Способ контроля качества сборки подшипниковых узлов

 

Изобретение относится к области приборостроения и. может быть использовано для контроля качества сборки газодинамических подшипниковых узлов. Целью изобретения является расширение области применения путем не-, следования окончательно собранных закрытых газодинамических узлов. Способ основан на измерении величины размаха ротора по двум координатам, В процессе измерения подшипниковому узлу сообщают резонансные крутильные колебания вокруг оси, проходящей через центр тяжести ротора. При этом одновременно сообщают вращение узлу вокруг оси, параллельной оси крутильных колебаний. Фиксируют частоту крутильных колебаний при изменении скорости вращения. По разнице начальной и минимальной частот крутильных колебаний судят о величине размаха ротора по искомому направлению. Для окончательной оценки измерений используют тарировочные данные. Для определения зазора по любому направлению изменяют положение крепления подшипникового узла на планшайбе. 3 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (191 (111

А1 (50 4 G 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4124584/25-27 (22) 25.09.86 (46) 15.04.88. Бюл. № 14 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) И.П.Воболис и К,И.Рагульскис (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Пинегин С.В., Табачников Ю.Б.„

Силенков И.Е. Статические и динамические характеристики газостатических опор. И.: Наука, 1982, с.217-222. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СБОРКИ

ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ (57) Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для контроля качества сборки газодинамических подшипниковых узлов. Целью изобретения является расширение области применения путем ис-, следования окончательно собранных закрытых газодинамических узлов. Спо» соб основан на измерении величины размаха ротора по двум координатам.

В процессе измерения подшипниковому узлу сообщают резонансные крутильные колебания вокруг оси, проходящей через центр тяжести ротора. При этом одновременно сообщают вращение узлу вокруг оси, параллельной оси крутильных колебаний. Фиксируют частоту крутильных колебаний при изменении скорости вращения. По разнице начальной и минимальной частот крутильнык колебаний судят о величине размаха роторапо искомому направлению. Для окончательной оценки измерений используют тарировочные данные. Для определения зазора по любому направлению изменяют положение крепления подшипникового узла на планшайбе. 3 ил.

1388739,г

+ M(! (I = I

ГС

f к 2(1 I где

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля качества сборки газодинамических подшипниковых узлов. 5

Целью изобретения является расширение области применения путем исследования окончательно собранных закрытых газодинамических подшипников.

На фиг.1 представлена функциональ- 10 ная схема устройства для реализации способа; на фиг.2 — разрез А-А на фиг ° 1, механический стенд устройства; на фиг,3 — зависимость частоты крутильных колебаний f от часто- 15 ты вращения механического стендам, Функциональная схема содержит основание 1, чашку 2, закрепленную на основании 1, торсионный вал 3, жестко сопряженный одним концом с дном 20 чашки 2 с внутренней ее стороны, на другом конце которого выполнена планшайба 4 для закрепления исследуемого подшипникового узла 5, имеющего корпус 6 и ротор 7, установленный на газодинамических подшипниках 8.

Кроме того, функциональная схема содержит датчик 9 и вибратор 10 крутильных колебаний вала 3, усилитель

11, через который датчик 9 и вибра- 30 тор 10 соединены положительной обратной связью, а также демодулятор

12, подключенный на выходе усилителя 11.

Способ осуществляют следующим об35 разом.

При помощи датчика 9, вибратора

10 и усилителя 11 резонансной системе торсионный вал 3 — планшайба

4 — исследуемый узел 5 создают резо40 нансные крутильные колебания вокруг оси Z проходящей центр тяжести ротора 7.

Резонансная частота крутильных колебаний f такой системы

С вЂ” крутил ьная жес тк ост ь торсионного вала;,50

I — момент инерции колебательной системы.

Так как ротор 7 исследуемого подшипникового узла 5 установлен на га- 55 зодинамических подшипниках 8, то изза существования соответствующего зазора между поверхностями таких подшипников момент инерции колебательной системы может изменять свою величину в зависимости от положения ротора 7 относительно корпуса 6 узла.

В общем случае момент инерции колебательной системы вокруг, например, оси Z будет равным ( где I — момент инерции колебательной системы, когда центр тяжести ротора находится на оси Z;

M — масса ротора;

d — расстояние центра тяжести ротора от оси 2.

Величина общего момента инерции

Iz характеризует зазор в газодинамических подшипниках 8.

Для определения зазора в газодинамических подшипниках 8 чашку 2 вращают вокруг оси, параллельной оси Z.

В связи с этим ротор 7 из-за действия возникающей центробежной силы, от вращения вокруг оси 0.„0 займет крайнее положение по оси, перпендикулярной оси Е (при определенной частоте вращения са

Так как колебательная система является резонансной, поэтому будет резко меняться резонасная частота крутильных колебаний, т.е. она будет уменьшаться от своего первоначального значения f, до значения

При помощи демодулятора 12 демо— дулируют сигнал крутильных колебаний, т.е. определяют разностную частоту ЬЕ = f — f, по величине которой судят о зазоре в газодинамических подшипниках по этому направлению. Для окончательной оценки измерений используют тарировочные данные.

Для определения зазора по другому любому направлению соответственно изменяют положение крепления узла 5 на планшайбе 4.

Предлагаемый способ дает возможность исследования окончательно собранных газодинамических подшипниковых узлов без разгона ротора.

Формула изобретения

Способ контроля качества сборки подшипниковых узлов, заключающийся в том, что измеряют величину смещения ротора по двум координатам, о т1388739 личающийся тем, что, с целью расширения области применения путем исследования окончательно собранных и закрытых газодинамических подшипниковых узлов, подшипниковому узлу сообщают резонансные крутильные колебания вокруг оси, проходящей через центр тяжести ротора, и одновременно сообщают вращение узла вокруг оси параллельной оси крутильных колебаний, фиксируют частоту крутильных колебаний при изменении скорости вращения и по разнице на-.,: чальной и минимальной частот крутильных колебаний судят о величине смещения ротора по искомому направлению.!

388739 фиг 2

Составитель В.Пучинский

Редактор Э.Слиган Техред И.Ходанич Корректор А.Тяско

Заказ 1571/43 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля качества сборки подшипниковых узлов Способ контроля качества сборки подшипниковых узлов Способ контроля качества сборки подшипниковых узлов Способ контроля качества сборки подшипниковых узлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и предназначено для вра1це1шя цилиндрических изделий с ма« лыми осевыми перемещениями

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к стендам для испытания подшипников в вакууме

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для испытания, диагностирования и прогнозирования работы подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, а именно к диагностике подшипников

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для закладки консистентной смазки в подшипники качения

Изобретение относится к области диагностики электрических машин и ; может использоваться для определения их технического состояния в процессе эксплуатации и в предремонтный период

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения допуска на длину деформируемой компенсаторной втулки, устанавливаемой в редукторе предварительно напряженной на валу-шестерне между внутренними кольцами конических роликоподшипников

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для диагностики подшипников качения по моменту сопротивления вршдению

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх