Способ контроля процесса контактной стыковой сварки оплавлением

 

Изобретение относится к способам контроля параметров режима стыковой сварки оплавлением и наиболее эффективно может быть использовано в высокопроизводительных сварочных машинах и комплексах, предназначенных для соединения концов рулонов в непрерывных металлургических агрегатах по переработке полос таких, как травильные линии, станы бесконечной прокатки, трубосварочные и профилегибочные. Цель изобретения - повышение эффективности контроля качества сварных соединений путем контроля отклонения фактического зазора между концами полос от номинального значения. Концы свариваемых полос устанавливают в неподвижном 1 и подвижном 2 зажимах с некоторыми вылетами B. Указанные вылеты B определяют начальный зазор 3 между концами полос. Задают программу перемещения подвижного зажима и следят за положением подвижного зажима 2 при его перемещении и за появлением тока оплавления. Причем сравнивают момент появления тока оплавления с моментами прохождения подвижным зажимом расстояний, равных минимально S<SB POS="POST">мин</SB> и максимально S<SB POS="POST">макс</SB> допустимым значениям зазора между концами полос для данной их толщины. Нормально протекающим процессом считают такой, при котором ток оплавления появляется позже, чем подвижный зажим пройдет путь, равный минимально допустимому для данной толщины свариваемых полос зазору между их концами. Однако этот момент должен произойти не ранее, чем подвижный зажим пройдет путь, равный максимально допустимому зазору S<SB POS="POST">макс</SB> между концами полос. Способ позволяет обнаружить своевременно некачественное соединение и не допустить его в дальнейший технологический процесс. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 23 К 11/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Гг

Яма

5 MOFf

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4603400/23-27 (22) 09.11.88 (46) 15.11.90. Бюл. М 42 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро Псковского завода тяжелого электросварочного оборудования (72) С.Г.Молчадский, В.Г,Мокеичев, А.Ф.Новицкий, Б.А.Рысс, Е.М.Шевелев и Ю.А.Шембелов (53) 621,791.672.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 197045, кл. В 23 К 11/04, 1965. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ОПЛАВЛЕНИЕМ (57) Изобретение относится к способам контроля параметров режима стыковой сварки оплавлением и наиболее эффективно может Ы 1606282 А1 быть использовано в высокопроизводительных сварочных машинах и комплексах, предназначенных для соединения концов рулонов в непрерывных металлургических агрегатах по переработке полос, таких как травильные линии, станы бесконечной прокатки, трубосварочные и профилегибочные.

Цель изобретения — повышение эффективности контроля качества сварныхсоединений путем контроля отклонения фактического зазора между концами полос от номинального значения. Концы свариваемых полос устанавливают в неподвижном 1 и подвижном 2 зажимах с некоторыми вылетами В. Указанные вылеты В определяют начальный зазор

3 между концами полос. Задают программу перемещения подвижного зажима и следят за положением подвижного зажима 2 при

1606282

25

35

45 его перемещении и за появлением тока оплаеления. Причем сравнивают момент появления тока оплавления с моментами п рохождения подвижным зажимом расстояний, равных минимально SM<> и максимально

Sva c допустимым значениям зазора между концами полос для данной их толщины. Нормально протекающим процессом считают такой, при котором ток оплавления появляется позже, чем подвижный зажим пройдет путь, Изобретение относится к способам контроля параметров режима стыковой сварки оплавлением и наиболее эффективно может быть использовано в высокопроизводительных сварочных машинах и комплексах, предназначенных для соединения концов рулонов в непрерывных металлургических агрегатах по переработке полос, таких как травильные линии, станы бесконечной прокатки, трубосварочные и профилегибочные агрегаты, Целью изобретения является повышение эффективности контроля качества сварных соединений путем контроля отклонения фактического зазора между концами полос от номинального значения.

На фиг.1 изображена стыкосварочная машина; на фиг.2 — график перемещения подвижного зажима S(t) при оплавлении и осадке с припусками нэ оплавление Л опл и осадку Аос и график изменения сварочного . тока I(t).

В неподвижном 1 и подвижном 2 зажимах (фиг.1) установлены с вылетом В свариваемые полосы 3, При соблюдении заданной технологии номинальный зазор между концами полос 3 должен составлять

S 3, при этом он не должен быть меньше минимального допустимого зазора $мин или превышать максимально допустимый смаке.

