Способ контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения

 

Изобретение относится к подтип™ никовой промьшшенности и может быть использовано для контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения в процессе их испытаний и эксплуатации . Цель - повьшение точности контроля. Определяют отношение суммарной длительности контактов к общему количеству прокатьшаемых тел качения . Сравнивают это отношение с эталонным и по их разности определяют качество рабочих поверхностей подшипника . Это позволяет учитывать изменение кинематических характеристшс подшипников, вызванных износом их деталей в процессе эксплуатации. 1 ил. с (У)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„.Я0„„1449856 А 1

Ш4 С 01 М )3/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4240566/25-27 (22)11.05.87 (46) 07,01.89. Бюл. У 1 (?1) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) В.П.ЧечуевскыЪ, В.В.Нестеренко и Ю.М.Санько (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Бобченко А.А. Великанов В.П., Санько И,М. Электрический метод диагностики подшипников качения./Сб.:

Вопросы эксплуатационной долговечности и надежности летательных аппаратов. — М., Труды ГосНИИГа, вып.198, 1981, с.110-111 ° (54) СПОСОБ КОНТРОЛИ КАЧЕСТВА РАБОЧ1Р

ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к подшипниковой промьппленности и может быть использовано для контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения в процессе их испытаний и экс" плуатации. Цель — повьппение точности контроля. Определяют отношение суммарной длительности контактов к общему количеству прокатываемых тел качения. Сравнивают это отношение с эталонным и по их разности определяют качество рабочих поверхностей подшипника. Это позволяет учитывать изменение кинематических характеристик подшипников, вызванных износом их деталей в процессе эксплуатации. 1 ил.

144985б

Изобретение относится к падшипникавай промышленности и может быть использована преимущественно для контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения в процессе:их ис" пытаний и эксплуатации.

Цель изобретения — повышение точности контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения пу" тем учета их кинемати веских характе1 ристик.

На чертеже представлена схема уст-, ройства для осуществления предлагае»

MoI о способа. 15

Устройство содержит контролируемый подшипник 1, закрепленный на привоцном валу 2 в корпусе 3, источник

4 электрического напряжения, токосьемник 5, формирователь б импульсов, временной селектор 7, генератор 8 вы-! сакочастотных импульсов, два элек-. тронных ключа 9 и 10, счетчик 11 длительности импульсов и бесконтактный датчик 12 фиксации прохождения 25 тел качения, счетчик 13 тел качения, блок 14 заданного времени, причем

1 первый полюс источника 4 электричес" кого напряжения электрически связан с наружным кольцам подшипника 1 через корпус 3, а второй полюс источника 4 электрического напряжения соединен с первым входом формирователя б импуль сав, второй вход которого электрически связан с внутренним кольцом падшипнзяса 1 через токасъемник 5 и при-, водной вал 2. Выход формирователя б соединен .с первым входом временного селектора ?, второй вход которого соединен с генератором 8 высокочастотных импульсов. Электронные ключи 9 и 10 своими первыми входами связаны соответственно с выходом временного селектора 7 и бесконтактного датчика

12 измерения тел качения, а своими вторыми входами связаны между собой и с выходом блока 14 заданнага времени, Выход электронного ключа 9 под( ключен к входу счетчика 11 длительности импульсов, а выход электронного ключа 10 подключен к входу, счетчика 13 тел качения.

Контроль качества рабочих поверх" настей подшипников качения осуществляется следующим образом.

Приводят смазанный контролируемый подшипник 1 во вращение с помощью приваднага вала 2; нагружают радиальной нагрузкой Р. При вращении падшипника 1 между контактными поверхностями беговых дорожек и тел качения возникает гидрадинамическая масляная пленка, Наличие на контактных поверх настях деталей подшипника дефектов в виде рисок, вмятин, забоин и т.п, приводит к резкому уменьшению толщины масляной пленки или ее разрыву, т.е. к появлению так называемых металлоконтактов. В результате этого электрическое сопротивление подшипника резко уменьшается, что приводит к появлению импульсов напряжения на выходе формирователя б импульсов, который представляет собой токовое пороговое устройство, Импульсы напряжения имеют длительность, равную длительности резкого уменьшения электрического сопротивления масляной пленки, длительности металлоконтактав, вызыванных наличием дефектов на контактных поверхностях беговых дорожек и тел качения подшипника.

Сформированные импульсы напряжения поступают на первый вход временного селектора 7, а на его второй вход поступают высокочастотные импульсы с генератора 8. Временной селектор 7 выполняет функцию логического умножения, следовательно, на его выходе появляются высокочастотные импульсы генератора 8 только при наличии на входе селектора импульсов напряжения, т.е.:при помоп1и металлаконтактов. Рысокочастот ще импульсы с генератора 8 поступают на первый вход электронного ключа 9, который имеет два состояния: ключ замк" нут (включен) и ключ разомкнут (выключен), Переход ключевой схемы из одного состояния в другое происходит в результате поступления управляющих импульсов напряжения из блока 14 заданного времени. Длительность импульса., открывающего электронные ключи

9 и 10, равна заданному времени контроля подшипника 1. В открытом .состоянии электронного ключа 9 высокочастотные импульсы с выхода временного селектора 7 поступают на счетчик 11 длительности импульсов, которьп определяет суммарное количество импульсов за время контроля

Учитывая то, чта при контроле каждого подшипника время контроля 1 „ и период следования высокочастотных импульсов Т „ генератора 8 величина постоянная, то суммарное количество

3 144 импульсов, измеренное счетчиком 11 длительности импульсов,пропорционально интегральному времени контакTHpOBRHHB c л D Т яц с нов

Так как вторые входы электронных ключей 9 и 10 электрически соединены между собой, то импульсом напряжения из блока 14 заданного времени одновременно открываются оба электронных ключа.

Следовательно, за время контроля на счетчик 13 тел качения поступают импульсы напряжения, возникающие в бесконтактном датчике 12 при прохождении мимо него тел качения вращающегося подшипника 1.

Вычисление относительного суммарного времени контакта тел качения с „ определяется в соответствии со следующим выражением:

"ниь

C l

oсвк

9856

4 ника, на котором предварительно выполнялись указанные операции, и по их разности судят о качестве рабо5 чих поверхностей контролируемого подшипника.

При контроле подшипников заданное время контроля может быть любым, так

1Р как паРаметР с, и ЯвлЯетсЯ относительным и не зависит от времени контроля. Кроме этого, суммарная длительность металлоконтактов и суммарное количество тел качения, проходя-..

)5 щих щи бссконтактного датчика 12, измеряется за одно и тоже в емя, т.е. за время, когда открываются электрон ные ключи -9 и 10.

Предлагаемый способ позволяет повысить точность контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения, так как учитывает изменение кинематических характеристик подшипньп ов, вызванных износом их деталей

25 в процессе эксплуатации.

/ \ где с „- нормированное интегральное время контактирования (НИВ) или суммарная длительность металлокоитактов за заданное время контроля, отнесенная к этому времени;

Н вЂ” суммарное количество тел качения, прокатываемых мимо бесконтактного датчика 12 при вращении подшипника 1 за заданное время контроля.

Нормированное интегральное время контактирования с „„ за время контроля определяется с помощью блока

ll а суммарное количество тел качения N за это же время определяется с помощью блока 13. После вычис-ления их отношений, т.е. относительного суммарного времени контакта тел качения с, „ контролируемого подшипника, полученные значения сравнивают с предварительно вычисленным значением с, „ эталонного подшипФормула изоб ре т ения

Способ контроля. качества рабочих

30 поверхностей подшипников качения, заключающийся в том, что вращают испытуемый подшипник, нагружают его заданной нагрузкой и измеряют параметры электрического сигнала между коль35 цами подшипника за выбранный промежуток времени контроля, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности контроля путем учета кинематических характеристик подшип40 ника, измеряют суммарную длительность электрических контактов между рабочими поверхностями подшипника и общее количество тел качения, прокатываемых относительно неподвижного

45 кольца подшипника, определяют отношение суммарной длительности контактов к общему .количеству прокатываемых тел качения, сравнивают ято отношение с,эталонным и по .их разM ности определяют качество рабочих поверхностей подшипника.

1449856

Составитель Т.Кроюва

Редактор А, Щандор Техред А. Кравчук . Корректор Н. Король

Заказ .695 9/4 2 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения Способ контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения Способ контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения Способ контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стендам для испытания подшипников качения

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в ремонтных мастерских для измерения вибрации крупных подпшпников качения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения

Изобретение относится к области .приборостроения и может быть испсльзовано для контроля шарикоподшипников в электродвигателе

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытаподшипниковых узлов транспортных средств

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано при неразрушающем контроле сборочных узлов, в частности подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля подшипников в прецизион ной аппаратуре

Изобретение относится к маш1ностроению и может быть использовано при усталостных испытаниях подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля неравножесткости шарикоподгаипникового узла

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх