Зубчатое колесо

 

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее зубчатый венец с радиальньлми клиновидными прорезями в зубьях вдоль оси колеса, в которых клиновидные вставки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, расширение клиновидных прорезей направлено к ножке зуба, а клиновидные вставки установлены с возможностью ращиального перемещения и Фиксации. 3 it

СОЮЗ СИЗЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) 3(51) F 16 H 55/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ »-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3564516/25-28 (22) 21.03.83 (46) 23.06.84. Бвл. Р 23 (72) Н.И.Лундин и Б.П.Тимофеев (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. M.È.Êàëèнина (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 732604, кл. F 16 Н 55/18 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

9 853251, кл. F 16 H 55/14, 1979 (прототип). (54)(57) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее зубчатый венец с радиальными клиновидными прорезями в зубьях вдоль оси колеса, в которых размещены клиновидные вставки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, расширение клиновидных прорезей направлено к ножке зуба, а клиновидные вставки установлены с воэможностью радиального перемещения и Фиксации.

1099158

Составитель В.Сергеев

Редактор И.авербах Техред A.Êèêåìeçåé Корректор А.Зимокосон

Заказ 4350/32 Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушс«ая наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для устранения мертвого хода в зубчатых передачах.

Известно зубчатое колесо, содержащее зубчатые венцы и ступицу, на которой с возможностью проворота установлен дополнительный венец. В обоих венцах выполнены отверстия, параллельные оси колеса и равноудаленные от нее, в отверстиях разме- 1О щены плоские Y -образные пружины с вильчатыми концами, вершины которых однонаправлено ориентированы по радйусам колес f1) .

Недостатком такого колеса является искусственное увеличение удельного давления на зубья сопряженного колеса, в результате чего такое зацепление быстро изнашинается, При передаче усилия, превышающего значения усилия М вЂ” образной пружины, эта конструкция не обеспечивает своего назначения, и двойная шестерня работает как обыкновенная целая шестерня. Все это ведет к низ- ->

Х кОй точности в зацеплении при переменной нагрузке и низкой долговечности передачи.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является зубчатое колесо, содержащее зубчатый венец с радиальными клинонидными прорезями в зубьях ндоль оси колеса, в которых размещены клинонидные вставки. Такое колесо используется в передачах с повышенной виброактивностью (21 .

Недостатком известного колеса является то, что вставки могут самопроизвольно выпадать из прорезей при увеличении скорости вращения. 40

Кроме того, такое колесо не позволяет регулировать зазор в зацеплении, что снижает надежность передачи.

Цель изобретения — повышение надежности передачи. 45

Поставленная цель достигается тем, что н зубчатом колесе, содержащем зубчатый венец с радиальными клиновидными прорезями в зубьях вдоль оси колеса, н которых размещены кли- 50 новидные вставки, расширение клиновидных прорезей направлено к ножке зуба, а клиновидные вставки установлены с возможностью радиального перемещения и фиксации. 55

На чертеже изображено зубчатое колесо.

Зуб 1 колеса имеет клиновидную прорезь 2, расположенную вдоль оси колеса и расширяющуюся к нож«е зуба, В прорези имеется клиновидная вставка 3 установленная с ноэмож-! ностью Фиксации в радиальном направлении, например, при помощи эксцентрика 4 установленного параллельно оси колеса с воэможностью проворота и фиксации, Устройство работает следующим образом.

При необходимости выбрать зазор в зацеплении осуществляется поворот колеса н зацеплении с сопряженным колесом. Последовательным смещением вставок 3, например проворотом эксцентриков 4, регулируется толщина

«аждого зуба в момент его контакта с соответствующей впадиной сопряженного колеса. Разведенные зубья не производят дополнительного увеличения удельного давления на зубья сопряженного колеса, и в такой передаче происходит нормальный износ. По мере износа боковых поверхностей зубья разводятся н пределах упругих деформаций, и образованшийся боковой зазор выбирается. Предлагаемая конструкция позволяет добиться иннариантности « передаваемой - .агруз«е так «ак разреэные зубья с жест«ями встав«агли в отличие от разрезного колеса с пружинами не сжимаются.

Увеличение долговечности колеса происходит иэ-за того. что предельный износ боковых поверхностей колеса наступает значительно позже.

Это достигается тем, что наступивший первоначальный предельный износ боковых поверхностей зуба устраняется с помощью разведения зубьев,1л параметры колеса, например толщина зуба„принимают первоначальное значение.В обычной передаче наступивший предельный износ не устраняется и колеса подлежат замене или восстановлению

Испольэонание изобретения позволяет устранить боконой зазор между зубьями в передаче, добиться иннариантности к передаваемой нагрузке и увеличить долговечность зубчатого колеса,

Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков
Наверх