Устройство для поворота колес полуприцепа

 

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к устройствам для поворота колес полуприцепа. Цель изобретения - повышение маневренности и безопасности движения путем исключения забегания колес полуприцепа во внешнюю сторону относительно тягача при повороте автопоезда. Устройство для поворота колес полуприцепа содержит установленный на раме полуприцепа поворотный элемент, связанный с рамой 4 тягача 5 и через две тяги 9, 10, расположенные по бортам полуприцепа, кинематически связанный с поворотной тележкой полуприцепа. Упомянутая кинематическая связь образована тремя соосно закрепленными на раме полуприцепа зубчатыми секторами, первый сектор 12 из которых предназначен для соединения через паразитные шестерни 13 и 14 с двумя другими зубчатыми секторами, каждый из которых снабжен радиальным выступом для взаимодействия с пальцем, закрепленным на поворотной тележке полуприцепа, а паразитные шестерни снабжены механизмом стопорения, кинематически связанным с первым зубчатым сектором 12. При повороте автопоезда в результате поворота рамы полуприцепа выступ 17 входит во взаимодействие с пальцем 19, вызывая принудительный поворот тележки полуприцепа. При этом тележка полуприцепа начинает отъезжать от тротуара по колее тягача, чем исключается наезд полуприцепа на тротуар. 4 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ,РЕСПУБЛИК (19) (11) (511 4 В 62 D 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

7 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4348590/27-11 (22) 22.12.87 (46) 15.09.89. Бюл. № 34 (71) Научно-производственное объединение Главного управления автомобильного транспорта Мосгорисполкома (72) Ю.Б.Михайлов, Г.С.Ершов, Г.В.Бужев и А,Н ° Генкин (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 455030, кл. В 62 D 13/02, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА КОЛЕС

ПОЛУПРИЦЕПА (57), Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к устройствам для поворота колес полуприцепа. Цель изобретения — повышение маневренности и безопасности движения путем исключения забегания колес полуприцепа во внешнюю сторону относительно тягача при повороте автопоезда. Устройство для поворота колес полуприцепа содержит установленный на раме полуприцепа поворотный элемент, 2 связанный с рамой 4 тягача 5 и через две тяги 9, 10, расположенные по бортам полуприцепа, Кинематически связанный с поворотной тележкой полуприцепа. Упомянутая кинематическая связь образована тремя соосно закрепленными на раме полуприцепа зубчатыми секторами, первый сектор 12 из которых предназначен для соединения через паразитные шестерни 13 и 14 с двумя другими зубчатыми секторами, каждый иэ которых снабжен радиальным выступом для взаимодействия с пальцем, закрепленным на поворотной тележке полуприцепа, а паразитные шестерни снабжены механизмом стопорения, кинематически связанным с первым зуб.чатым сектором 12. При повороте автопоезда в результате поворота рамы полуприцепа выступ 17 входит во взаимодействие с пальцем 19, вызывая принудительный поворот тележки полуприцепа. При этом тележка полуприцепа начинает отъезжать от тротуара по колее тягача, чем исключается наезд полуприцепа на тротуар, 4 ил.

g Г g;? ЦЯП2627

3 150763

Пзобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к устройствам для поворота колес полуприцепа.

Цель изобретения — повышение ма5

1 неиренности и безопасности движения путем исключения забегания колес полуприцепа во внешнюю сторону относительно тягача при повороте автопоезда °

На фиг. 1 схематически изображен общий вид предлагаемого устройства; на фиг, 2 — то же, вид сверху (прямолинейное движение автопоезда); на фиг. 3 — положение автопоезда в начале поворота (пружина механизма стопорения паразитных шестерен условно не показана); на фиг. 4 — положение автопоезда B конце поворота.

Устройство для поворота колес полуприцепа содержит установленный с возможностью вращения на раме 1 полуприцепа 2 копир тяговой балки — зубчатый сектор 3,связанный с рамой 4 тягача 5 пере25 дачей, включающей в себя находящийся в зацеплении с зубчатым сектором 3 копир — зубчатый сектор 6, имеющий радиальную прорезь 7, в которой размещен палец 8, неподвижно закрепленный на раме 4 тягача 5, Через две тяги 9 и 10, расположенные по бортам полуприцепа, зубчатый сектор 3 кинематически связан с поворотной тележкой 11 полуприцепа.

Указанная кинематическая связь обоазована тремя соосно закрепленными на раме полуприцепа зубчатыми секторами равного диаметра. Первый из секторов, сектор 12, предназначен для соединения через паразитные шестерни

13 и 14, закрепленные на раме полуприцепа, с двумя другими зубчатыми секторами 15 и 16, Зубчатый сектор

15 снабжен радиальным выступом 17, а зубчатый сектор 16 — радиальным 45 выступом 18. Радиальные выступы 17 и

18 предназначены для взаимодействия с пальцем 19, закрепленным на поворотной тележке полуприцепа, Для ограничения схождения выступов пред- 50 назначен палец 20, закрепленный на раме полуприцепа. Тяги 9 и 10 могут быть выполнены в виде стержней, шарнирно соединенных со шкивами 21 и 22, а также могут быть образованы двумя 5", ветвями каната (троса), огибающего шкивы 21 и 22 равного диаметра, неподвижно соединенные соответственно

5 4 с секторами 3 и 12, а также отдельными канатами.

Паразитные шестерни снабжены механизмом стопорения, выполненным в виде шарнирно закрепленных на раме полуприцепа поворотных рычагов 23 и 24, снабженных рейками 25 и 26, предназначенными для зацепления с паразитными шестернями 13 и 14, т,е. их стопорения, Рычаги 23 и 24 соединены пружиной 27 и кинематически связаны с зубчатым сектором 12.

Указанная кинематическая связь образована радиальным выступом 28 зубчатого сектора 12 и выступами 29 и

30 рычагов 23 и 24.

Устройство для поворота колес полуприцепа работает следующим образом.

При прямолинейном движении автопоезда рейки 25 и 26 находятся в зацеплении с паразитными шестернями, стопоря их и предотвращая поворот секторов 12, 15 и 16. Сектор 12 не находится в зацеплении ни с одним из секторов 15 и 16, Его выступ 28 расположен между выступами 29 и 30 рычагов 23 и 24, Радиальные выступы

17 и 18 зубчатых секторов 15 и 16 прижимаются к пальцу 19, предотвращая поворот тележки 11 полуприцепа.

Палец 19 при этом находится на продольной оси 0„0 симметрии полуприцепа. При повороте тягача вокруг точки

0 в результате поворота пальца 8, закрепленного на раме 4, происходит поворот зубчатого сектора 3 и его шкива 21. Шкив 21 воздействует через тяги на шкив 22 зубчатого сектора 12, поворачивая этот сектор. При этом шкив совместно с сектором 12 поворачивается в определенном направлении, например по часовой стрелке, в зависимости от направления поворота (фиг, 4). При указанном повороте выступ сектора 12 входит во взаимодействие с выступом 29 рычага 23 и, поворачивая его, выводит из зацепления его рейку с паразитной шестерней 13.

Затем зубчатый сектор 12 входит в зацепление с шестерней 13, в результате чего также по,часовой стрелке поворачивается зубчатый сектор 15. При повороте сектора 15 его радиальный выс— туп 17 отходит от пальца 18. При этом поворотная тележка полуприцепа сначала движется по инерции в .прежнем направлении прямолинейно, например па5 1507á раллельно тротуару, а затем в результате поворота рамы полуприцепа (против часовой стрелки) выступ 17 входит во взаимодействие с пальцем 19, вызывая принудительный поворот тележки полуприцепа в том же направлении. При этом тележка полуприцепа начинает отъезжать от тротуара по колее тягача, т.е. колеса полуприцепа едут по тому же радиусу R что и тягач (см. фиг .4) 00 = 001 = R, так как сс — где К, — угол между осью симметрии полуприцепа и осью 00, о — угол между осью симметрии полу- 15 прицепа и осью 00 .

Затем до завершения поворота благодаря самоустановке тележка полуприцепа продолжает двигаться по колее тягача, 20

При этом палец 19 упирается в выступ 17, чем предотвращаются дальнейший поворот колес полуприцепа и их движение по большему,чем колеса тягача, радиусу. Этим исключаются заезд полуприцепа на тротуар и аварийная обстановка при повороте автопоезда.

По окончании поворота, когда автопоезд выходит на прямолинейный участок пути, вследствие поворота зубчатого сектора 3, поворачивается (против часовой стрелки) зубчатый сектор 15. При этом его выступ 17, воздействуя на палец 19, поворачивает тележку полуприцепа в первона.чальное положение. Выступ 28 сектора

12 выходит из взаимодействия с выступом 29 рычага 23, в результате чего вновь стопорится шестерня 13.

Формула изобретения

Устройство для поворота колес полуприцепа, содержащее копир, закрепленный на седельной плите тягача и взаимодействующий с копиром тяговой балки, соединенной с поворотной тележкой полуприцепа с помощью двух тяг, расположенных по бортам полуприцепа, и ограничитель поворота поворотной тележки, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения маневренности и безопасности движения путем исключения забегания колес полуприцепа во внешнюю сторону относительно тягача при повороте автопоезда, кинематическая связь между тяговой балкой и тележкой полуприцепа выполнена в виде трех соосно закрепленных на раме полунрицепа зубчатых секторов, первый из которых связан с тяговой балкой, и двух закрепленных на раме полуприцепа по обе стороны от первого зубчатого сектора паразитных шестерен, первая из которых связана с вторым зубчатым сектором, а вторая — с третьим зубчатым сектором, при этом второй и третий зубчатые секторы снабжены радиальными выступами для взаимодействия с пальцем, закрепленным íà поворотной тележке полуприцепа и ограничивающим ее поворот, механизма стопорения паразитных шестерен, включающего две рейки, закрепленные шарнирно на раме полуприцепа для обеспечения возможности взаимодействия с паразитными шестернями и имеющие выступы для взаимодействия с выступом, выполненным на первом зубчатом секторе, 1507635 тираж é80

Подписное

БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор M.Íeäoëóæåíêo

Заказ 5505/21

Составитель В.Ионова

Техред М.Ходанич Корректор И.Муска

Устройство для поворота колес полуприцепа Устройство для поворота колес полуприцепа Устройство для поворота колес полуприцепа Устройство для поворота колес полуприцепа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для управления поворотом колес прицепа реверсивного крупнотоннажного автопоезда

Изобретение относится к устройствам для управления транспортных средств ,в частности, для управления колесами прицепов - роспусков лесовозных автопоездов

Изобретение относится к стопорным устройствам поворотных тележек преимущественно тракторных прицепов

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для управления ведомым звеном автопоезда

Изобретение относится к устройствам для управления колесами транспортных средств, в частности прицепов-роспусков лесовозных автопоездов

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к приводам управления поворотными тележками полуприцепов., входящих в состав автопоезда

Изобретение относится к автотранспортным средствам, в частности к длиннобазовым двухосным полуприцепам с поворотными осями

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, например прицепам автопоездов

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к последовательно связанным жестким поворотным осям с центральными осями поворота

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления поворотной осью автомобильных прицепов

Изобретение относится к автопоездам, имеющим тягач и один или несколько прицепов

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов, в частности к прицепам, предназначенным для сцепки с ведущим транспортным средством, и может быть использовано в условиях ограниченного пространства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается способов управления транспортными средствами

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано на автомобильных длиннобазных управляемых полуприцепах
Наверх