Заштрихованный интервал пути (фиг,2) представляет собой область II устойчивого возбуждения оплавления. Эта область ограничена условно показанными датчиками

Д1 и Дг минимального и максимального зазора (фиг.1), причем путь S = f(t), проходимый подвижным зажимом 2 иэ исходного положения до точки установки датчиков, равен соответственно минимальному номинальному и максимальному зазорам, . заданным технологическими режимами. Показанные на графике (фиг.2) области! и 1И являются зонами недостаточного и завышенного зазора между концами полос 3, Сущность изобретения сводится к измерению величины зазора между зажатыми в равный минимально допустимому для данной толщины свариваемых полос зазору между их концами, Однако этот момент должен произойти не ранее, чем подвижный зажим перейдет путь, равный максимально допустимому зазору SMaxc между концами полос. Способ позволяет обнаружить своевременно некачественное соединение и не допустить его е дальнейший технологический процесс, 2 ил. губках сварочной машины концами полос, причем этот зазор определяется как путь, проходимый подвижным зажимом машины из исходного положения до момента первоначального контакта торцов, сопровождающегося появлением е сварочной цепи тока оплавления. Кроме того, на пути перемещения подвижной станины предварительно выбирается участок, на котором полосы должны прийти в соприкосновение. Если полосы приходят в контакт (т.е, появляется ток оплавления) ранее этого участка или после того, как подвижный зажим пройдет отмеченный путь, делается вывод о негодности сварного соединения и стык бракуется. Одновременно может даваться команда обслуживающему персоналу о . необходимости проверки настройки сварочной или правильной машин.

Способ осуществляется следующим образом.

После зажатия полос 3 в неподвижном

1 и подвижном 2 зажимах сварочной машины включается ток сварки, и подвижный зажим 2 начинают перемещать по расчетному графику S = f(t) навстречу неподвижному зажиму 1, вызывая по пути срабатывание датчиков Д1 и Д2 минимального и максимального зазора. При срабатывании датчика

Дi ппр оои ссххоод и т Т ссооб6 ы тТи е е АA, при срабатывании датчика Дг — событие С. При этом устройство контроля также фиксирует появление тока оплавления (событие В), Таким образом контроль качества сварных соединений сводится к анализу временной последовательности наступления указанных событий, Причем, нормально протекающим процессом принимается такой, при котором событие В происходит позже события А, но ранее события С, Наступление события В до события А указывает на малый зазор между торцами и вероятность "нахлестэ". Если же событие С предшествует событию В, делается вывод о завышенном зазоре, и следовательно, плохом прогреве концов полос, Сварные соединения в двух последних елу1606282

55 чаях бракуются, и персоналу сварочной машины подается сигнал о необходимости ее настройки, Пример. Для оценки эффективности способа контроля был разработан макет прибора и испытан на автоматизированном сварочном комплексе КСО-80 01, работающем в линии травильного агрегата НТА-1, При разработке макета прибора были учтены конструктивные особенности комплекса КСО-80 01, В частности, график перемещения подвижной станины на этих установках строится, как кусочно-линейная аппроксимация кривой сближения отрезками пути, проходимыми с постоянной скоростью. Эти участки задаются программатором, воздействующим посредством шагового двигателя на следящий золотник, управляющий, в свою очередь, гидроцилиндром перемещения подвижной станины.

Применительно к испытанию макета были рассчитаны специальные программы сближения. Длина первого участка была выбрана равной минимально допустимой величине зазора и принята 0,1 толщины свариваемых полос. Суммарная длина первого и второго участков соответствовала величине максимально допустимого зазора и была принята равной 0,5 толщины полос.

Таким образом, поле допуска зазора между концами полос составляло смаке Иман = (0,1 0,5) д где д — толщина полос, Зависимость допустимых максимальных и минимальных зазороь от толщины свариваемых полос обусловлена повышением требований K точности их устаноеYè с уменьшением толщины полос.

С учетом возможного скачкообразного движения подвижной станины в начальный момент скорость сближения на первом участке была выбрана на 20 ниже, чем обеспечивающая устойчивое возбуждение процесса оплавления. Сигналы об отработке первого и второго участков оплавления подавались в блок-схему сравнения макета прибора. Аналогично в блок-схему подавался сигнал о появлении тока оплавления. Этот сигнал формировался датчиком тока, реагирующим на появление первого импульса тока. Блоксхема макета прибора обеспечивала анализ временной последовательности поступления трех указанных сигналов. Стык признавали годным, если сигнал тока поступал после отработки первого участка, не ранее завершения второго. Соответствующий сигнал индицировался на информационном табло макета прибора. Если сигнал тока опережал отработку первого участка, стык браковали, на информационном табло макета индицировался сигнал "Правильная машина". Если оплавление возбуждалось после отработки второго участка. стык признавали ограниченно годным, Соответственно на табло появлялась надпись "Сварочная машина".

