Дейдвудное устройство

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к действующим подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах. Цель изобретения - повышение долговечности и ремонтопригодности при плавании судов в загрязненных водах (на мелководье) и в экстремальных ледовых условиях. Подшипник выполнен из отдельных кольцевых секций. Каждая секция выполнена бочкообразной из отдельных продольных вкладышей. Между секциями установлены эластичные проставочные кольца. Каждый вкладыш в секции установлен на упругий элемент и металлическое основание. Металлические основания и упругие элементы выполнены в виде полос и размещены в выполненных во вкладышах по всей их длине пазах. Распорные планки установлены на противоположных боковых сторонах и имеют толщину, меньшую толщины вкладышей. Верхние и нижние основания вкладышей, расположенные по вертикальной оси подшипника, и смежные с ними выполнены с продольными по всей длине подшипника проточными каналами. Расположенные ниже горизонтальной оси подшипника вкладыши выполнены с поперечными каналами и соединены с продольными каналами оснований. Отработанная рабочая жидкость по радиальным и продольным каналам направляется обратно в систему либо уходит за борт. При этом взвешенные частицы и абразивная смесь, находящиеся в рабочей жидкости, оседают и вымываются по каналам из подшипника. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (51,5 F 16 С 17/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4329567/27 — 27 (22) 17,11.87 (46) 23.03. 90. Бюл. № 11 (72) Е.Г. Пивонов, А, К. Григорьев и В.А.Фатеев (53) 62) 822. 5 (088, 8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1252246, кл. В 63 Н 23/36, F 16 С 17/14,17/24, 1985. (54) ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах, Цель иэобретения— повышение долговечности и ремонтопригодности при плавании судов в загрязненных ведах (на мелководье) и в экстремальных ледовых условиях.Подшипник выполнен из отдельных кольцевых секций. Каждая секция выполнена бочкообразной из отдельных продольных вкладьппей. Между секциями установлены эластичные проставочные кольца, Каждый вкладып в секции установлен

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным подшипникам, и предназначено дпя использования на судах, работающих на мелководье и в загрязненной воде, Целью изобретения является повышение долговечности и ремонтопригодности дейдвудных подшипников при плавании судов в загрязненных водах (на мелководье) и в экстремальных ледовых условиях, ÄÄSU»155185 на упругий элемент и металлическое основание, Металлические основания и упругие элементы выполнены в виде полос и размещены в выполненных во вкладышах по всей их длине пазах,Рас-. порные планки установлены на противоположных боковых сторонах и имеют толщину, меньшую толщины вкладьппей, Верхние и нижние основания вкладьппей, расположенные по вертикальной оси подшипника, и смежные с ними выполнены с продольными по всей длине подшипника проточными каналами,Расположенные ниже горизонтальной оси подшипника вкладыши выполнены с поперечными каналами и соединены с продольными каналами оснований.Отработанная рабочая жидкость по радиальным и продольным каналам направляется обратно в систему либо уходит за борт, При этом взвешенные частицы и абразивная смесь, находящиеся в рабочей едкости, оседают и вымываются по каналам из подшипника. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

На фиг,1 представлено деидвудное устройство продольный рззрез на фиг,2 — то же, поперечный разрез; на фиг, 3 — диаграмма распределения радиальной нагрузки на подшипник; на фиг.4 — диаграмма распределения осевой нагрузки; на фиг. 5 — схема расточки подшипника.

Дейдвудное устройство содержит дейдвудную втулку 1, установленную в корпусе 2. Подшипник выполнен из

1551859 отдельных кольцевых секций 3. Секции набраны по типу "полубочка" в дейдвудную втулку из продольных вкладышей 4 и 5 с требуемым натягом и ра5 диальным зазором R между дейдвудной втулкой 1 и вкладыпами 4 и 5, расточены по диаметру d> гребного вала

6 с эксцентриситетом е, Между секциями установлены эластичные проставочные кольца 7, Вкладьппи установлены на металлические основания 8 и упругие элементы 9, выполненные в виде полос, расположенных в продольных, по всей длине вкладышей, пазах 1 О.На боковых сторонах подшипника по всей длине ниже горизонтальной оси 11 гребного вала вкладьппи расклинены конус-. ными распорными планками 12, Между планками при установленном гребном 20 вале образованы свободные полости 13.

Вкладыпи имеют проточные продольные .каналы 14, Вкладыпи, расположенные ниже горизонтальной оси гребного вала, имеют проточные поперечные наклонные 15 и проточные радиальные 16 каналы.

В нижней части дейдвудный подшипник охватывает гребной вал в зоне угла о, являющейся контактной зоной 17 трения, составляющей 60-100 и имеющей параболическую радиальную форму 18 нагрузки в любом поперечном сечении подшипника и равномерно распределенную форму 19 нагрузки по всей длине L подшипника.

Ус тр ой с тв о ра бо тае т следующим о бразом.

Гребной вал 6 с насаженным на его конце гребным винтом своей массой 40 давит на нижнюю часть подпипника. В зоне охвата с гребного вала 6 в подшипнике возникают нагрузки. В поперечном сечении на всей длине L подшипника нагрузка на подшипник распре- 45 деляется по параболической зависимости 18, в продольном сечении по всей длине L подшипника равномерно распределяется нагрузка 19 ввиду установки вкладьппей 5 на упругие элементы 9 с радиальным зазором R между дейдвудной втулкой 1 и вкладьппами 4 и 5, Между гребным валом 6 и подшипником в верхней части ввиду эксцентричной проточки подшипника на величину е

55 появляется свободное пространство А, При прокачке дейдвудного устройства рабочая жидкость (вода, масло) из системы (Hp показана) под давлением заполняет свободное пространство А и свободные полости 13, Гребной вал 6 при вращении (в любую сторону) захватывает часть рабочей жицкости из свободной полости

13 при этом в контактной зоне la7 трения происходит поверхностная смазка и охлаждение вкладьппей 5. Ввиду наличия во вкладышах 5 проточных поперечных наклонных каналов, направленных в корму, интенсивность осевой прокачки рабочей жидкости в зоне трения согласно принципа работы винтового насоса возрастает, Отработанная рабочая жидкость по радиальным 16 и продольным 14 каналам направляется обратно в систему либо уходит за борт, При этом взвешенные частицы и абразивная смесь, находящиеся в рабочей жидкости, как наиболее тяжелые, оседают и по каналам вымываются из дейдвуднorо подшипника.

Нагрузки, возникающие в дейдвудном подшипнике в период экстремальных условий работы (удары гребного винта об лед и т.п.), гасятся упругими элементами 9, установленными на металлические основания 8, Величина эксцентриситета и проточка дейдвудного подшипника,выполненная согласно соотношению

0 001йь+ 1 л

Э обеспечивает минимальный монтажный зазор между гребным валом 6 и вкладышами 4 и 5 и гидродинамические условия смазки в контактной зоне 17 трения, Конструкция дейдвудного устройства обеспечивает гидродинамическую смазку трушнхся поверхностей, интенсивность прокачки дейдвудного устройства, охлаждение вкладьппей, равномерность распределения нагрузки на вкладьипи, повышает долговечность,надежность и ремонтопригодность при плавании судов в загрязненных водах (на мелководье) и в экстремальных ледовых условиях, в том числе и благодаря прокачке подшипника водой за счет поперечных наклонных канавок при внезапной остановке основного насоса. формула изобретения

1, Дейдвудное устройство, содержащее корпус, цапфу гребного вала и охватывающий ее дейдвудный подшипник, 5 155 выполненный в виде втулки с вкладышем, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности и ремонтопригодности, оно снабжено эластичными проставочными кольцами, упругими элементами с основаниями и распорными планками, дейдвудный подшипник выполнен из отдельных кольцевых секций, между которыми смонтированы упомянутые эластичные проставочные кольца и каждая из которых выполнена из отдельных продольных вкладышей и распорных планок, смонтированных в диаметральной плоскости между ними и имеющих толщину меньше толщины вкладышей, каждый продольный вкладыш в секции установлен на упругом элементе с основанием, выполненным в вице полосы и размещенным в выпол— ненных во вкладышах со стороны корпуса по всей их длине пазах, при этом в верхних и нижних основаниях вкладыI

1859 6 шей, расположенных по вертикальной оси подшипника и смежных с ними, выполнены продольные по всей длине подшипника проточные каналы, а расположенные ниже горизонтальной оси. подшипника вкладыши выполнены с поперечными каналами и соединены с продольными каналами ос нов аний.

2, Устройство по и ° 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем,что, с целью инт.енсификации прокачки рабочей среды через подшипник, поперечные каналы вкладыпей выполнены с наклоном в сто15 рону кормы, 3. Устройство по пп, 1 и 2, о т— личающееся тем,что,с целью обеспечения гидродинамической смазки сопрягаемых поверхностей,рабо20 чая поверхность вкладышей подшипника выполнена эксцентричной со смещением вверх относительно горизонтальной оси вала.

Редактор О,Головач

Заказ 315

Подписное

Тираж 534

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 .Ф

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Составитель Т. Хромова

Техред А, Кравчук - Корректор g,Ùåêìàð

12

Дейдвудное устройство Дейдвудное устройство Дейдвудное устройство Дейдвудное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах турбин различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым дейдвудным подшипникам тяжелонагруженных валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к .подшипникам скольжения, которые могу.т быть использованы в химической, нефтехимической промышленности и других отраслях народного хоз яйства

Изобретение относится к приборостроению , а более конкретно - к подшипникам скольжения, работаюш,им в контролируемых технологических средах, например в устройствах вакуумных напылительных установок

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх