Способ контроля технического состояния газотурбинной установки

 

Изобретение относится к области диагностики технического состояния турбомашин и позволяет повысить надежность контроля установки. В процессе контроля производят измерение температур воздуха и газа датчиками 13, 14 и 15 в входном патрубке 1 и выхлопных патрубках 11 и 12. Изменяя расход топлива в камере 3 сгорания, устанавливают режим работы установки, соответствующий отношению среднего значения температур в патрубках 11 и 12 к температуре воздуха на входе, полученному в начале эксплуатации. Указанное отношение вычисляется в блоке 17. В блоке 18 определяется текущая разница температур ΔТ<SB POS="POST">ВЫХ</SB> в выхлопных патрубках, а в блоке 19 - изменение неравномерности температуры газа на входе в турбину по соотношению ΔδТ<SB POS="POST">вых</SB>=К(ΔТ<SB POS="POST">вых</SB> - ΔТ°<SB POS="POST">вых</SB>), где ΔТ°<SB POS="POST">вых</SB> - разница температур в выхлопных патрубках, измеренная в начале эксплуатации

К - постоянный коэффициент, зависящий от типа газотурбинной установки. 1 ил.

союз совктсних

КСГЬ ЬЛИН (19) (11) (51)4 G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

15

RKvAAPc TBEHHblA комитет пО иэОБРетениям и ОтнРытиям пеи гкнт ссср

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4288990/25-06 (22) 22.07.87 (46) 30.06.89. Бюл, У 24 (71) Всесоюзный научно †исследовательский институт природных газов (72) В.А.1Пуровский, В.И.Корнеев и Ю.Н.Синицын (53) 621.438-55(088.8) (56) Ольховский Г.Г. Тепловые испытания стационарных газотурбинных установок. М.: Энергия, 1971, с. 213-215.

Инструкция по модернизации системы контроля температуры перед турбинами ГТ-700-5 и ГТ-750-6 с целью повышения эффективной мощности ГТЦ.

М.: ВНИИГАЗ, 1973. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ГАЭОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ (57) Изобретение относится к области диагностики технического состояния турбомашин и позволяет повысить на2 дежность контроля установки. В процессе контроля производят измерение температур воздуха и газа датчиками

13, 14 и 15 в входном патрубке t u выхлопных патрубках 11 и 12. Изменяя расход топлива в камере 3 сгорания, устанавливают режим работы установки соответствующий отношению среднего значения температур в патрубках 11 и 12 к температуре воздуха на входе, полученному в начале эксплуатации.

Указанное отношение вычисляется в блоке 17. В блоке 18 определяется текущая разница температур Д(. ац в выхлопных патрубках, а в блоке 19— изменение Heðàâíîèåðíîñòè температуры газа на входе в турбину по соотношению nd t 8 = K(nt вы n t e i ), Где о

Вых

dt „,„— разница температур в выхлоп ных патрубках, измеренная в начале эксплуатации, К вЂ” постоянный коэффициент, зависящий от типа газотурбинной установки. 1 ил.

1 4905 42

Изобретение относится к газотурбостроению, в частности к способам диагностики технического состояния турбомашии.

Целью изобретения является повышение надежности контроля установки, снабженной двумя выхлопными патрубками.

На чертеже представлена система контроля технического состояния газотурбинной установки (ГТУ) °

Собственно газотурбинная установка содержит входной патрубой 1 для подачи воздуха в компрессор 2, камеру сгорания 3, коллектор 4 для .подачи топлива в камеру сгорания 3, турбину 5 высокого давления со ступенями 6 и 7 для привода компрессора

2, турбину 8 низкого давления со сту- 2О пенью 9 для привода, например нагнетателя природного газа 10, выхлопные патрубки 11 и 12 турбины 8-.

Во входном патрубке 1 перед комп- ° рессором 2 установлен датчик 13 пол- 25 ной температуры воздуха на входе в компрессор 2, в выхлопных патрубках

11 и 12 турбины 8 установлены датчики

14 и 15 полной температуры газа по патрубкам 11 и 12 ° При регенератив- 3р ном исполнении ГТУ датчики 14 и 15 устанавливают перед регенератором.

