Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к ступенчатым переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем расширения числа передач. Коробка передач транспортного средства содержит дополнительный многопозиционный распределитель 12, установленый между нагнетательной магистралью 18 гидромотора и всасывающими магистралями 19 гидронасосов 8,9,10. Во всасывающих магистралях 19 гидронасосов 8,9,10 между гидробаком 13 и местами подсоединения дополнительного распределителя 12 установлены обратные клапаны 14 с проводимостью в сторону гидронасосов 8,9,10, при этом в последней позиции дополнительного распределителя 12 нагнетательная магистраль 18 гидромотора 7 отсоединена от всасывающих магистралей 19 гидронасосов 8,9,10. Механизм 16 управления распределителей 11,12 снабжен связующим устройством, обеспечивающим возможность переключения позиций дополнительного распределителя 12 в первой позиции 21 основного распределителя 11 и возможность переключения позиций основного распределителя 11 в последней позиции 20 дополнительного распределителя 12. Связующее устройство механизма 16 управления распределителей 11,12 выполнено в виде двух связанных с распределителями 11,12 параллельных ползунов, разделенных перемычкой, и рычага управления, установленного с возможностью вращения на неподвижной опоре и взаимодейчстсующего коном с лунками ползунов, при этом в перемычке выполнено отверстие по профилю лунок ползунов, расположенных напротив позиции 20 дополнительного распределителя 12 и первой позиции 21 основного распределителя 11. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,Я0„„1472293 дд 4 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4291992/31-11 (22) 30.07.87 (46) 15.04.89. Бюл. № 14 (71) Белорусский политехнический институт и Минский тракторный завод (72) О. К. Довнар, П. А. Стецко, А. А. Черкас, А. Т. Скойбеда и А. И. Бобровник (53) 629.115 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1368199, кл. В 60 К 17/08, 1985. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем увеличения числа передач. Коробка передач транспортного средства содержит дополнительный многопозиционный распределитель 12, установленный между нагнетательной магистралью 18 гидромотора и всасывающими магистралями 19 гидронасосов 8, 9, 10.

Во всасывающих магистралях 19 гидронасосов 8, 9, 10 между гидробаком 13 и местами

Ъ подсоединения дополнительного расп ределителя 12 установлены обратные клапаны 14 с проводимостью в сторону гидронасосов 8, 9, 10. При этом в последней позиции дополнительного распределителя 12 нагнетательная магистраль 18 гидромотора 7 отсоединена от всасывающих магистралей 19 гидронасосов 8, 9, 10. Механизм 16 управления распределителей 11, 12 снабжен связующим устройством, обеспечивающим возможность переключения позиций дополнительного распределителя 12 в первой позиции 21 основного распределителя 11 и возможность переключения позиций основного распределителя 11 в последней позиции 20 дополнительного распределителя 12. Связующее устройство механизма 16 управления распределителей 11, 12 выполнено в виде двух связанных с распределителями 11, 12 параллельных ползунов, разделенных перем ычкой, и рычага управления, установленного с возможностью вращения на неподвижной опоре и взаимодействующего концом с лунками ползунов. При этом в перемычке выполнено отверстие по профилю лунок ползунов, расположенных напротив позиции 20 дополнительного распределителя 12 и первой позиции 21 основного распределителя

11. 4 ил.

1472293

20

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем увеличения числа передач.

На фиг. 1 представлена гидравлическая схема коробки передач с гидропередачей на основе двух гидронасосов; на фиг. 2— вариант выполнения схемы гидропередачи на основе трех гидронасосов; на фиг. 3— механизм управления коробки передач, общий вид; на фиг. 4 — вид А на фиг. 3.

Коробка передач транспортного средства содержит дифференциальный механизм 1 с входным звеном 2, связанным с двигателем

3, выходным звеном 4, связанным с движителем 5, и промежуточным звеном 6, связанным с гидромотором 7, два (фиг. 1) или три гидронасоса 8 — 10 (фиг. 2), или более насосов, связанных с двигателем 3, основной

11 и дополнительный 12 распределители, гидробак 13, обратные клапаны 14 и 15 и механизм 16 управления. Производительность. каждого последующего гидронасоса, например 9, больше производительности каждого предыдущего насоса, например 8, в два раза.

