Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам контроля сборки судовых конструкций на судостроительных предприятиях. Целью изобретения является сокращение проверочных работ и повышение точности сборки. Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте содержит ЭВМ 2, лазерные теодолиты 3, установленные по периметрам и на базовых линиях построечных мест 1 и на реперных устройствах. Управляющие выходы ЭВМ 2 соединены с системами 7 установки направления лазерного луча теодолитов 3. Системы 7 установки направления лазерного луча включают механическую систему 9, управляющую оптической системой 10. Кроме того, каждое построечное место 1 оснащено устройствами 17 ввода-вывода информации. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1498664 А1 (5ц 4 В 63 В 9 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4331842/31-11 (22) 23.11.87 (46) 07.08.89. Бюл. № 29 (7l ) Ленинградский кораблестроительный институт (72) Д. М. Ростовцев и В. Н. Ренгач (53) 629.1 2.002.01 1:629.128.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 844460, кл. В 63 В 9/06, 1979. (54) АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СБОРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ПОСТРОЕЧНОМ МЕСТЕ (57) Изобретение относится к судостроению, а именно к системам контроля сборки судовых конструкций на судостроительных пред2 приятиях. Целью изобретения является сокращение проверочных работ и повышение точности сборки. Автоматизированная систем а контроля сборки судовых конструкций на построечном месте содержит ЭВМ 2, лазерные теодолиты 3, установленные по периметрам и на базовых линиях построечных мест 1 и на реперных устройствах.

Управляющие выходы ЭВМ 2 соединены с системами 7 установки направления лазерного луча теодолитов 3. Системы 7 установки направления лазерного луча включают механическую систему 9, управляющую оптической системой 10. Кроме того, каждое построечное место 1 оснащено устройствами 17 ввода-вывода информации. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.

1498664

Изобретение относится к области судостроения, а именно к системам контроля сборки судовых конструкций на судостроительных предприятиях.

Целью изобретения является сокращение проверочных работ и повышение точности сборки.

На фиг. 1 показана схема автоматизированной системы контроля сборки судовых конструкций на построечном месте; на фиг. 2 — схема системы установки направления лазерного луча; на фиг. 3 — схема считывающего устройства; на фиг. 4 — плансхема сухого дока, аксонометрия; на фиг. 5— реперное координированное устройство, разрез; на фиг. 6 — схема установки лазерного теодолита на реперное координированное устройство.

Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте 1 содержит ЭВМ 2 (фиг. 1), лазерные теодолиты 3, установленные по периметрам и на базовых линиях построечных мест 1 и на реперных устройствах 4 — 6 (фиг. 4), имеющих координированные точки х;, у;, z;.

Управляющие выходы ЭВМ 2 соединены с системами 7 установки направления лазерного луча теодолитов 3, информационные входы ЭВМ 2 содеинены со считывающими устройствами 8 теодолитов 3. Системы 7 установки направления лазерного луча имеют механическую систему 9, управляющую оптической системой 10.

В ЭВМ 2 заложена рабочая программа, содержащая информацию о всех реперных координированных точках судосборочных цехов, сухих доков, стапелей и других построечных мест, о теоретическом чертеже строящегося судна, о технологических схемах последовательности сборки элементов судовых конструкций в судосборочных цехах, сухих доках, на стапелях и других построечных местах, о точных теоретических данных геометрии посадочных мест секций, соответственно, в сухих доках, на стапелях и других построечных местах, об учете коррекции деформаций элементов конструкции судна в зависимости от внешней температуры воздуха, прямого солнечного нагрева поверхностей собираемых элементов конструкции судна, сварки и резки металла, о предупреждении аварийных ситуаций в случаях транспортировки секций из цеха к построечным местам и в случаях временной пригрузки секций на площадках складирования и др.

Система 7 установки направления лазерного луча (фиг. 2) содержит преобразователь 11 цифровой информации, механизмы 12 и 13 установки оптической системы 10 лазерного теодолита 3 в вертикальной и горизонтал ьн ой плоскостях.

Считывающее устройство 8 (фиг. 3) содержит аналого-цифровой преобразователь

14, датчики 15 и 16 перемещения оптической системы 10 в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Кроме того, на каждом построечном месте 1 установлены устройства 17 ввода-вывода информации (дисплей, печатающее устройство).

Система связи позволяет в данном случае оперативно осуществлять и контролировать все операции производственно-технологического процесса судосборки во всех судосборочных цехах, сухих доках, на стапелях и других построечных местах одновременно.

Точный обмер геометрических параметров секции осуществляют в цехе, на стапеле, сухом доке и других построечных местах при помощи двух пар лазерных теодолитов 3, которые установлены в двух ярусах.

На фиг. 4 показано построечное место 1 в виде аксонометрического изображения разреза сухого дока 18, на котором показаны верхние реперные устройства 4 и нижние реперные устройства 5, а также реперные устройства 6, в них попарно устанавливают лазерные теодолиты 3, направляющие лазерные лучи 19 которых, пересекаясь, образуют узловые светящиеся точки А и Б, соответствующие точкам теоретического чертежа судна — эти координированные узловые точки указывают места стыковки элементов судовых конструкций (секций и т. п.).

Реперное устройство 4 содержит (фиг. 5) посадочный конус 20 с координированной вершиной; сердечник 21, установленный с возможностью перемещения конуса 20 вдоль координатных осей Л, Y, Z, корпус 22, заполненный бетоном 23 и защитную крышку 24.

Лазерный теодолит 3 (фиг. 6) устанавливают на посадочное место 25 опорным устройством 26 и ориентируют относительно координированной точки, находящейся на вершине посадочного конуса 20, а затем с помощью оптического отвеса устанавливают лазерный теодолит 3 в рабочее положение.

В корпусе теодолита установлены системы управления оптической системой 10 лазерного теодолита 3 и считывающее устройство 8.

Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте работает следующим образом.

На каждом построечном месте на реперных устройствах 4 (фиг. 4) устанавливаются не менее двух лазерных теодолитов 3, с помощью которых производится обмер элементов судовых конструкций в цехе, на стапеле, сухом доке и других построечных местах.

По команде с ЭВМ 2 производится установка лазерного луча 19 в направлении точки стыковки А либо Б (фиг. 4), координаты которой рассчитаны по программе математического обеспечения с точностью 1 мм, исходя из точных теоретических данных о геометрии посадочных мест всех секций

1498664

Формула изобретения судна с той же точностью. Лучи 19 двух лазерных теодолитов 3, пересекаясь, образуют яркую, видимую и при солнечном освещении, точку в пространстве.

Установка оптических систем 10 лазерных теодолитов производится с помощью систем 7 установки направления лазерного луча.

Управляющая информация в цифровом виде поступает в преобразователь 11 цифровой информации теодолита 3 и с помощью механизмов 12 и 13 установки в горизонтальной и вертикальной плоскостях лазерный луч оптической системы 1 0 направляется в нужную точку пространства. Контроль за установкой лазерного луча каждого теодолита

3 производится с помощью считывающих устройств 8, направляющих цифровую информацию по информационным линиям связи в ЭВМ 2. Информация о положении оптической системы 10 снимается датчиками 15 и 16 и преобразуется аналогоцифровым преобразователем 14 в код ЭВМ 2.

В соответствии с программой математического обеспечения информация обрабатывается в ЭВМ 2 и выдается пользователям в виде конкретных распоряжений на устройства 17 ввода-вывода.

Процесс изготовления каждой секции контролируется на первичных построечных местах — в судосборочных цехах, а общий, завершающий, производственно-технологический процесс сборки судна контролируется на стапелях, в сухих доках и других построечных местах того же ранга.

Так как реперные точки, установленные на главных судостроительных сооружениях (стапелях, сухих доках и им подобных построечных местах), образуют основную или абсолютную систему координат, а реперные точки, установленные на первичных судостроительных сооружениях (судосборочных цехах), образуют зависимую или относительную систему координат, ЭВМ 2 преобразовывает относительные системы координат, а значит и координаты конкретных контрольных точек монтируемых судовых конструкций, в абсолютные (и наоборот). Это обеспечивает автоматизированной системе контроля сборки судовых конструкций на построечном месте высокую эффективность.

С целью ускорения работ на каждом построечном месте 1 могут быть установлены несколько пар лазерных теодолитов 3, связанных с ЭВМ 2.

П осадочное м есто 25 (фиг. 6) является инвентарным и в процессе измерений его

50 устанавливают над реперным устройством:

Перед установкой посадочного места 25 снимается защитная крышка 24 (фиг. 5) и при необходимости с целью корректировки положения реперной точки посадочный конус 20 смещают с помощью сердечника 21 на необходимую величину.

В зависимости от конструкции построечного места — массивной железобетонной либо легкой металлической — конструкцию реперного устройства (фиг. 5) выполняют, соответственно, усиленной либо облегченной.

Кроме того, на опорном устройстве лазерного теодолита 3 (фиг. 6) имеют посадочное место с возможностью сопряжения его с посадочным конусом 20 реперного устройства.

l. Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте, включающая оптические устройства, отличающаяся тем, что, с целью сокращения проверочных работ и повышения точности сборки, она снабжена электронновычислительной машиной, реперными устройствами, на которых установлены лазерные теодолиты, каждый из которых имеет считывающее устройство и систему установки направления лазерного луча, при этом информационные выходы электронно-вычислительной машины связаны с выходами считывающих устройство лазерных теодолитов, а управляющие выходы — с входами системы установки направления лазерного луча теодолитов.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что система установки направления лазерного луча включает в себя преобразователь цифровой информации, соединенный с механизмами установки оптического устройства лазерного теодолита, а считывающие устройства включают в себя датчики перемещения оптического устройства лазерного теодолита, соединенного с аналого-цифровым преобразователем.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что каждое реперное устройство включает в себя посадочный конус с вертикальной осью, а на опорном устройстве лазерного теодолита выполнено посадочное место с возможностью его сопряжения с посадочным конусом реперного устройства.

4. Система по п. 3, отличающаяся тем, что посадочный конус реперного устройства установлен с возможностью перемещения его вдоль координатных осей. 7

1498664

I

1

Фиг. 2 гв

1

1498664 фиг.,7

Puzb

Составитель Ю. Лазаренко

Редактор Н. Бобкова Техред И. Верес Корректор М. Максимигпи нец

Заказ 4502/13 Тираж 373 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте Автоматизированная система контроля сборки судовых конструкций на построечном месте 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и судоремонту

Изобретение относится к технологии судоремонта и судостроения

Изобретение относится к судостроению и касается способов изготовления плоских сварных узлов, а также может быть использовано в машиностроении и других отраслях промышленности

Изобретение относится к технологии судостроения и касается конструирования оснастки для изготовления каркасов судовых помещений

Изобретение относится к судостроению и касается технологии сборки секций корпуса судна

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройству центровки и крепления блок-модулей судна

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройству центровки и крепления блок-модулей судна

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта и касается конструирования стапельных технологических опор для транспортирования судовых секций в рабочую зону

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта и касается конструирования устройств для изготовления корпусных конструкций

Изобретение относится к технологии судостроения

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам изготовления и спуска на воду железобетонных наплавных блоков

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при стыковке частей корпуса крупнотоннажного сооружения на плаву

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при постройке на плаву корпусов плавсооружений

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта, касаясь сборки корпусов судов из частей, стыкуемых и соединяемых на плаву

Изобретение относится к судостроению, в частности к технологии сборки корпусов судов из легких сплавов

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов, например, подводных скоростных аппаратов цилиндрической или сигарообразной формы и с уменьшенным сопротивлением воды их поступательному движению

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к созданию устройств для герметизации стыков соединяемых частей гравитационной платформы на плаву

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам сборки стыкуемых частей корпуса судна на плаву

Изобретение относится к судостроению и касается создания оборудования, предназначенного для изготовления корпусных конструкций и, в частности, для сборки и электроприхватки балок продольного и поперечного направлений с полотнищами
Наверх