Рулевое устройство судна

 

1. РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА , преимущественно парусного катамарана , содержащее два руля с румпелями, шарнирно связанными с поперечиной, отличающееся тем, что, с целью уменьщения нагрузки на рули при плавании на волне и образования силы тяги рулями за счет использования энергии волнения, поперечина выполнена с продольными пазами, а каждый румпель выполнен со штыpя ш, размещенными в этих пазах, причем на обоих концах поперечины смонтированы блоки, через которые пропущен трос с двумя ветвями , при этом каждая из двух ветвей троса прикреплена к одному из штырей .

036 А

091 (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧНРИТИЙ (21) 3257638/27-11 (22) 12.03.81 (46) 30.01.85. Вюл. 11- 4 (72) А.О .Эглайс и В.О.Эглайс (53) 629.12.014.6(088.8) (56) I Крючков 10.С. и др. Парусные катамараны. Л., "Судостроение", 1963, с. 214. (54)(57) 1. РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА, преимущественно парусного катамарана, содержащее два руля с румпелями, шарнирно связанными с поперечиной, о т л и ч а ю щ е е с я

4(5l) В 63 Н 25/38 В 63 В l 14 тем, что, с целью уменьщения нагрузки на рули при плавании на волне и образования силы тяги рулями за счет использования энергии волнения, поперечина выполнена с продольными пазами, а каждый румпель выполнен со штырями, размещенными в этих .- пазах, причем на обоих концах поперечины смонтированы блоки, через которые пропущен трос с двумя ветвями, при этом каждая из двух ветвей троса прикреплена к одному иэ штырей.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что поперечина выполнена в виде трубы, а блоки на ее концах и трос, огибающий эти волоки, размещены внутри этой трубы.

3. Устройство по п. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оно снабжено закрепленным на верхних концах штырей двуплечим рычагом с роликами на обоих концах и смонтированным на верхней стенке трубы снизу направляющими полосками, причем последние сопряжены с роликами блоков, а продольные пазы выполнены в нижней стенке трубы.

4 ° Устройство по п. 2 и 3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что штыри выполнены с диаметром, большим ширины пазов в .поперечине, и на месте прохода через пазы выполнены с канавкой.

5. Устройство по пп. 2,3 и 4 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что штыри выполнены с .отверстием, 113701б через которое пропущена ветвь троса, не закрепленная к штырю. б. Устройство по пп. I 5, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено закрепленной на поперечине одним концом пружиной и соединенной с последней пластиной с двумя отверстиями, через которые пропущены обе ветви троса, причем обе ветви троса с одной стороны пластины выполнены с утолщениями, которые больше диаметра отверстий в пластине.

7. строиство по и 6, о т л ич а ю щ е е с я тем, что каждое утолщение на тросе выполнено в виде шарика с коническим отверстием, застопоренного коническим элементом, помещенным внутри троса.

8. Устройство по пп. I — 7, о л и ч а ю щ е е с ятем, что блоки на концах поперечины снабжены винтами, посредством которых они смонтированы на поперечине.

Ф

Изобретение отr-эсится к судостроению, в частности к рулевым устройствам судов, преимущественно парусных катамаранов.

Известно рулевое устройство судна, 5 преимущественно парусного катамарана, содержащее два руля с румпелями, шарнирно связанными с поперечиной(1 .

Недостатком данного рулевого устройства является то, что оно не обеспечивает равномерного распределения давления воды на оба руля и образования силы тяги рулями за счет использования энергии волнения.

Цель изобретения — уменьшение I5 нагрузки на рули при плавании на волне и образование силы тяги рулями за счет использования энергии выполкения, Цель достигается тем, что в устройстве поперечина выполнена с продольными пазами, а каждый румпель выполнен со штырями, размещенными в этих пазах, причем на обоих концах поперечины смонтированы блоки, через которые пропущен трос, при

М этом каждая из двух ветвей троса прикреплена к одному штырю.

Поперечина выполнена в виде трубы, а блоки на ее концах и трос., огибающий эти блоки, размещены внутри этой трубы. г

На верхних койцах штырей оно снабжено закрепленным двуплечим .рычагом с роликами на обоих концах и смонтированным на верхней стенке трубы снизу направляющими полосками, которые сопряжены с роликами блоков. а продольные пазы выполнены в нижней стенке трубы.

