Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления

 

1. Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки с кольцевым буртиком, установленным ,в отверстии пластины.между его стенками и трубой, включающий расположение герметизирующей прокладки на пластине, радиальное упругое деформирование кольцевого буртика гермети-. зирующей прокладки с уменьшением его Толщины в месте взаимодействия со стенками отверстия в пластине, введение конца трубы в отверстие пластины и его последующее закрепление, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и надежности полученного соединения, предварительно в герметизирующей прокладке выполняют отверстие с кольцевым буртиком , располагают герметизирующую прокладку на пластине с размещением ее кольцевого буртика в отверстии пластины, радиальное упругое деформи- . рование кольцевого буртика осущест- . вляют перед введением конца трубы в отверстие пластины посредством ступенчатого пуансона с центрирующим концевым участком с диаметром, равным внутреннему диаметру трубы и внутреннему диаметру кольцевого буртика герметизирующей прокладки в исходном состоянии, и связанн 1м с ним посредством конического переходного пояска рабочим участком с диаметром, равным наружному диаметру трубы, при этом пуансон вводят в отверстие пластины со стороны герметизирующей прокладки, трубу располагают -с прОтивоположной стороны, пуансон перемещают в отверстии пластины по направлению к трубе с одновременным ра (У) диальным упругим деформированием его рабочим участком кольцевого буртика герметизирующей прокладки до размещения центрирующего концевого участка в трубе, после чего осуществляют совместное перемещение пуансона с трубой в противоположном направлении.; до установки трубы в отверстии пластины с возможностью размещения ее концевого участка за пределами пластины со стороны герметизирующей прокладки, а закрепление трубы в 00 пластине осуществляют путем радиальной раздачи указанного выступающего концевого участка трубы коническим переходным пояском пуансона посредством перемещения последнего относительно трубы в направлении от конца последней. 2. Способ ПОП.1, отличающийся тем, что радиальное упругое деформирование кольцевого буртика герметизирующей прокладки осуществляют на величину.30-70%,от

0m) 11909

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТY (21) 3608928/25-27 (22) 22.06.83 (31) 8210979 (32) 23.06 ° 82 (33) РК (46) 07. 11,85. Бюл. Ф 41 (71) Валео (FR) (72) Дени Вилльваль (FR) (53) 658.515(088.8) (56) Патент CUIA. Р 4044443, кл. В 23 P 15/26, 1977. (54) СПОСОБ СБОРКИ ПЛАСТИНЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТЕПЛООБМЕННИКА ПО МЕНЬШЕЙ

МЕРЕ С ОДНОЙ ТРУБОЙ С РАЗМЕЩЕНИЕМ

МЕЖДУ НИМИ ГЕРМЕТИЗИРУЮЦЕЙ ПРОКЛАДКИ

И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, (57) 1. Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки с кольцевым буртиком, установленным .в отверстии. пластины между его стенками и трубой, включающий расположение герметизирующей прокладки на пластине, радиальное упругое деформирование кольцевого буртика герметизирующей прокладки с уменьшением его толщины в месте взаимодействия со стенками отверстия в пластине, вве- . дение конца трубы в отверстие пластины и его последующее закрепление, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и надежности полученного соединения, предва. рительно в герметизирующей прокладке выполняют отверстие с кольцевым буртиком, располагают герметизирующую прокладку на пластине с размещением ее кольцевого буртика в отверстии пластины, радиальное упругое деформирование кольцевого буртика осущест- . (5114 В 23.P 15/26 В 21 Р 53/08 вляют перед введением конца трубы в отверстие пластины посредством ступенчатого пуансона с центрирующим концевым участком с диаметром, равным внутреннему диаметру трубы и внутреннему диаметру кольцевого буртика герметизирующей прокладки в исходном состоянии, и связанным с ним посредством конического переходного пояска рабочим участком с диаметром, равным наружному диаметру трубы, при этом пуансон вводят в отверстие пластины со стороны герметизирующей прокладки, трубу располагают с противоположной стороны, пуансон перемещают в отверстии пластины по направлению к трубе с одновременным радиальным упругим деформированием его рабочим участком кольцевого буртика герметизирующей прокладки до размещения центрирующего концевого участка в трубе, после чего осуществляют совместное перемещение пуансона с трубой в противоположном направлении; до установки трубы в отверстии плас тины с возможностью размещения ее концевого участка за пределами пластины со стороны герметизирующей прокладки, а закрепление трубы в пластине осуществляют путем радиальной раздачи указанного выступающего концевого участка трубы коническим переходным пояском пуансона посредством перемещения последнего относительно трубы в направлении от конца последней.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что радиальное упругое деформирование кольцевого буртика герметизирующей прокладки осуществляют на величину.30-70X,îò

1190978 толщины кольцевого буртика в исходном состоянии.

3. Способ по п .1, о т л и ч а юшийся тем, что отверстие пластины предварительно выполняют с кольцевым буртиком под кольцевой буртик герметизирующей прокладки.

4. Инструмент для сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой, содержащий опорное приспособление для пластины и привод перемещения трубы, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и надежности полученного соединения, он

Изобретение относится к. сборочному производству, в частности к сборке автомобильных теплообменников, выполненных в виде пластин, труб и размещенных между ними герметизирующих прокладок.

На фиг.1 изображен автомобильный теплообменник, общий вид, на фиг.2 то же, разрез А-А на фиг,1, на фиг.3 — труба, пластина и герметиэирующая прокладка перед сборкой; на фиг,4 — труба„ пластина и герметизирующая прокладка после ее наложения на пластину, на фиг.5 — то же, после. радиального упругого деформирования кольцевого буртика герметизирующей прокладки, на фиг.б — то же, после ,установки трубы в отверстие пластины, на фиг.7 — то же после радиальной

Р

20 раздачи концевого участка трубы; на фиг.8 - инструмент для осущест.вления способа в положении, когда пластина с герметизирующей прокладкой установлена в углублениях. крон25 штейнов, а пуансоны находятся в исходном положении, на фиг.9 — то же, в пбложении, когда герметизирующая прокладка и пластины прижаты к опорному приспособлении прижимной плитой; на фиг,10 — то же, в положении после радиального упругого дефории- ф рования кольцевого буртика герметиэирующей прокладки рабочим участком снабжен прижимной плитой, установленной с возможностью перемещения в направлении сборки и прижима герметизирующей прокладки, и ступенчатым пуансоном, выполненным с центрирующим концевым участком и сопряженным с ним посредством конического переходного пояска рабочим участком, размещенным в прижимной плите с возможностью осевого перемещения, а опорное приспособление для пластины выполнено в виде кронштейнов с углублениями под края пластины, установленных с возможностью перемещения в противоположных относительно пуансона направлениях, 2 пуансона, на фиг.11 — то же, в положении после введения концевого центрирующего участка пуансона в трубу, на фиг.12 — то же, в положении после установки посредством прижимной плиты пластины с герметизирующей прокладкой на конец трубы, на фиг..13 — то же, в момент радиальной раздачи концевого участка трубы.

Автомобильный теплообменник (фиг.1) состоит из множества труб по которым проходит охлаждающая жидкость. Трубы образуют параллельный пучок и снабжены параллельными ребрами 2, расположенными на расстоянииодно от другого. Каждая труба обоими своими концами установлена в водяных кожухах 3, с,которыми она сообщается через отверстия 4. Каждый из водяных кожухов 3 оборудован патрубком 5 для подачи охлаждающей жидкости в трубы и, кроме того, имеет донную пластину 6, покрытую герметизирующей прокладкой 7 иэ эластичного материала. В пластине выполнены отверстия

8 для концов труб, имеющие кольцевые буртики 9, обращенные к центру теплообменника, В герметиэирующей прокладке 7 также выполнены отверстия

t0, соответствующие отверстиям в пластине, причем каждое из них имеет кольцевой буртик 11, размещаемый в кольцевом буртике 9 пластины.

3 11909

Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной труоой с размещением между ними герметизирующей прокладки (фиг.3-7) осуществляют следующим об- . разом.

Предварительно выполненный в герметизирующей прокпадке 7 кольцевой буртик 11 имеет наружный диаметр

D1, примерно равный внутреннему диаметру D кольцевого буртика 9 плас2 тины, а внутренний диаметр D> кольцевого буртика 11 примерно равен внутреннему диаметру D4 трубы 1, внутренний диаметр Рз меньше наружного диаметра трубы D .

На первом этапе сборки эластичную прокладку 7 прижимают к пластине 6 . таким образом, чтобы каждый кольцевой буртик 11 прокладки совместился с соответствующим ему кольцевым буртиком 9 пластины, после чего осу. ществляют радиальное упругое деформирование кольцевого буртика 9 эластичной прокладки посредством ступенчатого пуансона до того момента, пока внутренний диаметр D> кольцевого буртика 11 не станет примерно равным наружному, диаметру D< трубы 1, в результате чего станет возможной устаЗО новка трубы 1 в отверстий прокладки.

Радиальное упругое деформирование кольцевого буртика 11 вызывает образование на его конце валика 12, способствующего более надежному соединению прокладки с пластиной. 35

Радиальное упругое деформирование кольцевого буртика герметизирующей прокладки осуществляют на величину от 30 до 70Х от его толщины, а пред- 4О почтительным является деформирование на величину 50X.. После радиального упругого деформирования кольцевого буртика 11 пластину вместе с эластичной прокладкой надевают на конец трубы, буртик 11 при этом находится в напряженном состоянии., В предпочтительном варианте эластичную прокладку прижимают к пластине во время упругого деформирования буртика 11 и установки пластины и .

1 прокладки на трубу. Далее осуществляют закрепление трубы в пластине посредством радиальной раздачи концевого участка трубы с образованием при этом расширения 13.

Инструмент, предназначенный для осуществления предлагаемого способа, 6ф

78

4 содержит опорное приспособление для пластины 6, выполненное в виде кронштейнов .14 с углублениями 15 под края пластины, которые установлены с возможностью перемещения в противоположные от пластины стороны, а также прижимную плиту 16, имеющую возможность перемещаться в направлении сборки и прижимать герметизирующую прокладку к пластине. В отверстиях, выполненных в прижимной плите

16, установлены с возможностью осевого перемещения пуансоны 17, каж-. дый из которых выполнен ступенчатым с центрирующим концевым участком 18 с диаметром D6, paBHblM внутреннему диаметру трубы D+ и внутреннему диаметру Вз кольцевого буртика герметизирующей прокладки в исходном состоянии, и связанным с ним посредством конического переходного пояска 19 рабочим участком 20 с диаметром Dy равным наружному диаметру трубы D .

Кроме того, инструмент содержит привод перемещения трубы (не показан) °

Сборку с помощью предлагаемого устройства осуществляют следующим об-. разом.

Предварительно накладывают .герметизирующую пластину 7 Hà пластину 6, которую закрепляют в кронштейнах 14, устанавливая с натягом ее края в углублениях 15 кронштейнов. Труба и прижимная плита находятся по обе стороны от пластины с герметизирую- щей прокладкой. Затем прижимную плиту 16, расположенную со стороны гер- . метизирующей прокладки, перемещают по направлению к пластине, прижимают прокладку к пластине, которая в это время опирается на кронштейны, после чего вводят пуансон 17 в отверстие пластины и перемещают его до тех пор, пока его рабочий участок 20 не осуществит радиальное упругое дефор. мирование кольцевого буртика прокладки, а центрирующий концевой участок не войдет в трубу, после чего отводят кронштейны и осуществляют совместное перемещение пуансона с трубой в направлении. к пластине, устанавливают трубу в отверстие

I пластины таким образом, что ее конец выступает из отверстия пластины со стороны поокладки.

Затем пуансон перемещают относительно трубы в направлении от конца

1 i 90978 б.7 Ю последней, в результате чего конический переходный поясок 19 пуансона раздает выступающий конец трубы и, таким образом, закрепляет трубу в пластине. Далее отводят прижимную плиту с пуансонами.

Предлагаемые способ сборки пластины автомобильного теплообменника с трубами и устройство для его осущест вления обеспечивают повышение качества и надежности полученного соединения.

1190978

1190978

1190978

1190978 фиг. f2

Фиг. 13

Составитель Н.Пожидаева, Редактор А.Козориз Техред M.Ïàðoöàé Корр ек тор И. Муск а

Заказ 7009/62 Тираж. 1085 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и. открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления Способ сборки пластины автомобильного теплообменника по меньшей мере с одной трубой с размещением между ними герметизирующей прокладки и инструмент для его осуществления 

 

Похожие патенты:
Наверх