Статор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в улучшении охлаждения. Статор электрической машины содержит пакеты 1 сердечника, разделенные нажимными элементами 7 с каналами 8. На внешней поверхности сердечника над нажимными элементами установлены распределительные камеры 14. Благодаря тому, что распределительные камеры сообщаются через каналы с аксиальными закрытыми клиньями 11 и 12, пазами зубцовой зоны, охлаждающий газ приближается к наиболее нагретым зонам сердечника. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 K 9 10!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 380601 9/24-07 (22) 29. 10. 84 (46) 07.04.87. Бюл. - 13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) Ю.А.Бобков и Л.А .Суханов (53) 621.313.713(088.8) (56) Иогансен В.И. и др. Турбогенератор с полным водяным охлаждением мощностью 800 ИВт, 3000 об/мин.

Сб. Электросила. Л.О. Энергоиздата, 1981,.Ф 33, с. 29-40.

Журавлев Г.М. и др. Отработка конструкции и опытная эксплуатация турбогенераторов типа Т3В-800-2 мощностью 800 МВт,. 3000 об/мин с полным водяным охлаждением. — Сб. Исследование генераторов с полным водяным охлаждением. Л.: ВНИИэлектромаш, 1983, с. 11-21.

„„SU„„1302383 4 ) (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИ ВСКОЙ ИАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в улучшении охлаждения. Статор электрической машины содержит пакеты 1 сердечника, разделенные нажимнычи элементами 7 с каналами 8.

На внешней поверхности сердечника над нажнмными элементами установлены распределительные камеры 14. Благодаря тому, что распределительные камеры сообщаются через каналы с аксиальными закрытыми клиньями 11 и 12, пазами зубцовой зоны, охлаждающий газ приближается к наиболее нагретым зонам сердечника. 1 з.п. ф — лы, 3 ил.

1 13023

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к высокоиспользованным турбогенераторам с жидкостным охлаждением обмотки и сердечника статора. 5

Цель изобретения — улучшение охлаждения.

На фиг. 1 показан статор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез; 1О на фиг. 3 — плоский охладитель между пакетами сердечника.

Шихтованные пакеты 1 сердечника статора и установленные между ними плоские охладители 2 с трубками 3 сжаты в осевом направлении массивной

-нажимной плитой 4. За счет уменьшения радиальных размеров нескольких крайних пакетов и охладителей образован скос сердечника. 20

В пазы сердечника уложены стержни

5 обмотки статора, закрепленные клиньями 6. В начале скоса сердечника равномерно по окружности радиально установлены нажимные элементы 7 из немагнитного материала, имеющие вентиляционные каналы 8. Концевые пакеты и плоские охладители имеют аксиальные пазы 9 и 10 по всей высоте зубцов. Со стороны расточки статора пазы в паке- 30 тах и охладителях закрыты соответствующими аксиальными клиньями из изоляционного материала 11 и 12. Пазы в нажимных элементах также закрыты клином 13 из изоляционного материала. 35

На уровне нажимных элементов вокруг сердечника установлена кольцевая распределительная камера 14 с радиальными отверстиями 15 для подачи газа под давлением в вентиляционные 40 каналы 8 нажимных элементов 7. Вход в каналы 8 герметизирован уплотнением 16. Распределительная камера 14 соединена воздуховодом 17 с системой замкнутой. циркуляции и осушки газа, 45 включающей теплообменник, внешние вентиляторы, холодильные машины,фильтры и трубопроводы. В пазы 9 и 10 зубцов пакетов и плоских охлгдителей установлены аксиальные перегородки 50

18 и 19 из изоляционного материала, например стеклотекстолита.

Устройство работает следующим образом.

Охлажденный осушенный газ под дав- 55 лением поступает из кольцевой распределительной камеры 14 через отверстия

15 в вентиляционные каналы 8 и далее в совмещенные пазы 9 и 10 пакетов

83 2 активной стали 1 и плоских охладителей 2, закрытые со стороны воздушного зазора машины клиньями 11-13 (направление струй газа в радиальном направлении показано стрелками). Затем проходящий в аксиальном направлении газ охлаждает зубцовую зону внутри и выбрасывается в область, ограниченную повархностями скошенного сердечника и бочки ротора. Вращающимся ротором газ отбрасывается в радиальном направлении, охлаждая с поверхности крайние пакеты и нажимную плиту 4. В случае установки в зоне плиты электромагнитного экрана и магнитного шунта потоки газа также эффективно их охлаждают по всей поверхности.

С помощью аксиальных перегородок

18 и 19 в пазах пакетов и охладителей можно распределять потоки газа по высоте, приблйжая охлажденный газ к наиболее нагретым местам. Распределение охлаждающего газа по зонам зависит от выбранных величин поперечных сечений каналов и промежутков, создаваемых элементами конструкции и изоляционными клиньями. Клинья 1113 и перегородки 18 и 19 устанавливаются с таким расчетом, чтобы приблизить охлажцающий газ к наиболее нагретым местам сердечника, в частности коронкам зубцов пакетов.

В результате использования изобретения холодный сухой газ по внутренним каналам непосредственно поступает в наиболее нагретые участки крайней части сердечника статора, равномерно снимая тепло от выделяющихся поверхностных потерь. Такое решение особенно эффективно в турбогенераторах с полным водяным охлаждением, в частности при водяном самонапорном роторе со свободным сливом.

Для снижения влажности газа, заполняющего подобные машины, используется осушительная установка, через которую принудитеЛьно прогоняется влажный газ, поступающий из полости машины.

Предлагаемая установка используется для подачи газа в,кольцевую распределительную камеру сердечника статора.

Технический эффект от применения изобретения образуется от повышения надежности концевой части статора турбогенератора как в результате устранения местных нагревов ее отдель1О

3 1302 ных элементов, так и уменьшения влажности газа, соприкасающегося с ее поверхностью. Кроме того, расширяются пределы работы турбогенератора в режимах потребления реактивной мощности, 5

Формула изобретения

1 С

Статор электрической машины, содержащий обмотку и набранный из пакетов сердечник со сквозными аксиальными пазами в зубцовой зоне крайних пакетов, разделенных нажимными элементами о т л и ч а ю щ

Э ющиис я

383 4 тем, что с целью улучшения охлаждения, на внешней поверхности се е ника сердецтельные установлены распределител камеры для охлажденного газа под давлением а р сположенные над нажимными элемент нтами, которые имеют канательной лы, соединенные с распределител зу цовой камерой и аксиальными пазами з б внутрензоны, а последние со стороны ней поверхности сердечника закрыты клиньями.

2. Статор по п. 1, о т л и ч ающийся те ем, что в .аксиальных пазах з б у цовой зоны установлены аксиальные перегородки.

Фиг.г

1302383

Составитель А.Воинов

Техред Л.Олейник Корректор С.Щекмар

Редактор И.Дербак

Заказ 1221/53 Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, . р г.ужго од ул.Проектная, 4

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к областям электротехники, электроэнергетики и электромашиностроения, в частности к генераторам с водородным охлаждением, и предназначено для улучшения эксплуатационных характеристик турбогенератора, повышения их КПД и безопасности на электростанциях

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей эксплуатации электрических машин, в частности снижения влагосодержания газа, используемого для охлаждения турбогенераторов или их консервации в период длительного простоя или останова

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к судовым электрическим движителям

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к индукторным генераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, в частности к секционированным вентильно-индукторным двигателям большой мощности с замкнутой системой принудительного воздушного охлаждения
Наверх