Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства

 

Изобретение относится к автомобилестроению . Цель изобретения - повьшение надежности. Напорный трубопровод 29 соединяет полость силового цилиндра 63 аварийного растормажива

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Л0„„1384444

А1 (51) 4 В 60 Т 13/22 13/38

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4039099/27-11 (22) 24.03.86 (46) 30.03.88. Бюл. 11 12 (75) П.М.Телешов (53) 629.!13-59(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1245465, кл. В 60 -T 13/22, 13/38, 1984. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ IIHEBNOIIPÓÆHH

НЫМИ ТОРМОЗНЫМИ КАМЕРАМИ ТРАНСПОРТНО

ГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автомобилестроению. Цель изобретения — повышение надежности. Напорный трубо" провод 29 соединяет полость силового цилиндра 63 аварийного растормажива1384444 ния с поршневым насосом 1. Вал 15 насоса 1 при работе соединяется с рычагом ручного управления тормозного крана. При исправной системе пневма-

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств с пневматическим приводом тормозных механизмов.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг.1 изобрежена принципиальная схема управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства; на фиг.2 — вид А на фиг.! (соединение вала насоса с рычагом тормозного крана с ручным управлением); на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг.4 — соединение каналов распределительного устройства в режиме растормаживания; на фиг.5 — то же, в режиме отключения.

Система (фиг.l) состоит из поршневого насоса 1, питательного бачка 2, распределительного устройства 3, манометра 4, компенсатора 5, отсечного клапана 6, системы трубопроводов с предохранительным обратным клапаном

7 и клапаном 8 остаточного давления и световым и сигнальным устройствами

9 и 10 пружинного энергоаккумулятора 11.

Поршневой насос состоит из корпуса 12, в котором размещены два стакана 13 с клапанами 14 и вал 15 с закрепленной на нем шайбой 16. Шатунами

17 шайба соединяется с двумя поршнями 18, имеющими клапаны 19. Вал 15 имеет возможность поворачиваться .в корпусе 12 на угол, пока поршень 18 не упрется в стакан 13. На конце вала 15 установлена свободно вилка 20 (фнг.2 и 3), закрепленная от осевых перемещений по валу и соединенная жестко с рычагом 21 тормозного крана с ручным управлением 22. Вилка 20мо- жет соединяться с валом 15 фиксатором, состоящим из корпуса 23, имеющего пазы различной глубины, фиксатора 24 и пружины 25. Насос имеет тического растормаживания трубопровод 29 соединяется через отверстия

50 отсечного клапана с бачком 2. 5 ил.

2 всасывающую Д и нагнетающую Е полос.ти. Всасывающая полость с помощью всасывающего патрубка 26 (фиг ° 1) соединена с питательным бачком 2, имею5 щим заливную горловину 27 с пробкой, выполненной в виде сапуна. Нагнетающая полость соединена с напорным трубопроводом 28, который разветвляется на трубопровод 29, идущий к распределительному. устройству 3; трубопровод 30, идущий к блокировочному устройству 6; и трубопровод 31, идущий к обратному клапану 7.

Распределительное устройство 3 имеет гидравлическую схему подключения каналов в режиме растормаживания (фиг.4) и в режиме отключения (фиг.5), Канал 32 подключен к трубопроводу 29 (фиг.l), канал 33 — к трубопроводу

34 (фиг.1). Каналы 35 и 36 со-, единены между собой трубопроводом

37 (фиг.l) и трубопроводом 38. Сливной трубопровод 39, направляющий ра25 бочую жидкость в питательный бачок

2, соединен с трубопроводом 40 клапана 7, с трубопроводами 38 и 41 с клапаном 8 распределительного устройства 3 и отсечного клапана 6 и с трубопроводом 42 сигнального устройства.

С трубопроводом 34 соединены трубопроводы 43, идущие непосредственно к знергоаккумуляторам. Трубопроводы

43 соединяются с знергоаккумуляторами штуцерами 44, в которых установ35 лены перепускные клапаны 45 с защитными колпачками 46, используемыми при прокачке гидравлической системы.

Отсечный клапан 6 (фиг.l) состоит из корпуса, в котором размещены

40 поршень со штоком 47 и.пружина 48.

Шток имеет радиальное отверстие 49, совпадение которого с отверстиями 50 в корпусе дает возможность проходу рабочей жидкости на слив. Полость 51

45 клапана соединена с контуром 52 стояночных тормозов пневматической тор1384444 мозной системы транспортного средства. Ианометр 4 и компенсатор 5 установлены в трубопроводе 34. Компенсатор 5 состоит из корпуса, поршня 53

5 и пружины 54. Корпус имеет кольцевой упор 55, ограничивающий ход поршня 53.

Клапан 7 рассчитан на давление, несколько превышающее максимальное давление в системе при полном аварийном растормаживании транспортного средства.

Клапан 8 рассчитан на давление, превышающее атмосферное на 0,030,05 ИПа и предназначен для исключения возможности попадания воздуха в систему.

Пружинный энергоаккумулятор выполнен за одно целое с пневмопружинной тормозной камерой 56 транспортного средства. Внутри цилиндра энергоаккумулятора установлена силовая пружина

57, воздействующая на поршень 58 энергоаккумулятора. Полость 59 тормозной камеры и полость 60 энергоаккумулятора соединены между собой посредством перепускной трубки 61. В цилиндре энергоаккумулятора смонтировано устройство для механического растормаживания стояночного тормоза, состоящее из растормаживающего винта

62, ввернутого в бобышку цилиндра, поршня 58, установленного на хвостовике винта, силового цилиндра 63, жестко соединенного с поршнем энерго35 аккумулятора, и подпятника 64. Последний опирается на верхнюю поверхность диафрагмы тормозной камеры.

В винте энергоаккумулятора выпол- 40 иены продольные О, и соединенные с ним радиальные Oz отверстия.

Головка 65 растормаживающего винта 62 энергоаккумулятора выполнена под гаечный ключ.

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором работает следующим образом.

При движении транспортного средства наддиафрагменное пространство тормозной камеры, полость 59 тормозной камеры и соединенное с ней перепускной трубкой 61 надпоршневое пространство энергоаккумулятора соединены с атмосферой. Подпоршневая полость 60 энергоаккумулятора заполнена сжатым воздухом, поступающим в полость из пневматической системы транспортного средства, вследствие чего поршень 58 энергоаккумулятора с жестко соединенным с ним силовым цилиндром 63, преодолевая усилие силовой пружины 57, перемещается вверх и принимает свое крайнее верхнее положение.

При торможении транспортного средства рабочими тормозами в полость над диафрагмой тормозной камеры подается сжатый воздух из пневматической системы транспортного средства, приводя в действие тормозной механизм рабочего тормоза.

При растормаживании рабочего тормоза сжатый воздух из наддиафрагменной полости тормозной камеры выпускается и рабочий тормоз растормаживается.

При включении стояночного тормоза сжатый воздух из полости 60 энергоаккумулятора выпускается. Поршень

58 энергоаккумулятора под действием силовой пружины 57 перемещается вниз.

Соединенный с поршнем 58 силовой цилиндр 63 перемещается вниз и, воздействуя через диафрагму и шток тормозной камеры на тормозной механизм, осуществляет включение стояночного тормоза.

В случае аварийного падения давления воздуха в пневматической системе транспортного средства пружинные энергоаккумуляторы срабатывают и транспортное средство затормаживается. Для аварийного растормаживания транспортного средства в данном случае используется система управления с помощью специального устройства, встроенного в энергоаккумулятор.

Для аварийного выключения стояночного тормоза через продольное 0 и радиальное О отверстия, выполненные в винте 62, в силовой цилиндр 63 энергоаккумулятора подается под давлением текучая среда (жидкость).

Под давлением поступающей жидкости силовой цилиндр 63 и соединенный с ним поршень 58 энергоаккумулятора, преодолевая усилие силовой пружины

57, сжимая ее, поднимаются вверх в крайнее верхнее положение. При этом освобождаются диафрагма и шток тормозной камеры, происходит растормаживание стояночного тормоза. С помощью гидравлического привода производится одновременное аварийное растормаживание тормозных механизмов всех колес, оборудованных стояночными тормозами.

1384444

Если необходимо произвести повторное затормаживание транспортного средства при отсутствии в его пневматической системе сжатого воздуха, полость силового цилиндра 63 соединяется с емкостью для слива из цилиндра жидкости. Поршень 58 и силовой цилиндр 63 энергоаккумулятора под действием силовой пружины 57 пе- 10 ремещается вниз, вытесняя из силового цилиндра 63 жидкость через отверстия 01 и 0, выполненные в растормаживающем вйнте 62. Силовой цилиндр

63, опускаясь вниз, воздействует на диафрагму и шток тормозной камеры и включает тормоз.

Б случае одновременного отказа в работе пневматического привода тормозов и гидравлического привода вык- 20 лючения стояночных тормозов конструкция энергоаккумулятора позволяет также произвести дублирующее аварийное ручное выключение стояночных тормозов транспортного средства. Для его 25 проведения необходимо вывернуть из бобышки цилиндра вручную (с помощью гаечного ключа) растормаживающий винт 62 энергоаккумулятора до отказа, сжимая силовую пружину 57.

Силовой цилиндр 63, поднимаясь в верхнее положение, освобождает диафрагму и шток тормозной камеры, растормозив колеса, оборудованные стояночными тормозами.

Система используется для аварийно35 го выключения и включения стояночных тормозов транспортного средства при неработающем двигателе и отсутствии воздуха в пневматической системе 40 транспортного средства и работает следующим образом.

Подачу рабочей жидкости в систему производят с помощью насоса 1, который имеет привод от рычага тормозно- 45

ro крана с ручным управлением. При необходимости пользования системой фиксатор 24 (фиг.3) устанавливается напротив глубокого паза корпуса 23, и он под действием пружины 25 входит в углубление вала 15.

При возвратно-поступательных движениях рычага 21 (фиг.2) поршни 18 насоса (фиг.1) перемещаются в корпусе, клапан поршня, движущегося от стакана, открыт, клапан находящегося против него стакана закрыт под действием давления рабочей жидкости в системе. Рабочая жидкость поступает в образующееся между поршнем и стаканом пространство. Клапан другого поршня, движущегося к стакану, закрыт, клапан находящегося против него стакана открыт под действием растущего давления рабочей жидкости. Рабочая жидкость поступает в трубопровод 28. При изменении направления движения поршней состояние их клапанов и клапанов стаканов изменяется на противоположное и очередная порция рабочей жидкости поступает в трубопровод 28.

При каждом заполнении системы рабочей жидкостью производят ее прокачку с целью удаления из трубопроводов находящегося в них воздуха через клапан 45.

По окончании прокачки производят пополнение питательного бачка 2 рабочей жидкостью и заполнение системы рабочей жидкостью путем растормаживания стояночных тормозов с помощью системы быстрого аварийного растормаживания до загорания сигнальной лампочки 10, информирующей о полном растормаживании стояночных тормозов транспортного средства. В ходе растормаживания необходимо следить за показаниями манометра 4, отсутствие изменений в его показаниях свидетельствует о наличии. утечек в системе.

После этого распределительное устройство переводится в режим отключения (фиг.5), под действием силовой пружины 57 (фиг,1) поршень 58 энергоаккумулятора и соединенный с ним силовой цилиндр 63 опускаются вниз и рабочая жидкость из силового цилиндра через клапан 8, трубопроводы 38, 41 и 39 сливается в питательный бачок, при этом происходит включение стояночных тормозов транспортного средства. Клапан 8 поддерживает остаточное давление рабочей жидкости в системе. Насос отключается от рычага тормозного крана путем перевода фиксатора 24 (фиг.3) в мелкий паз корпуса 23. С помощью базовой пневматической системы управления привода тормозов производится растормаживание стояночных тормозов транспортного средства и дальнейшее (эксплуатационное) управление приводами тормозов.

В случае аварийного падения давле ния воздуха в пневматической системе привода тормозов или только в конту-

1384444 ре 52 (фиг.1) стояночных тормозов давление воздуха в полости 60 энергоаккумулятора падает, поршень 58 под действием силовой пружины 57 опускается и происходит включение стояночных тормозов транспортного средства.

Для аварийного быстрого растормаживания стояночных тормозов в данном !О случае (при отсутствии сжатого воздуха) вал насоса соединяется с рычагом ручного управления тормозного крана, распределительное устройство переводится в режим растормаживания (фиг.4) . Движениями рычага 21 (фиг.2) производится подача рабочей жидкости по трубопроводам 28,34,43 и отверстиями 0 и 0 в растормаживающем винте 62 в силовой цилиндр 63 энер- 20

roаккумулятора.

Под действием давления рабочей жидкости силовой цилиндр, преодолевая усилие пружины 57, перемещается вверх, поднимая поршень 58. Происхо- 25 дит растормаживание стояночных тормозов.

В процессе растормаживания необходимо наблюдать за показаниями манометра 4. Если они не изменяются, то 30 в системе имеются утечки, которые необходимо устранить и продолжить растормаживание. На некотором этапе растормаживания давление в системе не будет изменяться, так как будет

35 заполняться полость бб компенсатора

5 вследствие движения поршня 53, дальнейший рост давления начнется после прихода поршня 53 компенсатора в соприкосновение с кольцевым упо- 40 ром 55.

После полного растормаживания стояночных тормозов под действием повышающегося давления в трубопроводе

28 открывается клапан 7, давление ра45 бочей жидкости передается на датчик

Ъ

9, включающий сигнальную лампочку 10.

Загорание лампочки сигнализирует о полном растормаживании стояночных тормозов и необходимости прекращения подачи рабочей жидкости к энергоаккумуля горам.

В случае наличия утечек через сопряжения элементов системы компенсатор увеличивает время расторможенного состояния стояночных тормозов, так как в этом случае поршень 53 перемещается под действием пружины 54 и поддерживает постоянным давлением в системе.

Для проведения последующего аварийного включения стояночных тормозов при отсутствии воздуха в пневматической системе транспортного средства необходимо распределительное устройство перевести в режим отключения (фиг.5), соединяя трубопровод 34 с трубопроводами 39 и 41.

При отсутствии необходимости пользования системой быстрого аварийного растормаживания распределительное устройство переводится в режим отключения, фиксатор выводится из глубокого паза корпуса вилки 20 (фиг.2).

Для исключения поломок деталей насоса и разрушения трубопровода 29 (фиг.1) ввиду черезмерного повышения давления рабочей жидкости при движении рычагом 21 (фиг.2), когда вал насоса соединен с ним фиксатором, а распределительное устройство находится в режиме отключения, служит трубопровод 37 (фиг.1).

Для исключения случаев преднамеренного отключения стояночных тормозов при исправной пневматической системе привода тормозов, т.е. когда вал насоса соединен с рычагом тормозного крана, распределительное устройство находится в режиме растормаживания, пневмосистема привода тормозов исправна и производятся движения рычагом, служит блокировочное устройство. его поршень под действием сжатого воздуха из контура стояночных тормозов пневматической системы транспортного средства перемещается в положение, при котором отверстия 49 и 50 на штоке 47 и корпусе (фиг.1) становятся одно против другого и рабочая жидкость через клапан 8 поступает в силовой трубопровод 39, а оттуда в питательный бь.ок 2.

Формула изобретения

Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства, содержащая насос с элементом привода, всасывающий патрубок, которого подключен к питательному бачку, а напорный через напорный трубопровод и распределительное устройство — к полостям силовых цилиндров аварийного растормаживания пневмопружинных тормозных камер и к слив10 ду распределительным устройством, выполненным с обводным каналом, и полостями силовых цилиндров аварийного растормаживания снабжен компенсатором утечек, а параллельно предохранительному обратному клапану включен отсечный клапан с пневматической полостью управления, сообщенной с пневматическими полостями растормаживания 1невмопружинных тормозных камер, причем предохранительный обратный и отсечный клапаны подключены к напорному трубопроводу до распределительного устройства.

9 1384444 ному трубопроводу, при этом между напорным и сливным трубопроводами установлен предохранительный обратный клапан, а пневматические полости растормаживания пневмопружинных тормозных камер подключены к ресиверу через тормозной кран, имеющий рычаг ручного управления, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повьппения надежности, элемент привода насоса снабжен блокировочным узлом для кинематического соединения с рычагом ручного управления тормозного крана, напорный трубопровод на участке меж1384444 б-б

6ЪГ4

Редактор М. Петрова

Тираж 569 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1368/12

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

24

Составитель С.Макаров

Техред М.Дидык Корректор О. Кравцова

Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства Система управления пневмопружинными тормозными камерами транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к тормозным пневматическим приводам транспортных средств

Изобретение относится к пневмопружинным тормозным камерам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к монорельсово.му транспорту, а именно к тормозным устройства
Наверх