединяющими запорно-распределительный кла40 пан 6 с исполнительным гидроцилиндром 2.

Система работает следующим образом.

На установившихся режимах напорная гидролиния 12 постоянно соединена с гидроаккумулятором 3, вследствие чего последний постоянно находится в заряженном состоя4 нии. Во время включения, например, высшей передачи срабатывает релейный клапан 4, связанный с переключателем высших передач, и отсоединяет при этом гидроаккумулятор 3 от напорной гидролинии 12, соединяя

его через гидролинию 13 с полостью пружины 8 запорно-распределительного клапана 6. Жидкость из гидроаккумулятора 3 под давлением, обеспечиваемым пружиной гидроаккумулятора, перемещает золотник 7, сжимая пружину 9, и через открывшееся

55 окно запорно-распределительного клапана 6 поступает по гидролинии 14 в полость 1о исполнительного гидроцилиндра 2. При этом противоположная полость 18 исполнитель1065259

3 ного гидроцилиндра 2 запорно-распределительным клапаном 6 соединяется со сливом.

В результате двигатель переводится на более низкий скоростной режим. Подача устройством предварительного выравнивания скоростей в исполнительный гидроцилиндр 2 упреждающего сигнала происходит за время переключения передачи и представляет собой предварительное грубое регулирование скоростей движения машины.

Последующее точное регулирование ско- 10 рости осуществляется в результате формирования сигналов управления блоком 1.

Графики переходных процессов стабилизации скорости при переключении с низшей на высшую передачу (N — номер включенной передачи, Ч вЂ” скорость машины,Крд— положение рычага управления всережимным регулятором двигателя, t — время) показаны на фиг. 2, (сплошными линиями показана работа предлагаемой системы, а штриховыми — работа системы прототипа) .

Как видно из фиг. 2, перерегулировани» скорости aV у предлагаемой системы оказывается гораздо меньше, чем перерегулирование скорости ЛЧ у системы прототипа.

Это достигается тем, что одновременно с переключением с N Hà N+1 передачу подается упреждающий сигнал в исполнительный гидроцилиндр 2 системы стабилизации скорости. В результате происходит поворот рычага управления всережимным регулятором и двигатель переводится на более низкий скоростной режим. При переключениях с высшей на низшую передачу система работает аналогично. При этом двигатель переводится на более высокий скоростной режим.

Таким образом, применение системы стабилизации скорости позволяет уменьшить перерегулирование скорости при переключении передач и, следовательно, уменьшить колебания скорости и Снизить динамические нагрузки на трансмиссию.

Составитель Ю. Кудинов

Редактор Т. Митейко Техред И. Верес Корректор О. Тнгор

Заказ 10556/20 Тираж 659 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система стабилизации скорости самоходной машины со ступенчатой трансмиссией Система стабилизации скорости самоходной машины со ступенчатой трансмиссией Система стабилизации скорости самоходной машины со ступенчатой трансмиссией 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх