Дисково-колодочный тормоз

 

ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЬЙ ТОРМОЗ, содержащий тормозной диск, тормозные колодки, суппорт с внутренней цилиндрической поверхностью, силовой привод в виде емкости с гибкими стенками, установленной внутри суппорта с возможностью взаимодействия внутренней поверхностью, промежуточный силовой элемент, установленный с возможностью взаимодействия с тормозными колодками, а также автоматический регулятор зазора, отличаю щ и и с я тем, что, с целью повьшения долговечности и надежности путем защиты силового привода от теплового воздействия и улучшения работы автоматического регулятора зазора,автоматический регулятор зазора выполнен в виде упругих фрикционных прямоугольных колец, установленных свозможностью взаимодействия с внутренней поверхностью суппорта, а силовой привод вьтолнен в виде незамкнутой гибкой оболочки вращения, герметически связанной по торцу с жестким дисковым элементом,выполненным с кольцевой проточкой по внутреннему диаметру под фрикционные кольца, а суппорт Q установлен с возможностью перемещения вдоль оси тормозного диска.

СОЮЗ СОВЕтСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3 1511 F D 224

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО ДЕЛА maO A e ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ц

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

12 (21) 2985239/25-27 (22) 26.09.80 (46) 23.06.84. Бюл. И 23 (72) P.À.Акопян, В.А.Демьянюк, М.В.Цыцив, Б.А.Соботик, Т.П.Шишкина и P.À.Ìåëàìóä (71) Пьвовский ордена Ленина политехнический институт им.Ленинского комсомола (53) 62-592(088.8) (56) 1. Патент Великобритании

И 1222635, кл. F 2 Е, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР э 846874,кл. У 16 D 55/20, 1979 (прототип). (54) (57) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЬЙ ТОРМОЗ, содержащий тормозной диск, тормозные колодки, суппорт с внутренней цилиндрической поверхностью, силовой привод в виде емкости с гибкими стенками, установленной внутри суппорта с возможностью вэаимодействия с.его внутренней поверхностью, промежуточный силовой элемент, установленный с воэможностью взаимодействия с тормозными колодками, а также автоматический регулятор зазора, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности путем защиты силового привода от теплового воздействия и улучшения работы автоматического регулятора зазора,автоматический регулятор зазора выполнен в виде упругих фрикционных прямоугольных колец, установленных с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью суппорта, а силовой привод выполнен в виде незамкнутой Я гибкой оболочки вращения, герметически связанной по торцу с жестким дисковым элементом, выполненным с кольцевой проточкой по внутреннему диаметру под фрикционнае кольца, а суппорт установлен с воэможностью перемещения вдоль оси тормоз ного диска.

1099140 2. Тормоз по п. 1, о т л и ч а ющ 8 и с я тем,что промежуточный силовой

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к тормозным устройствам с пневматическим приводом, Известен дисково-колодочный тормоз, 5 содержащий тормозной диск, по крайней мере две тормозные колодки со штоками и фрикционными накладками, установленными в суппорте и кинематически связанными штоком с силовым при.1О водом, расположенным в суппорте и выполненным в виде гибкого резервуара, имеющего форму тора, торцевые поверхности которого установлены с возможностью взаимодействия с опорными по- 15 верхностями штока и суппорта, при этом ось резервуара перпендикулярна оси тормозного диска (1 ).

Однако эффективная площадь силово- 20 го устройства недостаточна для создания необходимого для известного дискового тормоза усилия прижатия, накладок к диску в случае использования в каче< тве рабочего тела сжатого воэду- 25 ха, а по мере износа тормозных накладок ход тормозных колодок возрастает, что при принятой форме корпуса, в который заключен резервуар и опорные части колодок, приводит к нарушению постоянства приводного усилия, в то время как его целесообразно сохранять неизменным.

Наиболее близким к изобретению является дисково-колодочный тормоз, 35 содержащий тормоэной диск, тормозные колодки, суппорт с внутренней цилиндриче<;кой поверхностью, силовой привод н виде гибкого резервуара, установленного внутри суппорта с возмож- 4О ностью взаимодействия с его внутренней поверхностью, промежуточный силовой элемент, установленный с возможностью взаимодействия с тормозными колодками, а также автоматический ре- 45 гулятор зазора 5 2 3.

Однако известный тормоз имеет недостаточную долговечность из-за отсутствия в силовом приводе защиты от элемент выполнен из теплоизоляционного материала с вентиляционными окнами. теплового воздействия и надежной работы автоматического регулятора эазора.

Целью изобретения является повышение долговечности и надежности путем защиты силового привода от теплового воздействия и улучшения работы антоматического регулятора зазоров.

Указанная цель достигается тем, что в дисково-.колодочном тормозе, содержащем тормозной диск, тормозные колодки, суппорт с внутренней цилиндрической поверхностью, силовой привод в виде емкости с гибкими стенками, установленной внутри суппорта с возможностью взаимодействия с его внутренней поверхностью, промежуточный силовой элемент, установленный с возможностью взаимодействия с тормозными колодками, а также автоматический

1 регулятор зазора, последний выполнен-в виде упругих фрикционных прямоугольных колец, установленных с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью суппорта, а силовой привод вы— полнея в виде незамкнутой гибкой обо.почки вращения, герметически связаНной по торцу с жестким дисковым элементом, выполненным с кольцевой проточкой по внутреннему диаметру под фрикционные кольца, а суппорт установлен с возможностью перемещения вдоль оси тормозного диска.

Кроме того, промежуточный силовой элемент выполнен из теплоизоляционного материала с вентиляционными окнами.

На фиг. 1 изображен дисково †колодочный тормоз, продольный разрез", на фиг. 2 — вариант выполнения автоматического регулятора зазора; на фиг. 3вид Л на фиг. 1.

Дисково-колодочный тормоз содержит тормозной диск 1, жестко закрепленный к ступице 2 колеса, суппорт 3, выполненный с внутренней цилиндрической поверхностью, установленный с возможностью свободного перемещения

3 1099 вдоль оси тормозного диска 1 по поверхности жестко закрепленного к поворотному кулаку 4 цилиндра 5.

В суппорте 3 с возможностью взаимодействия с его внутренней цилиндрической поверхностью размещен силовой привод 6, выполненный в виде емкости, выполненной из незамкнутой гибкой оболочки вращения, имеющей питающие отверстия в виде штуцера 7, 1р герметически связанной по торцу с жестким дисковым элементом 8, который с помощью штока 9 жестко соединен с промежуточным силовым элементом

i0, взаимодействующим с тормозными колодками 11 с фрикционными накладками 12, установленными в направляющих державки 13. Внутренний диаметр дискового элемента 8 выполнен с утолщением, в котором предусмотрены одна или несколько кольцевых проточек 14 для размещения в них меньшей из из своих сторон упругих фрикционных прямоугольных колец 15 автоматического регулятора зазора. Кольца установлены с возможностью фрикционного взаимодействия с внутренней цилиндрической поверхностью суппорта 3. С другой стороны тормозного диска 1 напротив тормозных колодок 11 в направляющих державки 13 установлены тормозные колодки 16 с фрикционными накладками

17. Для обеспечения более равномерного распределения тормозных усилий тормозные колодки 11 и 16 установлены

35 в направляющих державки 13 преимущественно в трех зонах (фиг. 2 и 3) равномерно по окружности тормозного диска 1. Для обеспечения удобства замены тормозных колодок. 11 и 16 суппорт

3 выполнен подвижным в окружном направлении относительно цилиндра 5 неподвижной части тормоза и фиксируется в рабочем положении с помощью шпон; ки 18. Защита силового привода от 4 теплового воздействия обеспечивается тем, что силовой элемент 10 выполнен из теплоизоляционного материала и имеет вентиляционные окна 19. Тормозные колодки в направляющих державки

13 закреплены при помощи штифтов 20.

Рабочий зазор между накладками 12 и 17 и тормозным диском 1 выполняют равным 0,05-0,25 мм.

Днсково-колодочный тормоз работает 55 следующим образом.

При повышении давления в силовом приводе 6 .усилие, воспринимаемое дис140 4 ковым элементом 8, передается штоком

9 через промежуточный силовой элемент

10 на тормозные колодки 11 с накладками 12. Одновременно с этим суппорт

3 перемещается по цилиндрической поверхности цилиндра 5 вдоль оси в направлении, противоположном движению дискового элемента 8. Усилие передается через суппорт 3 на тормозны колодки 16 с накладками 17. 3а счет трения между фрикционными накладками

12 и 17 и тормозным диском 1 создается тормозной момент. Реактивные усилия на тормозных колодках 1! и 16 воспринимаются радиальными направляющими державки.

Параллельно с работой силового привода 6 работает автоматический регулятор зазора. Работа его выполняется следующим образом.

Упругое кольцо 15 плотно облегает цилиндрическую поверхность суппорта

3. Кольцевая проточка 14 имеет односторонний слой (в сторону тормозного диска), поэтому в процессе перемеще— ния суппорта 3 последний увлекает

;за собой наружную часть упругого

,кольца 15. Кольцо деформируется (из-! гибается), в то время как внутренняя часть кольца остается неподвижной

1 (ширина проточки 14 по наружному диаметру равна ширине упругого кольца 15). При падении давления в силовом приводе 6 суппорт 3 под действием упругой силы деформированного упругого кольца 15 возвращается в исходное положение. В исходном положении суппорта 3 упругое кольцо 15 всегда занимает строго вертикальное положе;ние. В том случае, если положение уп— ругого кольца 15 отклоняется от вертикали, суппорт 3 может быть возвращен в исходное положение за счет суммарного усилия упругой силы кольца и возвратных пружин (не показаны), дополнительно используемых в этом случае.

Так регулятор работает до тех пор, пока рабочий зазор между накладкой

12 и тормозным диском 1 не превьппает допустимого значения. Если же зазор в в процессе износа накладки 12 превы— шает допустимое значение, то суппорт

3 вначале деформирует упругое кольцо

15 на величину, допустимую скосом проточки 14, а затем, перемещаясь дольше от тормозного диска, проскальзывает относительно упругого кольца

1099140

15 до тех пор, пока тормозная колодка.не войдет в контакт с тормозным диском 1. При этом величина обратного хода суппорта 3 равняется величине деформации упругого кольца 15.

Таким образом, поддерживается требуемый постоянный зазор между накладками 12 и 17 и тормозным диском 1.

Для замены тормозных колодок суппорт 3 перемещается вправо вдоль оси тормозного диска 1. Вынимается шпонка

18, и суппорт 3 проворачивается относительно неподвижного цилиндра 5 настолько, чтобы скобы суппорта не закрывали тормозных колодок 11 и 16, которые находятся в направляющих державки 13. После этого вынимаются штифты 20, удерживающие тормозные колодки 11 и 16, и последние легко снимаются. Установка новых тормозных колодок и сборка тормозного механиз5 ма производится в обратном порядке.

Использование предлагаемого дисково-колодочного тормоза по сравнению с дисковыми тормозами ЗИЛ-130 позволяет обеспечить долговечность работы

10 силового привода и надежность автоматического регулятора зазора, так как все детали силового привода защищены от теплового воздействия, а детали автоматического регулятора зазора постоянно подцерживают заданный зазор в тормозе в течение всего времени его Эксплуатации.

Составитель В.Попов

Редактор B.Äàíêî Техред Л.Мартяшова КорректорА. Ференц

Заказ 4349/31 Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дисковым тормозным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может применяться в качестве тормоза в устройстве для сборки и последующей обработки деталей автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам, имеющим плавающий или скользящий суппорт

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам привода дисковых тормозов транспортных средств

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к встроенным блокам для создания тормозного усилия на колесных парах рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным механизмам с подвижными в осевом направлении колодками, прижимаемыми к вращающемуся диску
Наверх