3а период испытаний макета пр-",бора(в течение 15 горячих смен) на комплексе КСО

80 01 было сварено 1236 стыков после полос толщиной 2,0 — 4,5. Из них было забраковано макетом прибора и переварено после соответствующей подстройки сварочной машины 19 стыков, а 53 стыка, признанных ограниченно годными, прокатаны в дальнейшем на пониженных скоростях. Прокатываемость сварных соединений в период испытаний составила 94,3 (по сравнению со среднемесячной 92,5 g, за предыдущий период).

Таким образом, применение предлагаемого способа контроля позволяет обнаружить своевременно некачественное соединение и не допустить его в дальнейший технологический процесс.

Формула изобретения

Способ контроля процесса контактной стыковой сварки оплавлением, при котором концы свариваемых полос устанавливают в подвижном и неподвижных зажимах с некоторыми вылетами, определяющими начальный зазор между концами полос, задают программу перемещения подвижного зажима при оплавлении и осадке, в процессе перемещения подвижного зажима следят за

его положением и появлением тока оплавления, о т л и ч а ю щ и и с.я тем, что, с целью повышения эффективности контроля качества сварки полос путем контроля отклонения фактического зазора между концамиполос от номинального значения, сравнивают момент появления тока оплавления с моментами прохождения подвижным зажимом расстояний, равных минимально и максимально допустимым значениям зазора между концами полос для данной их толщины, при этом нормально протекающим процессом считают такой, при котором ток оплавления появляется позже, чем подвижный зажим пройдет путь, равный минимально допустимому для данной толщины свариваемых полос зазору между их концами, но ранее, чем подвижный зажим пройдет путь, равный максимально допустимому зазору между концами полос, 1606282

8ап

Составитель И. Фелицина

Редактор Т. Парфеноаа Техред М.Моргентал Корректор А. Обручэр

Заказ 3516 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, yn,Гагарина, 101

Способ контроля процесса контактной стыковой сварки оплавлением Способ контроля процесса контактной стыковой сварки оплавлением Способ контроля процесса контактной стыковой сварки оплавлением Способ контроля процесса контактной стыковой сварки оплавлением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для контактной стыковой сварки оплавлением и может быть использовано в различных шинах сварочных машин, на которых сварку выполняют методом оплавления, в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к устройствам для стыковой сварки и может быть использовано при сварке концов полос из высокоуглеродистых инструментальных сталей

Изобретение относится к устройствам для контактной стыковой сварки и может быть использовано для сварки встык преимущественно тонколистовых изделий

Изобретение относится к способам контактной стыковой сварки деталей преимущественно с большим поперечным сечением и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к контактной сварке, а именно к способам контроля качества и ремонта стыков труб при контактной стыковой сварке оплавлением

Изобретение относится к сварке, а именно к устройствам для удаления кольцевого грата и может быть использовано в различных отраслях техники, где применяется стыковая сварка труб малых диаметров и проволоки в бесконечные неповоротные плети

Изобретение относится к способам сварки давлением и может быть использовано при сварке труб с малой жесткостью, т.е

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам регулирования контактной сварки как стыковой, так и точечной, и может быть использовано при сварке разнообразных деталей преимущественно на переменном токе

Изобретение относится к контактной электросварке, в частности к сварке стержней с прокатными профилями, и является усовершенствованием устройства по по авт.св

Изобретение относится к сварке, а более конкретно к установкам для контактной сварки труб при строительстве магистральных и промысловых трубопроводов для транспортировки нефти, газа и воды

Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, изготовленного из высокоуглеродистой стали и железнодорожной крестовины

Изобретение относится к сварке и может найти применение при изготовлении профильных заготовок стыковой контактной сваркой в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к контактной стыковой сварке, а именно к устройствам для сварки рельсов
Изобретение относится к контактной стыковой сварке оплавлением и может использоваться при сварке изделий больших сечений в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к стыковой сварке, в частности сварочному агрегату, и может найти применение при прокладке рельсовых путей и ремонте рельс

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам герметизации контактно-стыковой сваркой трубчатых изделий, в том числе тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) ядерных реакторов, выполненных в виде трубы с заглушкой

Изобретение относится к атомной энергетике и может найти применение для герметизации контактно-стыковой сваркой стержневых тепловыделяющих элементов ядерных реакторов

Изобретение относится к атомной энергетике, а именно к установкам контактно-стыковой сварки стержневых тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) ядерных реакторов

Изобретение относится к области контактной стыковой сварки оплавлением и может быть использовано при сварке деталей с большим поперечным сечением
Наверх