Основной распределитель 11 установлен между нагнетательными магистралями 17 насосов 8 и 9 (фиг. 1), 10 (фиг. 2) и гидробаком 13. Дополнительный распределитель

12 установлен между нагнетательной магистралью 18 гидромотора 7 и всасывающими магистралями 19 насосов 8 и 9 (фиг. 1), 10 (фиг. 2). Обратные клапаны 14 установлены между магистралями 17 и 18 с проводимостью в сторону магистрали 18, а обратные клапаны 15 — между магистралями

19 и гибробаком 13 с проводимостью в сторону магистралей 19.

В последующей позиции 20 дополнитель- 40 ного распределителя 12 нагнетательная магистраль 18 гидромотора отсоединена от всасывающих магистралей 19 гидронасосов 8 и 9 (10), и в первой позиции 21 основного распределителя 11 нагнетательные магист- 45 рали 17 гидронасосов 8 и 9 (10) связаны с гидробаком 13. В остальных позициях распределителей 11 и 12 возможны различные комбинации указанных элементов.

Механизм 16 управления распределителей 11 и 12 выполнен в виде рычага, уста- 50 новленного с возможностью вращения на неподвижной опоре 22 и снабжен связующим устройством, обеспечивающим возможность переключения позиций дополнительного распределителя 12 в первой позиции 21 основного распределителя 11 и возможность пере- 55 ключения позиций основного распределителя 11 в последней позиции 20 дополнительного распределителя 12. Достигается это. например, за счет выполнения связующего устройства в виде двух связанных с распределителями 11 и 12 параллельных ползунов 23 и 24, разделенных перемычкой 25, и двух взаимодействующих с концом 26 механизма 16 лунок 27 и 28 на ползунах 23 и

24. При этом в перемычке 25 выполнено отверстие 29 по профилю лунок 27 и 28 ползунов 23 и 24, а лунки 27 и 28 на ползунах

23 и 24 выполнены таким образом, что располагаются напротив отверстия 29 в перемычке 25 в позиции 21 основного распределителя 11 и в позиции 20 дополнительного распределителя 12.

Работает предлагаемая коробка передач транспортного средства по принципу гидромеханической передачи с постоянной мощностью, передаваемой механической ветвью, и переменной мощностью, передаваемой гидравлической ветвью (с учетом работы в режиме постоянного крутящего момента). Постоянная мощность, передаваемая механической ветвью, обеспечивается за счет непосредственной связи входного звена 2 дифференциального механизма 1 с двигателем 3, а переменная — за счет связи промежуточного звена 6 с двигателем 3 через гидропередачу с переменной по величине. и направлению передаваемой мощностью. Изменение передаваемой гидропередачей мощности производится за счет изменения позиций распределителей 11 и 12, подключающих нагнетательную магистраль 18 гидромотора

7 к различным вариациям всасывающих или нагнетательных магистралей 19 и 17 насосов 8 и 9 и т.д., чем изменяется скорость вращения гидромотора 7 и связанного с ним промежуточного звена 6 дифференциального механизма 1.

При этом в первой позиции дополнительного распределителя 12 (см. фиг.), подключающего нагнетательную магистраль 18 ко всем всасывающим магистралям 19 гидронасосов 8 и 9 и т.д., работающих в режиме моторов, подача гидромотора 7, работающего в режиме насоса, и его скорость, а также скорость связанного с ним промежуточного звена 6, максимальны. Обратные клапаны 15 в данный момент за счет давления рабочей жидкости от магистрали 18 закрыты. При последующем включении остальных позиций дополнительного распределителя 12 подача и скорость гидромотора 7 уменьшаются, и в последней позиции 20 подача прекращается и скорость гидромотора 7, а также промежуточного звена 6 равна нулю. Обратные клапаны 15 при этом у гидронасосов

8 и 9 и т.д., не связываемых с нагнетательной магистралью 18, открываются, обеспечивая всасывание данных гидромашин.

