Способ измерения несоосности валов

 

Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение точности измерения . На вал 1 с полумуфтой 2 надевают приспособление, состоящее из корпуса 3, втулки 5 с четырьмя датчиками 6 и 7 перемещений, одинаково расположенными в противоположных полумуфты 2 в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и винтов 8, a на торце пoлvмycbты 2 крепят базовый диск 9. Датчики б и 7 подк:тченн через переключатель 10 к из-мерительному приборз - 1 1. Вторая полумуфта 12 .закреплена нл валу 13, Винтами 8 перемещают втулку 5 с датчиками 6 и 7 до получения ме)сду рабочими поверхностями датчиков 6 и 7 и соответственно поверхностями полумуфты -2 и диска 9 относительных нулевых зазоров, которые проверяют последовательным подключением датчиков 6 и 7 к измерительному прибору П. Затем переставляют диск 9 на торец другой полумуЛты 12, перемещают втулку 5 с датчиками 6 и 7 до получения между одним из датчиков 7 и диском 9 относительного нулевого зазора, измеряют зазоры между всеми датчиками 6 и 7 и поверхностями полумуфты 12 и диска 9 по величине относительного изменения зазоров определяют несоосность валов I и 13. 2 ил. U5 fiia. 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Л0„„3456757 (5I)4 !, fl! !! 5 24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4266564/25-28 (22) 24,06,87 (46) 07.02.89. Бюл. 11- 5 (75) 10,В.Корчагин, В.В,Дорогань, И.И.Добринов и А,Е.Кауфман (53) 621.317:531.717 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 998855, кл. G 01 В 7/3!, 1983. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ

ВАЛОВ (57) Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повыиение точности измерения. На вал 1 с полумуфтой 2 надевают приспособление, состоящее иэ корпуса 3, втулки 5 с четырьмя датчиками 6 и 7 перемещений, одинаково расположенными в противоположных точках полумуфты 2 в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и винтов 8, а на торце полумуфты 2 крепят !

11 базовый диск 9, Датчики 6 и 7 подключены через переключатель 10 к измерительном прибору 11, Вторая полумуфта 12 закреплена н,>. валу !3 °

Винтами 8 перемещают втулку 5 с датчиками 6 и 7 до получения между рабочими поверхностями датчиков 6 и

7 и соответственно поверхностями полумуфты .2 и диска 9 относительных нулевых зазоров, которые проверяют последовательным подключением датчиков 6 и 7 к измерительному прибору

1!. Затем переставляют диск 9 на торец другой полумуЬты 12, перемещают втулку 5 с датчиками 6 и ? до получения и!ежду одним цэ датчиков 7 и диском 9 относительного нулевого зазора, измеряют зазоры между всеми датчиками 6 и 7 и поверхностями полумуфты l2 и диска 9 по величине относительного изменения зазоров определяют несоосность валов и 13, 2 ил.

1456757

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в судостроении для измерения несоосности при центровке валов судовых энергетических установок.

Цель изобретения — повыщение точности измерения за счет исключения поворота и осевого сдвига валов..

На фиг.1 изображена схема приспособления для осуществления предлагаемого способа измерения несоосностивалов; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1, На вал 1 с полумуфтой 2 на его конце надевают приспособление, выпол-15 ненное в виде разьемного цилиндрического корпуса 3 с двумя направляющими пазами 4, размещенной внутри корпуса втулки 5 с четырьмя датчиками 6 и 7 перемещений, расположенными в проти- 2О воположных точках полумуфты 2 и в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и микрометрических винтов 8, предназначенных для перемещения втулки 5 вдоль корпуса 3 по направляющим 25 пазам 4, а на торце.полумуфты 2 крепят базовый элемент — диск 9. Датчи ки 6 предназначены для измерения относительного радиального смещения в вертикальной и горизонтальной плос- 3р костях, а датчики 7 — для измерения относительного торцового смещения излома осей в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расположение и крепление датчиков в горизонтальной и вертикальной плоскостях одинаковое. Датчики 6 и 7 подключены через переключатель 10 к измерительному прибору 11. Другая полумуфта

12 закреплена на втором валу 13.

Способ осуществляют следукщим образом.

При помощи микрометрических винтов 8 втулку 5 с датчиками 6 и 7 перемещают в корпусе 3 до йолучения между рабочими поверхностями датчи- 45 ков 7 и торцовой поверхностью диска

9 относительных нулевых зазоров, кОторые проверяют .последовательным подключением датчиков 7 к измерительному прибору 11, а потом;;после- 50 довательно подключают к прибору 11 датчики.б, т.е. для всех датчиков

6 и 7 устанавливают нуль измеритель" ного прибора 11, Затем переставляют диск 9 на другую полумуфту 12 (положение 9 ) и вновь перемещают винтами 8 втулку

5 с датяиками 6 и 7 вдоль корпуса

3 до получения между рабочей поверхностью одного из датчиков 7 и поверхностью диска 9 > относительного нулевого зазора, после чего прекращают перемещение втулки 5, измеряют зазоры между рабочими поверхностями датчиков 6 и 7 и соответственно псверхностями полумуфты 12 в радиальном направлении..и диска 9 в торцовом направлении, и по величине относительного изменения зазоров определяют несоосность валов 1 и 13.

В качестве датчиков 6 и 7 могут быть использованы индуктивные.или емкостные датчики леремещений, обладающие достаточной чувствительностью и точностью.

Предлагаемый способ исключает поворот и осевой сдвиг валов„ что повышает точность измерения.

Формула изобретения

Способ измерения несоосности валов, заключаэлцийся в том, что размещают датчики зазора в противоположных точках полумуфт валов н торцовом и радиальном направлениях в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, устанавливают при неподвижных валах относительные нулевые зазоры между рабочими поверхностями датчиков.и поверхностями базового элемента, который устанавливают на одной из полумуфт, осуществляют совместное перемещение датчиков и по величине относительного изменения зазоров между рабочими поверхностями датчиков и новерхностями базового элемента в торцовом и радиальном направлениях определяют несоосность в,ъов, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повыиения точности измерения, базовый элемент переставляют с одной полумуфты на другую, а перемещение датчиков в осевом направлении осуществляют до получения относительного нулевого зазора между рабочей поверхностью одного из датчиков и торцовой поверхностью базового элемента.

1456752

Составитель В.Сыроватский

Редактор И.Горная Техред М.Ходанич КорректорИ,01yzzna

Заказ 7543/37 Тираж 683 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ измерения несоосности валов Способ измерения несоосности валов Способ измерения несоосности валов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сборочных машинах и сборочных роботехнйческих комплексах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности изделий при строительстве и монтажных работах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для определения центров отверстий в корпусных деталях

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам контроля резьб

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх