Прибор для обучения ортогональному проектированию

 

Изобретение относится к наглядным учебным пособиям, может быть использовано при обучении инженерной графике и начертательной геометрии и позволяет расширить дидактические возможности путем приближения процесса обучения к реальным условия работы на чертежном приборе. Прибор по ортогональному проектированию содержит чертежный комбайн, на доске которого .установлена панель с нанесенным на ней эпюрами Монжа и измерительным прибором, а под панелью смонтированы катушки соленоидов с размещенной внутри парой герконов. На линейках чертежного пантографа находятся катушки электромагнитов, управляемые выключателем. 4 ил. со 41 | 00 00

„„Я0„„1347088 А 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (дц 4 С 09 В 11/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ графике и начертательной геометрии и позволяет расширить дидактические возможности путем приближения процесса обучения к реальным условия работы на чертежном приборе. Прибор по ортогональному проектированию содержит чертежный комбайн, на доске которого .установлена панель с нанесенным на ней эпюрами Монжа и измерительным прибором, а под панелью смонтированы катушки соленоидов с размещенной внутри парой герконов. На линейках . чертежного пантографа находятся катушки электромагнитов, управляемые выключателем. 4 ип.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3817938/31-12 (22),29. 11, 84 (46) 23.10.87. Бюл. У 39 (7 1) Коммунарский горно-металлургический институт (72) С.В.Антюхов, В.И.Панов, В.И.Коробко и В,А.Давиденко (53) 516.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1174961, кл. G 09 В 11/05, 1967. (54) ПРИБОР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОРТОГОНАЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ (57) Изобретение относится к наглядным учебным пособиям, может быть использовано при обучении инженерной

С:

Ю

CO вР М

CD

ОО

ОО

1347088

15

30

Катушки L1-L10 установлены вдоль верхней кромки панели 2, катушки L11L15 — вдоль правой кромки панели 2, катушки L16-L20 — вдоль правой сторо" ны фронтальной проекции, катушки L21L25 — вдоль верхней стороны горизонтальной проекции, катушки L26-L30 вдоль правой стороны горизонтальной проекции.

Каждая из катушек 5 соленоидов через один из размещенных внутри геркоИзобретение относится к средствам обучения, учебным наглядным пособиям, а именно к обучению инженерной графике, чертению и начертательной геометрии.

Целью изобретения является расшио рение дидактических воэможностей путем приближения процесса обучения к реальным условиям работы на чертежном приборе .

На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор, общий вид; на фиг.2 .- конструкция катушки на фиг.3 — конст-. рукция подпружиненного выключателя, на фиг.4 — электрическая схема прибора.

Прибор для обучения ортогональному проектированию содержит чертежный комбайн, на доске 1 которого установлена панель 2, разграфленная в виде эпюра Монжа. На доску 1 вынесена лицевая панель миллиамперметра 3, на шкале которого выделены сектора, соответствующие правильному и неправильному ответам с соответствующими надписями. Кроме этого, на чертежной доске 1 имеется место 4 для условий задач и инструкции по использованию прибора. С обратной. стороны панели в местах, помеченных на эпюре Монжа черными квадратами, прикреплены ка,тушки соленоидов 5 L1 L30 внутри которых размещено по два геркона 6 S1S60. В месте пересечения взаимно пер- пендикулярных линеек 7 чертежного ком байна смонтирован подпружиненный выключатель 8, размещенный в корпусе 9, содержащий стержень из пишущего материала 10 (мела). Допрлнительный источник 11 питания (ВЗ) через контакты

12 и 13 выключателя :8 подключен к катушкам электромагнитов 14.

Катушки 5 (L1-LÇÎ) с попарно размещенными внутри их герконами б ($1 — 4

S60) размещены с обратной стороны панели 2 ° нов.б подключается к первому источнику 15 питания.

Вторые из герконов б включены попарно в последовательные цепочки и: через соответствующие сопротивления

16 (R1 R10) подключены к первой клемме миллиамперметра 3, вторая клемма которого подсоединена к второму источнику 17 питания.. Оба источника питания коммутируются выключателями 18 и 19 (ВК 1 и ВК2) .

Прибор для обучения ортогональному проектированию работает следующим образом.

Перед началом работы обучающийся знакомится с инструкцией по пользованию прибором и выбирает сам или по указанию преподавателя условие задачи. Допустим, необходимо нанести на эпюру Монжа проекции точки, имеющей координаты х = 2, у = 3, z = 4. Выключателями 18 и 19 обучающий подает питание на электрическую схему прибора. Затем выводит перпендикулярные линейки в зону фронтальной плоскости проекции эпюра Монжа и устанавливает перекрестие линеек над квадратом с координатами х = 2 и z = 4 и нажимает выключатель 8. Стержень мела 10 при этом оставляет след на эпюре, а на электромагниты 14, смонтированные в линейки 7-, подается питание от источника 11 питания. Магнитные поля, возникшие вокруг электромагнита 14, вызывают замыкание герконов б ($ 7 и

S8, $33 и $34).

Замыкание герконов (S 8 и S 34) приводит к тому, что на катушке 5 (L 3 и L 17) подается напряжение, вокруг них возникают магнитные поля, удерживающие герконы б ($7, $8, $ 33, S 34) в замкнутом состоянии.

Стрелка миллиамперметра 3 остается в исходном крайнем положении н районе левого сектора с надписью "Нет". После этого обучающийся должен перевести перпендикулярные линейки в зону горизонтальной плоскости проекций эпюра

Монжа и установить перекрестье линеек над квадратом с координатами х

2, у = 3, При нажатии выключателя 8 на этом квадрате мел оставляет след (горизонтальная проекция проектируемой точки), в этом квадрате происходит замыкание герконов 6 (S 47, $ 48, $ 55, S 56) вначале за счет магнитного поля электромагнитов 14, а затем в связи с образованием маг1347088 нитного поля вокруг катушек 5 (L 24 и L 28) . Герконы 6 остаются в замкнутом состоянии и после вывода линеек 7 из зоны горизонтальной плоскости проекций. Так как герконы 6 (S 7 и S 47)

5 .замкнуты, то по цепи S 4?-$7-R течет ток и стрелка миллиамперметра 3 отклоняется вправо на величину сопротивления резистора К 4 и оказывается 10 в правом секторе с надписью "Нет".

Потом обучающийся должен построить профильную проекцию точки. При этом ему необходимо проделать аналогичные операции с перпендикулярными линейками и выключателем 8 в районе профильной плоскости проекций эпюра

Монжа. Стержень мела при правильном построении оставляет след в квадрате с координатами у = 3, z = 4. Нажатие на выключатель 8 вызывает замыкание контактов 6 (S 15, S 16, S 23 и S 24), что вызывает замыкание цепей S 33

S 23 — R12 и S55 — S 15 — R8, т.е. параллельные подключение к ре- 25 зистору R 4 резисторов R 12 и R 8.

Стрелка миллиамперметра 3 при этом оказывается в районе центрального

lI tt сектора с надписью Верно

ЭО

Для возвращения электрической схемы в исходное положение необходимо выключателем 19 сбросить напряжение и вновь подать его на катушки LiL30. В случае, если обучающийся неправильно строит проекции точки, например, нарушает законы проекционной связи, то параллельно в цепь омметра включаются меньше трех резисторов и стрелка омметра оказывается в районе 40 правого сектора с надписью "Нет".

Предлагаемый прибор позволяет повысить дидактические возможности путем приближения процесса обучения к

45 реальным условиям работы на чертежных пр ибор ах .

Формула изобретения

Прибор для обучения ортогональному проектированию, содержащий корпус, на верхней крышке которого нанесена координатная сетка, размещенную под ней систему взаимно перпендикулярных, изолированных друг от друга коммутирующих элементов, выполненных в виде герконов, элемент сигнализации, истточник тока с выключателем, о т л и- ч а ю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей путем приближения процесса обучения к реальным условиям работы на чертежном приборе, он содержит чертежный пантограф, на линейках которого размещены катушки электромагнитов, подпружиненный выключатель, внутри которого установлен стержень из пишущего материала, катушки соленоидов и дополнительные источники тока, при этом элемент сигнализации выполнен в виде миллиамперметра, катушки соленоидов размещены по краям плоскостей проекций составляющих эпюр и число их соответствует числу делений осей проекций, а герконы попарно размещены внутри каждого соленоида, причем первый вывод каждой катушки соленоида . подсоединен к первой клемме первого источника тока, а второй вывод через первый из герконов подключен к второй клемме первого источника тока, а первая клемма миллиамперметра через выключатель связана с первой клеммой второго источника тока, причем вторая клемма миллиамперметра через соответствующие сопротивления и последовательно соединенные вторые герконы каждого из соленоидов, размещенных на одноименных осях проекций, подсое-. динена к второй клемме второго источника тока, при этом третий источник тока через подпружиненный выключатель подсоединен к каждой из катушек электромагнитов.

1347088

1347088

Составитель В.Тюркин

Техред А. Кравчук

Корректор Г.Решетник

Редактор О.Головач

Тираж 432 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д . 4!5

Заказ 5122/47

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул. Проектная, 4

Прибор для обучения ортогональному проектированию Прибор для обучения ортогональному проектированию Прибор для обучения ортогональному проектированию Прибор для обучения ортогональному проектированию Прибор для обучения ортогональному проектированию 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов по обучению языкам с использованием демонстрационных средств

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов и средств обучения

Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму

Изобретение относится к средствам и приспособлениям, применяемым при обучении детей письму

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству и обеспечивает повышение эффективности, качества обучения, сокращение сроков обучения

Указка // 2252876
Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано при создании новых средств обучения, в частности механических указок
Наверх