Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства

 

Изобретение относится к автомобилестроению , а именно к трансмиссии грузовых автомобилей. Цель изобретения - упрощение конструкции. Диф ференциал, содержащий гидротолкатели с калиброванными отверстиями в поршневой системе ч обратные клапаны, обеспечивает периодическое самозаблокирование, а также проскальзывание буксующего колеса на угол поворота, пропорциональный угловой скорости водила . 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСГ1УБЛИН (19) (Н) Ц1)5 В 60 К 17/20 н

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОЬ Ъ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHRM

ПРИ ГННТ СССР (21) 4656731/11 (22) 27.02.89 (46) 15 ° 01.91.Бюл. ¹ 2 (71) Брянский технологический институт (72) И.А.Устинов (53) 629. f13-587 (088.8) (56) Патент США № 3724289. кл. F 16 h 1/44, 74-711, 1973 ° (54) САИОБЛОКИРУВЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению, в частнбсти к трансмиссии грузовых автомобилей.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

На фиг.1 представлена кинематическая схема предлагаемого самоблокирующего дифференциала; на фиг.2 — часть механизма авторегулирования по коэффициенту блокировки.

Дифференциал содержит дифференциальную передачу — водило 1, сателлиты 2, центральные колеса 3 и 4 к полуосям 5 и 6 колес ведущего моста с приводом от главной передачи из шестерен 7,8 блокирующее устройство, содержащее две фрикционные муфты, ведущие диски 9 которых связаны с водилом 1 с помощью подвижных шлицевых соединений 10. Ведомые диски 11 связаны с центральными колесами 3 и 4 с помощью подвижных шлицевых соединений

12. Орган управления муфтами содержит кулачковые венцы 13, жестко свя2 (57) Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к трансмиссии грузовых автомобилей. Цель изобретения — упрощение конструкции. Дифференциал, содержащий гидротолкатели с калиброванными отверстиями в поршневой системе и обратные клапаны. обеспечивает периодическое самозаблокирсвание, а также проскальзывание буксующего колеса на угол поворота, пропорциональный угловой скорости водила. 2 ил. сенине с нреставинан 1й сетелнитав 2, Д)

Гидротолкатели 15 с штоками 16 опираются своими торцами через пружины С

17 на венцы 13. На штоки 16 одеты отжимные пружины 18, один конец которых крепится к штоку, а другой упирается в крушку 19 цилиндров 20 гидротолкателей, С штоками жестко соедине" ны поршни 21, в теле которых имеются калиброванные отверстия 22 и обрат ные клапаны 23. Гидротолкатели уста.новлены в отверстиях центральных колес 3 и 4 свободно. Е цилиндру 20 каждого гидротолкателя жестко крепится кольцо управления 24 с кснусной торцовой поверхностью, контактирующей с двуплечнми рычагами 25, находящимися в прорезях ступиц 26 центральных колес 3 и 4 и имеющие с ней шарнирное соединение 27. Кольца 24 с гидротолкателями 15 удерживаются винтовки пружинами 28 в неподвижном состоянии (на Аиг.2 для удобочитаемости схемы пружина 28 условно м

1620341

50 изображена в виде двух пружин), один конец которой упирается в упоры 29 на шлицах ступиц 26 центральных колес 3 и 4, а другой упирается в торец кольца управления 24.

Предложенный дифференциал работает следующим образом.

При движении автомобиля в удовлетворительных дорожных условиях (без 10 буксировки) накапливается кинематическое рассогласование между полуосями . 5 и 6 при маневрировании, а также из-за разности радиусов качания колес в результате таких возмущающих воз- 15 действий как неравное давление в шинах, неодинаковая жесткость шин, неравномерный их износ, нессимметричное нагружение колес, движение по ухабистой дороге. Поэтому сумма оборо- . 20 тов колес на любом участке пройденного пути будет неодинаковой. Суммарная разность оборотов ведущих колес приводит к нроворачиванию относитель.но друг друга полуосей 5 и 6, при этом будет осуществляться суммарная разность оборотов центральных колес .

3 и 4 относительно водила и крестовины 14 с кулачковыми венцами (так как крестовина жестко связана с во- 30 дилом 1) °

Это приведет к тому, что штоки

16 с тарельчатыми пружинами 17 будут перемещаться по поверхности кулачковых венцов и при выходе из впадины на вершину кулачка штоки 16 заставят перемещаться поршни 21 в цилиндрах 20, но последние останутся неподвижными относительно центральных колес, т.е. диаметры калиброванных отверстий 23 в поршнях подобраны таким образом, чтобы давление жидкости в бесштоковых полостях цилиндров 20 при развороте на 180 на предельной скорости передавало бы сум- 45 маркое усилие, прилагаемое ко всем поршням со стороны штоков 16, равное силе упругости пружины 28, удерживающих на месте управляющие кольца 24.

При этом механизм блокировки не будет включаться в работу, а фрикционные муфты будут выключены.

Не заблокированный дифференциал в рассматриваемом случае будет обеспечивать дифференциальные свойства, а

5,5 торцы штоков с тарельчатыми пружинами,. перемещаясь относительно крестовины, по кулачковому венцу при сходе с вершины будут отжиматься пружинами 18 во впадины кулачкового венца. Усилие пружины 18 будет передаваться поршням 21, которые, двигаясь теперь уже в обратном направлении, вытесняют жидкость из штоковых полостей в бесштоковые через обратные клапаны 23 и калиброванные отверстия. Жесткость пружин 18 выбирается таким об— разом, чтобы обеспечить безотрывное перемещение торцов штоков по кулачковой поверхности при максимальных относительных угловых скоростях.

В тяжелой дорожной ситуации, когда начинается буксирование одного из колес ведущего моста, кинематическое рассогласование между полуосями резко возрастает до удвоенной угловой скорости водила 1, потому что одно из колес, имея больший момент сопротивления по отношению к другому, останавливается. Почти вдвое возрастают и относительные скорости вращения между центральными колесами 3 и 4 и водилом 1, а следовательно, штоков

16 с кулачковыми венцами 13 по сравнению с условиями при маневрировании.

Вдвое возрастает и скорость поршней 21, скорость истечения жидкости в калиброванных отверстиях 22, что приводит к увеличению сопротивления истечению жидкости через отверстия

22 вчетверо, так как гидравлические потери калиброванных отверстий пропорциональны квадрату скорости жидкости в них. Поскольку гидравлические потери в калиброванных отверсти"ях выражают собой перепад давления в бесштоковой и штоковой полостях гидротолкателя, при этом вчетверо возрастает и ила, передаваемая жидкостью от поршня 21 пропорционально давлению .жидкости. В этот момент суммарная сила гидротолкателей преодолеет сопротивление удерживающей пружины ?8 и переместит кольцо управления 24 на двуплечие рычаги 25, которые, скользя по конусной поверх" ности кольца управления, повернуться в своих шарнирах 27 и сдавят диски фрикционной муфты, создавая необходимый момент сил трения, останавливающий центральные колеса 3 и 4 относительно водила 1, т.е. дифференциал блокируется. Величина момента сил трения фрикционных пар в муфте зависит от усилия, с которым рычаги

25 сжимают пакет фрикционных дисков.

16203

Отношение момента сил трения к величине передаваемого дифференциалом. крутящего момента характеризует величину коэффициента блокировки. Величина усилий на двуплечих рычанах

25 достигает максимума при полностью сжатой пружине 28 в связи с максимально возможным перемещением кольца управления 24, что вызвано максимальным кинематическим рассогласованием при буксовании с максимальной угловой скоростью водила 1 и полной передачей жидкостью усилия, приложенного к поршням гидротолкателя. 15

Время, на которое заблокируется дифференциал, будет определяеться скоростью истечения жидкости под давлением через калиброванные отверстия 22 в поршне 21. Компенсация потерь жидкости в бесштоковой полости цилиндра 20 и предотвращение выключения фрикционных муфт будет реализовано путем перемещения поршней, при расправлении тарельчатых пружин

17, которые были сжаты избыточным усилием в момент начала буксования.

Формула изобретения

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий

41 размещенные в корпусе полуосевые шестерни с полуосями, связываемыми с движителями, сателлиты на закрепленном в корпусе водиле, зацепленные с полуосевыми шестернями, фрикционные муфты для блокировки дифференциала, одни из дисков которого связаны с корпусом, а также блокирующее устройство, включающее в себя кулачковый механизм, кинематически связанный с штоком поршня нагнетания рабочей жидкости в полость силового цилиндра для сжатия фрикционных дисков муфты через обратные клапаны, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, кулачки кулачкового механизма выполнены на водиле, другие фрикционные диски связаны с полуосями, в .ступице каждой полуосевой шестерни выполнены сквозные отверстия, в которых с возможностью осевого перемещения установлены силовые цилиндры, подпружиненные относительно полуоси и водила для удержания в нейтральном положении, корпус которых связан с двуплечими рычагами сжатия фрикционных дисков муфт, при этом в поршне выполнены сквозные каналы и размещены обратные клапана для обеспечения перетекания рабочей жидкости из поршневой полости в штоковую..

1620341

Составитель С.Белоусько

Редактор М.Товтин Техред Л,Олийнык Корректор С.Шевкун

Закаэ 4213 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 13035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-иэдательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомоби лестроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к системам смазки дифференциалов колесных машин

Изобретение относится к моторному приводному узлу, в частности для сельскохозяйственных малогабаритных тракторов и сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машин

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к приводам колес тракторов

Изобретение относится к самоблокирующимся межосевым дифференциалам

Изобретение относится к межколесным самоблокирующимся дифференциалам

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспорту и касается конструкции передач мощности

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к малогабаритным тракторам типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дорожно-уборочных машинах

Изобретение относится к машиностроению, касается передачи мощности и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к моторным приводным узлам и может быть использовано в сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности к трансмиссиям автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов
Наверх