Устройство для выключения муфты сцепления

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ию - ««(Il) ДОДД (Д (д 4 Г 16 D 23/14 (21) 3585580/25-27 (22) 29.04.83 (46) 30.01.86.Вюл. Р 4 (72) О.Т.Снегарь, В.К.Замчевский и С.В.Ракша (53) 621.825.5 (088,8) (56) Патент фра««ции N -2452635, кл. F 16 D 23/14, 1980.

Патент Великобритании

N- 1495775, кл. Г 2 L, 1977. (54) (57) 1 . УСТРОЙСТВО ДЛЯ. В1>1КЛ10ЧЕНИЯ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ, содержащее направляющую втулку с фланцем для взаимодействия с вилкой выключения сцепления, подпру",«а«ненньп« в осевом направлении подшипник качения, одно из колец которого имеет поверхность для взаимодействия с нажимным элементом, промежуточный узел., выполненный в виде охватывающего нап равляющую втулку с зазором корпуса с размещен««ь«ми в его отверстиях и контактирующими с их кромками телами качения и установленный между фланцем направляющей втулки и торцом второго кольца подшипника с возможностью взаимодействия с «п«ми, о т— л и ч а «о щ е е с я тем, что, с целью повь«шения надежности, корпус выполнен с ь1 -образным поперечным сечением,, отверстия для тел качения расположены в торцовых стенках корпуса двумя рядами, один из которых расположен па одной стенке напротив второго кольца подшипника, а второй на другой стенке напротив фланца со смещением его отверстий ro окружности относительно отверстий первого ряда по крайней мере на величину их радиуса, при этом тела качения размещены в отверстиях первого ряда с контактом по торцу второго кольца подшипника и второй стенке корпуса и в отверстиях второго ряда с контактом по фланцу направляющей втулки и первой сте«гке корпуса.

2. Устройсt««o по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что поверхность фланца направляющей втулки, ко-ITp«<ò«tðóþùà«t с телами качения, выполнена в в««де усече««ного конуса, меньшее основание которого расположено со стороны промежуточного узла.

3. Устройство по п.l, о т л ич а ю щ е е с я тем, что поверх" ность фланца направляющей втулки, контактирующая с телами качения, выполнена в виде усеченной сферы с двумя основаниями различной площади с центром на oc«t направляющей. втулки и с радиусом, равным длине перпендикуляра к касательной, проведенной к сфере в точке касания ее с телами качения между указанной

У точкой и точкой его пересечения с осью направля«сщей втулки.

4.Устройство по пп.l и 3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что основание усеченной сферы меньшей площади расположе«го со стороны промежуточного узла.

5, Устройство по пп.l и 3, о тл и ч а ю щ е с с я те««, что основание усеченной сферы большей площади расположено со стороны промежуточного узла.

6. Устройство но п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что кромки корпуса обращены к аси промежуточного узла.

7. Устройство по п.1, о т л и— ч а и щ е е с л тем, что кромки корпуса обращены к его наружной боковой поверхности.

8. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, чта ано снабжена упругим кольцом, корпус выполнен составным в виде двух расположенных соасно стаканов с фланцами; в боковых стенках и фланцах которых выполнены осевые прорези с образованием выступов, при этом выступы одного стакана расположены в прорезях другого, а упругое кольцо размещена между фланцами стаханов.

3 а страйс гво па п ° 1 р а т Jl Il ч а ю щ е е с я тем, что диаметр тел качения, размещенных в отверстиях одного пэ рядов, больше диаметра тел качения,раэмещенпых в отверстиях другого ряда.

10. Устройство по п.1, о т Л и— ч а ю щ е е с я тем, что в каждом ряду расположено по крайней мере три тела ка !ения.

11, Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ с е с л тем, чта центры тел качения смещены относительно наружной поверхности торцовой стенки корпуса, в которой они размеще1208357 ны, в сторону ее внутренней поверхности

12. Устройство по п.1, о т л и» ч а ю щ е е с я тем, что отверстия для тел качения выполнены с.переменным диаметром, увеличивающимся от наружной поверхности торцовой стенки корпуса к ее внутренней поверхности.

13. Устройство по п.1, а т л ич а ю щ е е с я тем, что вторая торцовая стенка корпуса выполнена с изгибам вдоль аси в сторону первой торцовой стенки.

14. Устройство по пп. 2 и 13, о т л и ч а ю щ е е с л тем, что угол изгиба второй торцовой стенки равен углу наклона образующей усеченнога конуса поверхности . фланца, контактирующей с телами качения.

15, Устройство па пп. 3 и 13, а т л и ч а ю щ е е с я тем, чта угол изгиба второй торцовой стенки корпуса ранен углу наклона к оси втулки касательной к паверх— ,ности усеченпай сферы фланца, проведенной в точке касания с нею тел качения.

16, Устройство по п.1, а т л ич а ю щ е е с я тем, что промежуточный узел подпружинен относительно фланца.

Пзабретепие относится к машиностроении, в частности, к .Устройствам длл выключения муфт сцепления различных транспортных средств.

Цель изобретения — повышение 5 надежности работы путем компенсации лине шай и угловой несоосностн муфты сцепленил и выключающего устройI ства, путем обеспечения независимого перекатывания тел качения, размещен- 10 ных в промежуточном узле, отнасительпо фланца направляющей втулки и подшипника качения. °

Па фиг.! изображено устройство . длл выкл1очения муфты сцепления, 15 поперечный разрез; на фиг.2 — то же, вариант, исполнения с составным корпусои промежуточного узла; на фпг.3 — вид Л на фиг.2; на фиг.4— разрез Б-Б на фиг.3 (вариант выполнения); па фиг.5 — прамежутачньй узел, поперечный разрез; на фиг,6— устройство для выключения муфты сцепления (вариант выполнения}, Устройство для вьп<люченил муфты сцепления содержит нажимнай элемент

1, направллющую втулку 2 с фланцем 3 для соединения.с вилкой выклю-., чения сцепления ;не изображена), соеднпе с флаицем 3 кожух 4, в котором размещен радиальный подшипник качения, внутреннее кольцо 5 которого выполнено за одна целое с пажимным элементом i и установ3 лено концентрично на втулке ? с зазором, а наружное кольцо 6 контактирует своим торцом с промежуточным узлом 7.Промежуточный узел 7 установлен между наружным кольцом б подшипника и фланцем 3 втулки

2 и находится во взаимодействии с ними. На наружном кольце б подшипника закреплен кожух 8 с торцовой поверхностью, которая взаимодействует с промежуточным узлом 7. Подшипник качения установлен в кожухе 4 с воэможностью радиального перемещения .относительно промежуточного узла 7 и вместе с промежуточным узлом 7 может перемещаться относительно поверхцости фланца .3 втулки 2. При этом изменяется угловое положение оси подшипника. В 1сожухе 4 установлен упругий элемент 9, поджимающий в осевом направлении наружное кольцо 6 подшипника вместе с про11ежуточным узлом 7 к флапцу 3.

По варианту исполнен-я промежуточный узел 7 дополнительно подпружинен относительно фланца 3 упругим элементом 10, например—

1<ольцевой пр 5жиной, Промежуточный узел 7 представляет собой 0 -образньп1,корпус !1, состоящий иэ дву:с расположенных параллельно. с зазором плоских торцовых стенок 12 II 13, скреаэс-.нных между собой по периферийной поверхности, например, сварко1":, упругим кольцом и другими спосооами

По варианту исполнения корпус 11 промежуточного узла 7 выполнен в виде цельного пустотелого торовоIо кольца с плоскими торцовыми стенками 12 и 13, замкнутого по наружной боковой поверхности 14, т.е, с кромками 15, обращенными к оси промежуточного узла.

Торовое кольцо может быть замкнуто и по внутренней боковой поверхности; в этом случае eI о кром1<и обращены к его наружной боковой поверхности (не показано1 .

Корпус ll имеет центральное отверстие 16, охватывающее втулку 2 с зазором.

Каждая стенка 12 и 13 имеет равномерно расположенные по окружности отверстия 17 и 18.

Отверстия 17 одной стенки 12

:смещены по отношению к отверстиям

18 другой стенки по крайней мере на величину их радиуса, а в каждой .

1 208357 4 стенке 12 и !3 выполнено не менее трех. равномерно расположенных отверстий. соответственно 17 и 18.

Отверстия 17 стенки 12 корпуса

il распопоже11м против торца наружного 1 Fl фзlаFI11P 3 °

0cepF .IIe»Fl»1e между собой торцовые стенки 12 и 13 корпуса 11 образуют пс: ость 19, которая может быть закрыта ьо внутренней боковой

-. о1з ерх но с т11.

11ежцу стен1<ами 1? и 13 корпуса ! 1 в по. oстц 16 размещены тела ка лия, например, шарики 20 и 21, которые устано1зле ы в каждом отверс»IlI 17 и 18. Диамет!1 отверст1гй 17 и 1Я ме11ьше диаметра шариков 20

1I 21, поэтому I. остью торпс них стенок

12 и 1 3 корпуса 11. !

:,,чдьй 1. 11сс 20 и 21 свободно у т ..1овлен в отнерсзия.с 17 и 18 сте.к к 2 и 13 и мсжет взакмоде11ство30 зать прилегающими. к шарикам по- . верхностями и перекатываться по ним. !

Яа 11кп 20 и 2!, помещенные в кор.:ус — 11, о<разуют JJ=a ряда тел каспия, выс1упзющ1 х по разные còîðî1 ы корпуса 11 и расположенных с перекр»ткем 1з11у",ри него. TeJIA каче11пя одного ряда 1г1еют одинаковый типоразмер, ". Iñà;:FII.III ряд может иметь

Количество шариков 20 и 21, разме"

40 генных в отверстиях 17 и 18 в каждой . стенке 1? и 13 корпуса 11, должно быть не менее трех. Шарики должны быть равномерно. расположены. по окружности стенок 12 и 13. Такое их

45 количество и положение обеспечивает устойчивость промежуточного узла 7 между торцом кольца подшипника 6 и поверхностью фланца 3.

Каждое отверстие 17 и 18 в стен ках корпуса 11 выполнено переменного сечения увеличивающегося от наружной поверхности торцовых. стенок 12 и 3 к 1п< в поверхности, расположенной внутри полости 19 корпуса ll, а центр каждого шартп<а 20

1I 21 смещен относительно наружной

IIoIIepxIIoc II стенок 12 и 13.в сторону их внутрепней поверхности. Это

1208357

10 обеспечивает уменьшение поверхности контакта. шариков 20 и 21. со стенками 12 и 13 корпуса 11.

Размещение шариков 20 и 21 между стенками 12 и 13 в отверстиях 17 5 и 18 предотвращает их от выпадения из отверстий,в то же время стенки

12 и 13 служат опорными поверхностями для шарикон 20 и 21. Полость

19 может быт| заполнена смазывающим веществом °

1. азмещен|п|е н полости 19 между стенка>ли 12 и 13 шарики 20 и 21 нэа>лмодейст|зуют с прилегающими к JJHJJ элементамн устройства. Шарики 20 нэанмодейстнуют одной стороной с торцом наружного ког|ьца 6> надшип-, ка 3|ли торцом зак1>епленно| о IJQ. кольце подшипника кожуха 8, а нторой стороной †.с внутренней поверхностью стенки 13. Шарики 21 нзанмодействуют одно|л стороной с поверхностью фг|анца 3, а другой стороной— с внутренней поверхностью стенки 12. корпуса !!. Такое положение тел ка" чення в корпусе 11 промежуточного узла обеспечивает их независимое перекатывание по двум поверхностям сопрягающихся с ними деталей °

Контактирующая с шариками 21 З0 поверхность фланца 3 направляющей втулки 2 может быть ныполнена в ниде усече||ного конуса 22, меньшее оснонанне которого направлено н сторону промежуточного узла 7; 35

Угол наклона образующей конуса

22 к оси втулки 2 p., равный 45о

60, обеспечивает надежную работу устрайст|3 <1.

Па варианту исполнения поверх- 40 пасть фланца 3 может быть выполнена в I3IJge усеченной сферы 24 с двумя основаниями 25 н 26 различной площади. Основание 25,меньшей площади может быть расположено са стороны 45 промежуточного узла 7, Кривизна с<1>еры выполнена такой, что касательная 27,. проведенная к поверхности сферы 24 н средней части кольценого участка н тачке касания с ней шари- 5О ка 21, образует с осью нтулки 2

JJ угол Р, равный 55-65 . Радиусом сферы !| является .перпендикуляр к касательной из точки касания до пересечения с осью втулки 2-. По вариан- 55 ту выполнения устройства оснона.— ние 26 большей площади усеченной сферы 24 фланца 3 может быть распо-<. ложено со стороны промежуточного узла 7.

Стенка 13 корпуса ll,расположенная со стороны,поверхности фланца 3 по периметру центрального отверстия, выполнена изогнутой в сторону стенки l2. Угол g изгиба стенки 13 выполнен равным углу К или углу Р .

По варианту выполнения корпус промежуточного узла 7 может состоять из днух стаканон 28 и 29, соединенных между собой разрезным упругим кольцом 30. Каждый стакан 28 (29) имеет дно с центральным отверстием и перпендикулярный его оси сланец 31 (32), Боковая стенка и фланец 3! (32) каждого. стакана 28 (29) разделены осевыми прорезями с образованием выступов (не обозпачены). Выступы одного стакана

28 (29) взаимодействуют с прорезями второго стакана 29 (28), а между фланцами 31 и 32 установлено разрезное упругое кольцо 30, Дно

ЗЗ, (34) одного стакана 28, (29) расположено параллельно, другому с зазором,. а отверстия 17 и 18 выполнены |О, окружности на дне ЗЗ, (34) каждого стакана 28,(29) . Шарики

20 и 21 размещены в отверстиях 17 и 18.

Наружное кольцо 6 подшипника может быть сопряжено с нажнмным элементам 1. для взаимодействия с муфтой сцепления (не показано), а внутреннее кольцо 5 подшипника своим торцом взаимодействует с промежуточным узлом 7.

Устройство работает следующим образом..

Под действием приложенных усиг|ий к вилке выключения сцепления

{не показано) последняя, действуя па фланец 3 нтулки 2, перемещает устройство и осевом направлении до саприкоснонения нажимного элемента

1 с элементами муфты сцепления, например лепестками дисковой пружины (не показано).

Бследствие несоосности осей втулки 2 и муфты сцепления и имеющегося углового смещения осей от приложенных сил и реакций возникают моменты,. которые смещают.наружное кольцо 6 подшипника и весь подшипник в радиальном направлении относительно промежуточного узла 7, Прн этом наружное кольцо 6 под7

1шипника своим торцом или торец кожуха 8, закрепленного на кольце 6 подшипника., перекатывается по шарикам 20, Последние перекатываются па боковой стенке 13 корпуса 11. Под действием этих же сил и моментов промежуточный узел 7 вместе с подшипником качения перемещается относительно поверхности 22 или 24

;фланца З.При этом шарики 21 перекатываются по поверхности конуса 22

208357 8 нли сферы 24 фланца 3 направляющей втулки 2, из .еняя угловое положение подшипника вместе с промежуточным узлом 7 относительно муфты сцепления.

Происходит совмещение осей подшш1ника качения и муфты сцепления.

Муфта сцепления и вйутреннее кольцо

5 подшипника вращаются в соосном

10 положении как линейном, так и угловом, пп

1208357

1208357 ф/

Составитель И.Лукина

Редактор Л.Пчелинская Текред G.Âàöèíííä

Корректор В.Синицкая

Подписное

Филиал ППП "Патент" > г.ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 1074 Тираж 880

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьггий

113035, Москва, 3(-35, Раушская наб,, д.4/5

Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления Устройство для выключения муфты сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств выключения сцепления транспортных средств

Сцепление // 2127379
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сцеплению транспортных средств

Изобретение относится к фрикционным муфтам автомобилей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств включения сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств выключения сцепления транспортных средств

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приводам эскалаторов

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в шасси военных гусеничных машин, снабженных противопожарным оборудованием

Изобретение относится к подшипнику выключения сцепления в контакте с тарельчатой пружиной

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств
Наверх