Датчики 14 и 15 полных температур выведены на блок 16 полной температу,ры газа на выходе из турбины 8, осредненной пв измерениям температуры

35 газа датчиками 14 и 15. Датчик 13 полной температуры воздуха и блок 16 полной температуры газа соединены с блоком 17 отношения полной температуры газа на выходе из турбины 8 к полной температуре воздуха в патрубке 1. Датчики 14 и 15 соединены также с блоком 18 разницы полных температур газа между выхлопными патрубками 11 и 12. Блок 18 соединен с

45 блоком 19, регистрирующим изменение в процессе эксплуатации величины неравномерности поля температур на входе в турбину высокого давления 5.

Система контроля работает следующим образом.

В начальный период эксплуатации газотурбинную установку выводят на установившийся режим работы. Датчиками температур 13. — 15 проводят замер полных температур воздуха в патрубке и газа в патрубках 11 и 12.

В блоке 16 путем осреднения измеренных температур газа по патрубкам 11 и 12 получают полную температуру газа

l на выходе из турбины 8. В блоке 17 регистрируют значение отношения полной температуры газа на выходе из ,турбины 8, полученной в блоке 16, к полной температуре воздуха, полученной по измерениям датчика 13, а в блоке 18 — значение исходной величины разницы температур газа по выхлопным патрубкам 11, 12 — atsbir > полученной по измерениям температуры газа датчиками 14 и 15.

При необходимости контроля технического состояния газотурбинной установки .проводят измерение температур воздуха и газа датчиками 13 — 15 в входном патрубке 1 и выходных патрубках 11 и 12. Изменяют расход топливного газа через коллектор 4 в камеру сгорания 3 и по блоку 17 устанавливают такой режим работы агрегата, чтобы величина отношения полной температуры газа после турбины 8, полученная осреднением в блоке

16 температур по датчикам 14 и 15, к полной температуре воздуха по датчику 13, была равна значению этого отношения, зафиксированному в начальный период эксплуатации в блоке

17. В блоке 18 определяют фактическую разницу температур газа между выхлопными патрубками 14 и 15 dt по измерениям датчиками температур

14 и 15 на этом режиме.

Изменение фактического значения неравномерности температурного поля на входе в турбину 5 d t в„ от его исходного значения в начальный период эксплуатации определяют в блоке

19 по разнице между фактическим значением, разницу полных температур газа — 4 вь между патрубками 11 и

12 и ее исходным значением а г.ов„,„ в начальный период эксплуатации по следующему соотношению

ddt вх = IC(bt вьiх вь!„)

Формула изобретения

Способ контроля технического состояния гаэотурбинной установки по сигналу изменения неравномерности температуры газа на входе в турбину, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности контроля установки, снабженной двумя выхлопными патрубками, дополнительно изме1490542 где Лаев „- текущая разница температур в выхлопных патрубках; ряют температуру воздуха на входе в установку и температуру газа в выхлопных патрубках на режиме постоянного отношения среднего значения температуры газа в патрубках к темпера 5 туре воздуха на входе в установку, а сигнал изменения неравномерности .температуры газа на входе в турбину дР в определяют исходя из соотношения " вк = K(8t век вь(. о

dt - разница температур в

Ьви выхлопных патрубках, измеренная в начале эксплуатации;

К вЂ” постоянный коэффициент, зависящий от типа гаэотурбинной установки.

Составитель А.лунин

Техред А. Кравчук Корректор JI. HåñêHä

Редактор Н.Горват

Заказ 3745/48 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Способ контроля технического состояния газотурбинной установки Способ контроля технического состояния газотурбинной установки Способ контроля технического состояния газотурбинной установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к стендам для испытаний металлоконструкций и м.б

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к устройствам управления температурой дисков турбомашин при термоциклических стендовых испытаниях их на прочность

Изобретение относится к измерительной технике и диагностике и может быть использовано для измерения характеристик и диагностирования двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытаниям и позволяет повысить эффективность контроля загрузки двигателя

Изобретение относится к диагностике технического состояния двигателей внутреннего сгорания, в частности дизелей

Изобретение относится к импульсной технике, в частности к электронным устройствам имитации работы узлов и подсистем зажигания двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано при исследовании и налаживании различных устройств автомобильной электроники, например электронных экономайзеров и коммутаторов электронных систем зажигания

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх