Устройство для обучения основам вычислительной техники

 

Изобретение относится к учебнолабораторному оборудованию. Цель изобретения - расширение дидактическй:х возможностей устройства за счет измерения быстродействия изучаемых узлов электронных вычислительных машин . В устройство для обучения основам вычислительной техники, содержа (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (1!) А1 (51)4 С 09 В 19/02

3(г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3906026/24-24 (22) 05.06.85 (46) 15.03.87. Бюл. N- 10 (72) Ю,Д.Лошкарев, А.А.Шалаевский и Ю.В.Кулявец (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(-" 661594, кл. G 09 В 19/00, 1975 °

Авторское свидетельство СССР

И- 1005156, кл. G 09 В 9/00, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (57) Изобретение относится к учебнолабораторному оборудованию. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет измерения быстродействия изучаемых узлов электронных вычислительных машин, В устройство для обучения основам вычислительной техники, содержа3

1297094 .щее последовательно включенные пульт предыдущего, В непрерывном режиме ис24 оператора,, блок 23 генератора, следуются сравнительные времена устараспределитель 6 импульсов и комму- новки кодов в двух узлах ЭВИ с разтатор 10, введен блок 17 контроля личным видом переноса, Принцип дейстбыстродействия вычислений, содержа- вия блока оценки быстродействия оснощий два триггера, три элемента И, два ван на использовании основного и носчетчика и два узла сравнения. Воз- ниусного генераторов, запускаемых соможны два режима работы устройства: ответственно сигналами начала и конца одиночный и непрерывный. В одиночном измеряемого интервала времени. Время режиме работы измеряется время пере- отсчета фиксируется .на индикаторах хода узлов ЭВИ в новое состояние из грубого и точного отсчета. 2 ил..

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть ис.пользовано для закрепления практических навыков работы с узлами ЭВИ.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства, На фиг.l представлена функциональная схема устройства; на фиг.2 — схема блока контроля быстродействия вычислений.

Устройство для обучения основам вычислительной техники содержит генератор 1 (генератор одиночных импульсов), генераторы 2 — 5, распределитель 6 импульсов, переключатели 7 и 8 длительности задержки, задающий регистр 9 информации, коммутатор 10> блок ll сменных модулей, сменные модули 12 и 13 кнопку 14 "Запись", индикаторы 15 и 16, блок 17 контроля быстродействия вычислений, переключатель IS режима работы, клавиши 19 установки пределов счета, индикатор

20 грубого отсчета, индикатор 21 точного отсчета, кнопку 22 "Пуск ГОИ", блок 23 генераторов, пульт 24 оператора, Блок 17 содержит триггеры 25 и

26, узлы 27 и 28 сравнения, элементы

29 - 31 И, счетчики 32 и 33, индикаторы 20 и 21 содержат дешифраторы 34 и 35 и элементы 36 и 37 индикации.

Устройство при оценке быстродействия вычислений работает следующим образом.

В устройстве предусмотрены два режима работы: одиночный и непрерывный.

В одиночном режиме работы исследуются времена установки кодов в одном исследуемом устройстве.

Перед началом работы на пульте 24 устанавливается модуль 12 — исследуемый узел ЭВИ, например счетчик.

Импульсом, подаваемым на вход

5 "Сброс" с генератора 1 через коммутатор 10 модуль 12 устанавливается в «О»

Устройство позволяет работать с четырьмя видами переноса: параллельным, сквозным, групповым и последовательным

На задающем регистре 9 информации набирается информация, нажатием кнопки 14 она переписывается в мо- дуль 12, например при и 8 в нем устанавливается код 11111111, Для того, чтобы оценить время перехода модуля 12 из этого состояния в новое, т.е. 00000000, клавишами 19 устанавливаем код 00000000, от генератора 1 через коммутатор 10 подаем импульс на вход "Счет" модуля 12 и переключатель 18. При нажатии кнопки

22 генератор 1 вырабатывает импульс, которым триггер 25 устанавливается в единичное состояние, разрешая тем самым прохождение импульсов генератора

2 частотой, например 10 мГц через элемент 29. Дешифратор 34 преобразует двоичный код, например, в сигналы

"семисегметного" кода, На элементе

36 отображается время грубого отсчета в 1/10 мкс. Как только переход в новое состояние в модуле 12 закончит35 ея, на входах узла 27 будут одинаковые коды, а сигнал с его выхода переключит триггер 25 в нулевое состояние, элемент 29 прекратит пропускать импульсы от генератора 2. Этот же сигнал с выхода узла 27 переключит

1297094

35

55 с

3 триггер 26 в единичное состояние и запустит генератор 3, являющийся в данном случае нониусным генератором с частотой, равной, например, 11 мГц.

Злемент 31 пропускает импульсы генера.5 тора 3, которые подсчитываются счетчиком 33. Дешифратор 35 преобразует двоичный код, например, в сигналы

"семисегметного" кода. На элементе 37 отображается время точного отсчета в 10

1/100 мкс. Как только импульсы генераторов 2 и 3 совпадут по времени на элементе 30, триггер 26 переходит в нулевое состояние и время счета заканчивается. f5

Таким образом, в одиночном режиме работы измеряется время перехода устройств в новое состояние из предыдущего. В зависимости от вида переноса это время будет различным. Для изме- 20 рения времени перехода других изучаемых устройств необходимо модуль 12 счетчика заменить на другой.

В непрерывном режиме исследуются сравнительные времена установки кодов s двух устройствах с различным видом переноса.

На пульте 24 устанавливаются модули 12 и 13 исследуемых устройств, например счетчиков.

Переключателем 18 выбираем режим сравнительной оценки быстродействия.

В модуле 12 должен быть выбран перенос, с Деспечивающий более высокое быстродействие, чем в модуле 13, например, соответственно параллельный и групповой, Клавишами 19 устанавливаем код, до которого будет производить счет, например при n = 8 код

10000000. При подаче на вход пСчет" непрерывной последовательности импульсов от одного иэ генераторов 4-5 через коммутатор 10 происходит следующее: модуль 12 с более высоким быстродействием первым устанавливается в состояние 10000000 и сигналом с выхода узла 27 триггер 25 переходит в единичное состояние. Счетчик

32 считает импульсы генератора 2.Как

"только установится в состояние

"10000000 менее быстродействующии модуль 13, на выходе узла 28 возникает сигнал, который переводит триггер 25 в нулевое состояние, а триггер 26— в единичное. Одновременно запускает нониусный генератор 3, импульсы ко. торого подсчитываются счетчиком 33.

Д

Как только импульсы генераторов

2 и 3 совпадут по времени на элементе 30, триггер 26 переходит в нулевое состояние и время счета заканчивается. Таким образом, на элементах

36 и 37 будут отображаться разность времени установки кодов, а именно: насколько счетчик с более высоким быстродействием установится в состояние, например, 10000000 быстрее, чем счетчик, менее быстродействующий.

В данном режиме возможна сравнительная оценка быстродействия любых устройств, имеющих различное быстродействие. Выбор конкретного исследуемого устройства определяется оператором путем установки того или иного сменного модуля.

Таким образом, изобретение обеспечивает значительную точность измерений быстродействия отдельных устройств ЗВИ и сравнительного Их быстродействия.

Формула изобретения

Устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пульт оператора, первый управляющий выход которого соединен с первым входом блока генераторов, выходы которого подключены к соответствующим входам первой группы коммутатора, входы второй группы которого соединены с соответствующими выходами распределителя импульсов,а первый и второй выходы — соответственно с информационным входом распределителя импульсов и вторым входом блока генераторов, второй, третий и четвертый управляющие выходы пульта оператора подключены соответственно к первому и второму управляющим входам распределителя импульсов и входу коммутатора, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введен блок контроля быстродействия вычислений, содержащий первый и второй .триггеры, первый и второй узлы сравнения, первый, второй и третий элементы И и первый и второй счетчики, выходы которых соединены соответственно с информационными входами первой и второй групп пульта оператора, а входы — с выходами соответственно первого и третьего элементов И, первые входы которых подключены к выходам первого! 2970

Составитель А.Карлов

Техред Л.Сердюкова Корректор А.Зимокосов

Редактор Н,Горват

Тираж 434 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 785/54

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4. и второго триггеров соответственно, а вторые входы — соответственно к одному и другому выходам блока генераторов, подключенным соответственно к первому и второму входам второго эле- 5 мента И,выход которого соединен с

R-входом второго триггера, S-вход которого подключен к пятому управляющему выходу пульта оператора, соединенному с третьим входом блока гене- jg раторов и R-входом первого триггера, S-вход которого подключен к шестому управляющему выходу пульта оператора, входы первых групп первого и второго узлов сравнения соединены с соот- 15 ветствующими информационными выходами первой группы пульта оператора, 94 б входы второй группы второго узла сравнения подключены к соответствующим информационным выходам второй группы пульта оператора, входы второй группы первого узла сравнения соединены с соответствующими информационными выходами третьей группы пульта оператора, выходы первого и второго узлов сравнения подключены соответственна к первому и второму входам пульта оператора, третий, четвертый, пятый и шестой входы которого соединены с соответствующими выходами коммутатора, а седьмой и восьмой входы — с седьмым выходом коммутатора.

Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения, в частности к средствам обучения, использующим счеты
Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано для развития мышления и навыков счета

Изобретение относится к техническим средствам обучения устному счету в математике

Изобретение относится к средству и способу обучения, а именно обучению математике в школе

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для обучения арифметике детей дошкольного возраста

Изобретение относится к учебным пособиям, помогающим устному счету
Наверх