Диаметр штыря на конце каждого румпеля выполнен больше ширины продольного паза в поперечине и в месте прохода через эти продольные пазы штыри имеют канавку.

Штыри имеют отверстие, через которое пропущена ветвь бесконечного троса, которая не прикреплена к штырю.

Устройство снабжено закрепленной на поперечине одним концом чружиной и соединенной с последней пластиной

1137016 с двумя отверстиями, через которы пропущены обе ветви бесконечного троса, причем на обеих ветвях бесконечного троса с одной стороны пластины выполнены утолщения, которые больше диаметра отверстий в пластине.

Утолщения на бесконечном тросе выполнены в виде шарика с коническим отверстием, надетого на трос и эастопоренного коническим элементом, помещенным внутри троса.

Блока на концах поперечины снабжены винтами, посредством которых они закреплены на поперечине.

На фиг. 1 схематически изображено рулевое устройство с действующими на него силами; на фиг. 2 — поперечина рулевого устройства в разрезе

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 2 °

Рулевое устройство состоит из двух рулей 1 с румпелями 2, которые шарнирно связаны с поперечиной 3 при помощи вертикальныхштырей 4,установленных на концах румпелей 2. На обоих концах поперечины 3 закреплены блоки 5, через которые проходит бесконечный трос 6. Каждая ветвь бесконечного троса крепится к одному штырю 4. Штыри 4 проходят через

Г 30 продольные пазы 7 в поперечине 3.

На верхних концах штырей 4 закреплен дву -.à÷èé рычаг 8 с роликами

9 на концах. На верхней стенке поперечины 3 снизу крепятся направляющие полоски 10, которые опираются на ролики 9. Диаметр штырей 4 больше ширины пазов 7 и в месте прохода через пазы штыри имеют канавку il. Над канавками штыри 4 имеют отверстие 12, через которое прохо- 4О дит одна ветвь бесконечного троса

6. В средней части поперечины 3 одним концом закреплена пружина 13.

На другом свободном конце пружины крепится пластина 14 с двумя отвер- 45 стиями, через которые проходит трос

6. С одной стороны пластины 14 на трос 6 надеты шарики 15, застопоренные конусовидными элементами 16, помещенными внутри троса. Диаметр шариков 15 больше диаметра отверстий в пластине 14. Пружина 13 имеет некоторое первоначальное натяжение, оба шарика 15 плотно притянуты к пластине 14 и оба руля при этом параллельны друг другу. Блоки 5 на концах поперечины 3 снабжены винтами 17 для натяжения троса б.

Устройство работает следующим образом.

Пока давление воды на оба руля одинаково по величине и направлению, или разница давлений небольшая, пружина 13 удерживает рули 1 в параллельном состоянии;

При .волне, когда на траектории каждого руля имеются поперечные перемещения воды разного направления, скорость судна V суммируется со скоростями поперечного перемещения воды W„ и %, набегающие на рули потоки 6, и 6 отклоняются от продольного направления судна на углы с и с . В результате на рули действуют дополнительные силы Й

1 и Й, под действием которых они поворачиваются во взаимно противоположные стороны на одинаковый угол . При этом штыри 4,перемещаясь в пазах 7, поворачивают трос 6 и вытягивают пружину 13. Ввиду уменьшения углов атаки набегающего потока 1 „ и 1 силы R u R уменьша1 ются, а натяжение пружины 13 увеличивается до тех пор, пока оно не уравновешивает силы Р и R . При этом силы давления воды на рули R и Rg, действуя на повернутые на угол В рули, имеют составляющие

Т и Т, направленные вперед, т.е. создают силу тяги.

При изменении направления поперечного перемещения воды рули поворачиваются в противоположиую сторону. Ввиду того, что оба руля всегда поворачиваются на одинаковый угол во взаимно противоположном направлении, первоначальный курс движения судна не меняется.

Применение предлагаемого рулевого устройства на парусных катамаранах уменьшает гидродинамические нагрузки на рули и увеличивает скорость счпнл -" -".звании на волне.

1137016

Составитель В.Владимиров

Редактор О.Колесникова Техред О.Неце Корректор . А.Тяско

Заказ 103Я5/14 Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна 

 

Похожие патенты:

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам
Наверх