Указанное уменьшение скорости промежуточного звена 6 дифференциального механизма 1 вызывает соответствующее постепенное увеличение скорости выходного зве1472293 з на 4 и связанного с ним движителя 5, т.е. скорости транспортного средства, от минимальной или равной нулю величины до усредненного в переходной зоне значения.

При включении в пдополнительном распределителе 12 последней его позиции 20 появляется возможность переключения позиций основного распределителя 11. 3а счет этого подача рабочей жидкости из нагнетательных магистралей 17 гидронасосов 8 и 9 и т.д., выборочно или совместно отсоединяемых от гидробака 13, в нагнетательную магистраль 18 гидромотора 7 возрастает, что постепенно приводит его к вращению с возрастающей скоростью и в противоположном относительно режима насоса направлении 15 с соответствующими реверсированием и увеличением скорости промежуточного звена 6.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая планетарный механизм, одно звено которого связано с двигателем, другое кинематически связано с колесами транспортного средства, а промежуточное звено — с гидромотором, который соединен через обратные клапаны с нагнетательными ма25 гистралями гидронасосов и входами многопозиционного распределителя, выход которого соединен с гидробаком, причем гидронасосы кинематически соединены с двигателем, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения числа передач, она снабжена дополнительным многопозиционным распределителем,и механизмом управления, включающим в себя рычаги с ползунами, которые связаны

0 распределителями, причем входы дополнительного распределителя связаны 0 всас,l вающими магистралями гидронасосов и ч рез обратные клапаны с гидробаком, а выход — с входом гидромотора. при этом н первой позиции все входы распределителя соединены с выходом, в последней позиции

40 все входы разомкнуты от выхода, при этом в промежуточных позициях нагнетательная магистраль выполнена с возможностью сообщения с соответствующей всасывающей магистралью гидронасоса.

Обратные клапаны 14, закрытые до этого за счет давления из магистрали 18, у гидронасосов 8 и 9 и т.д., отсоединяемых от гидробака 13, открываются. В последней позиции основного распределителя 11 подача от гидронасосов 8 и 9 и т.д., полностью отсоединенных от гидробака 13, становится максимальной, что приводит и гидромотор 7 с промежуточным звеном 6 к вращению с максимальной скоростью. Указанное увеличение скорости промежуточного звена 6 дифференциального механизма 1 вызывает соответствующее увеличение скорости выходного звена 4 и движителя 5, т.е. скорости транспортного средства, от усредненного в переходной зоне значения до максимальной величины.

Выбор производительности каждого последующего гидронасоса 9 и 10 и т.д. больше производительности каждого предыдущего насоса 8 и 9 и т.д. в 2 раза обеспечивает за счет различных вариаций включения распределителей 11 и 12 максимальное число их позиций, что дает максимальное число передач (7 — при двух гидронасосах 8, 9, 15— при трех гидронасосах 8 — 10 и т.д.) с равным промежутком изменения скорости между соседними передачами.

Выполнение связующего устройства механизма 16 управления в указанном (фиг. 3 и 4) виде позволяет осуществлять за счет ограничительной перемычки 25 с отверстием

29 переход от переключения позиций дополнительного распределителя 12 к переключению позиции основного распределителя 11 только в последней позиции 20 распределителя 12 или первой позиции 21 распределителя 11. 3а счет этого обеспечивается однозначное движение рычага 16 управления для увеличения — уменьшения скорости транспортного средства без привлечения к этому включению оператора, т.е. обеспечиваются требования по управляемости транспортного средства и безопасности работ.

1472293

z8

24

Составитель А. Барыков

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор А. Обручар

Заказ 546/! 7 Тираж 527 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к коробкам передач для самоходных машин, например тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам и прежде всего к коробкам передач

Изобретение относится к самоходным машинам, преимущественно трак торам

Изобретение относится к транспортньм средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям

Изобретение относится к машиностроению , в частности к механизмам заднего хода, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевому управлению транспортai л ./ Л 20 /2 J f W ных средств на гусеничном ходу

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к силовым приводам машин с циклическим характером работы

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх