Патент ссср 152505

 

.ййи 152505

Класс Н 02k; 2ld", 2

СССР

- - 1-1 .С. . ро1 р, . Я

1 р 1Ть ; .:-;б1 тихини.р "р:ри

БнБ".ВОЯ.! л

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа Лб 94

А. Е. Скляров

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОНОЛИТНОСТИ ИЗОЛЯЦИИ

ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Заявлено 8 декабря 1961 г. за М 755000/24-7 в Комитет по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» K 1 за 1963 г.

До сего времени не было эффективного способа контроля монолитности изоляции обмоток электрических машин, которая нарушается с появлением в межвитковой и корпусной изоляции воздушных и других неоднородностей, что снижает электрическую прочность секций обмоток.

Отсутствие способа, позволяющего определять изменение степени монолитности в изоляции секций, лишает возможности производить эффективную корректировку технологических, конструктивных и других факторов, направленных на обеспечение монолитно" и.

Предметом данного изобретения является способ определения монолитности изоляции обмоток электрических машин. Сущность этого способа заключается в том, что на испытуемый образец обмотки накладывают жесткие электроды, прикладывают к ним давление и подводят регулируемое испытательное напряжение, а монолитность изоляции определяют по изменению величины испытательного пробивного напряжения, измеренного при наличии давления и без него. Новый способ позволяет в условиях производства корректировать по изменению монолитности изоляции технологические процессы изготовления обмоток для улучшения качества изоляции.

При осуществлении описываемого способа могут быть измерены емкости С контролируемых участков обмотки при различных значениях прикладываемого давления Р, и за величину испытательного давления принимают то давление, при котором нарушается соотношение

ЛС

= Const, где ЛС вЂ” приращение величины емкости, вызванное приаР ращением давления АР.

С целью повышения точности при обработке многочисленных экспериментальных данных, могут быть построены графики интегральных вероятностей как при определении пробивного напряжения, так и при определении зависимости емкости от давления.

В качестве примера ниже приводятся данные экспериментальной проверки нового способа на межвитковой изоляции секций обмоток тяговых двигателей электровозов. № 152505

На фиг. 1 приведен общий вид устройства, примененного для осуществления эксперимента согласно описываемому способу; на фиг. 2, 3, 4 — графики, полученные в результате эксперимента.

На фиг. 1 блок 1 имеет генератор напря>кения и измеритель электрической емкости; зажимное устройство 2 позволяет регулировать величину давления на испытуемый образец секции 8; жесткие токопроводящие электроды 4 служат для подвода напряжения к поверхности секции при контроле монолитности корпусной изоляции секций.

На фиг. 2 приведены графики интегральных вероятностей (приращения) величины емкостей между соседними витками контролируемых образцов при различных значениях прило>кенного давления Р от 0 до

30 кг. Величина давления указана общая, прикладываемая к электроду длиной 70 лл.

На фиг. 3 приведены построенные на основании фиг. 2 графики зависимости приращения величины емкости от прило>кенного давления для вероятностей (на фиг. 2) 0,25 — кривая 1; 0,5 — кривая 2; 0,75— кривая 8. Из фиг. 3 следует, что при давлении 30 кг для всех случаев нарушается условие, удовлетворяющее вышеприведенному соотношению, ьс

= const. Р

На фиг. 4 приведены полученные в результате эксперимента интегральные вероятности электрического пробоя контролируемых участков без приложения давления и при наличии давления. Кривая 1 показывает интегральную вероятность пробоя при отсутствии давления и прило>кении к исследуемому участку переменного напря>кения промышленной частоты. Кривая 2 показывает вероятность пробоя при прило>кении к образцу давления величиной 30 кг и переменного напряжения промышленной частоты. Кривая 8 изображает вероятность пробоя без давления при приложении импульсного напряжения стандартной формы.

Кривая 4 показывает вероятность пробоя при импульсном напряжении и приложенном давлении величиной 30 кг.

С целью обеспечения условий совокупности накопленных частностей для каждой из четырех кривых, приведенных на фиг. 4, электрический пробой производился для всех четырех условий (без давления, с давлением, напряжение промышленной частоты, импульсное напряжение) на каждом образце и в различных межвитковых участках, от образца к образцу производилось последовательное изменение номера межвиткового участка и условия испытаний.

Из фиг, 4 следует, что при наличии в изоляции воздушных включений и др. неоднородностей, нарушающих ее монолитность, электрическая прочность изоляции в зоне испытательных и возмо>кных в рабочих условиях напряжений уменьшается примерно в два раза. Чем монолитней изоляция, тем больше сближаются кривые 1 — 2 и 8 — 4. При идеально монолитной изоляции кривые 1 — 2 и 8 — 4 сливаются.

Предмет изобретения

1. Способ определения монолитности изоляции обмоток электрических машин, отл и ч а ю щи йся тем, что, с целью определения влияния на монолитность изоляции различных технологических и конструктивных факторов, на испытуемый образец обмотки накладывают жесткие электроды, прикладывают к ним давление и подводят регулируемое испытательное напряжение, а монолитность изоляции определяют по изменению величины испытательного пробивного напряжения, измеренного при наличии давления без него. № 152505

Фиг 1

F (c) 1,0

0,0

0,8

Ц7

0,6

0,5

o,ã о

90

F0 т 1го З0 ж0 go mO п0 100 190

Фаг 2

2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что измеряют емкости С контролируемых участков обмотки при различных значениях прикладываемого давления Р, и за величину испытательного давления принимают то давление, при котором нарушается соотношение: ьс

= const

ЬР

3. Способ по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повышения точности при обработке многочисленных экспериментальных данных, строят графики интегральных вероятностей как при определении пробивного напряжения, так и при определении зависимости емкости от давления. № 152505

0 5 10 15 20 25 n P r

Риг ."51ul а,з

0,2

0,7

Фпг 4

Составитель А, П. Юфин

Редактор Л. Н. Гольцов Техред А. А. Кудрявицкая Корректор И. А. Шпынева

IIодп: к печ. 5/II — 63 г. Формат бум. 70 X 108 /и Объем 0,35 изд. л.

Зак. 0132/3 Тираж 700 Цена 4 коп.

ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер., д 2/6.

Типография, пр. Сапунова, 2.

Патент ссср 152505 Патент ссср 152505 Патент ссср 152505 Патент ссср 152505 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области физики электрического пробоя, может быть использовано для определения тока незаконченного пробоя, потребляемого от генератора высоковольтного импульса при пробое монокристаллических диэлектриков, например, в наносекундной области длительности импульса, и заключается в размещении образца диэлектрика в коаксиальной пробойной ячейке между двумя электродами, образованными путем разрыва центрального проводника коаксиальной пробойной ячейки, причем один из электродов заострен и выполняет функцию катода либо анода в зависимости от полярности подаваемого высоковольтного импульса, подают через заостренный электрод с включенным в разрыв центрального проводника, образующего этот электрод, резистором импульс высокого напряжения Uген

Изобретение относится к технике диагностирования электрооборудования высокого напряжения и предназначено для контроля изоляции высоковольтных вводов

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано, в частности для проверки качества нескольких образцов поливинилхлоридной (ПФХ) изоляции электрических проводов и кабелей

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к устройствам для диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для испытаний электрической прочности изоляции жидких диэлектрических материалов

Изобретение относится к способу обнаружения аварийных электрических дуг в кабеле, в частности в кабеле бортовой сети воздушного или космического летательного аппарата
Наверх