Состав для смазки подшипника скольжения жидкостного трения

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к составам для смазки подшипников скольжения тяжелонагруженных машин. Цель изобретения - снижение момента трения за счет придания смазке анизотропии динамической вязкости. Состав для смазки содержит смазочную жидкость и поверхностно-активные мицеллообразующие вещества в концентрации не менее второй критической концентрации мицеллообразования при которой образуются мицеллы палочкообразной и пластинчатой формы, в качестве которых используют, например, полиэтиленоксид в количестве 0,0001-0,0002% от массы воды, служащей в качестве смазочной жидкости, или / - (М-метил-М-оленоил)этансульфанат натрия в качестве 0,1-0,2% от массы воды. 3 з п. ф-лы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л F 16 С 33/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4480388/27 (22) 13.06.88 (46) 30.03.91. Бюл. ЬЬ 12 (71) Донецкий политехнический институт (72) В.С. Горелик, И.Л. Повх и А.В. Деркач (53) 621.822.5 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1051110, кл. С 10 М 3/02, 1985; (54) СОСТАВ ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКА

СКОЛЬЖЕНИЯ ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к составам для смазки подшипников скольжения тяжелонагруженных машин. Цель изобретения — снижение момента трения за счет придания смазке аниИзобретение относится к машиностроению, в частности к составам для смазки подшипников скольжения тяжелонагруженных машин.

Цель изобретения — снижение момента трения эа счет придания смазке аниэотропии динамической вязкости.

Состав для .смазки подшипника скольжения жидкостного трения содержит смазочную жидкость и поверхностно — активные вещества (ПАВ).

В качестве ПАВ используют мицеллообразующие ПАВ в концентрации не менее второй критической концентрации мицеллообразования, при которой образуются мицеллы палочкообразной и пластинчатой формы. Такими ПАВ являются, например

j3 - (N-метил-N-оленоил)этансульфанат натрия, используемый в концентрации 0,10,2% от массы смазочной жидкости, в качестве которой используют воду или полиэтиленоксид в концентрации 0,00010,002% от массы воды.

„„Я „„1638391 А1 эотропии динамической вязкости. Состав для смазки содержит смазочную жидкость и поверхностно — активные мицеллообраэующие вещества в концентрации не менее второй критической концентрации мицеллообразования1 при которой образуются мицеллы палочкообразной и пластинчатой формы, в качестве которых используют, например, полиэтиленоксид в количестве 0,0001-0.0002% от массы воды, служащей в качестве смазочной жидкости, или P - (N-метил-N-оленоил) этансульфанат натрия в качестве 0,1 — 0,2% от массы воды.

Зз, п.ф — лы.

Только концентрация ПАВ в смазке, равная или большая второй критической концентрации мицеллообразования, обеспечивает снижение трения в подшипнике, поскольку в движущейся в зазоре смазочной жидкости лишь палочкообразные и пластинчатые мицеллы ориентируются единообразно по отношению к вектору скорости перемещения жидкости, обеспечивая анизотропию ее свойств. Ввиду этого в смазке возникает аниэотропия динамической вязкости, вследствие чего движение потока смазки с различными скоростями в различных направлениях потока, характерное для турбулентного потока, энергетически неравноценны. По этой причине происходит устранение турбулентного режима и переход движения потока смазки в ламинарный режим, характеризующийся малыми силами трения.

Состав для смазки готовят следующим образом..

1638391

Составитель Н,Долженкова

Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик

Редактор Ю.Середа

Заказ 913 Тираж 429 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101

В емкость с водой объемом 50 л (50 кг) добавлялся P- (N-метил-й-оленоил)этансульфанат натрия 0,05 кг (0,1Я от общей массы) и размешивался до получения однородной среды.

Аналогично приготовлены составы для смазки подшипников скольжения жидкостного трения для концентрации 0,2; 0,47 (объем воды 50 л, масса растворимого ПАВ

0,1 и 0,2 кг соответственно), а также раствор полиэтиленоксида(объем воды 50л концентрации ПАВ 0,0001, 0,0008, 0,0010, что соответствует массе ПАВ 0,05, 0,40, 0,5 гр).

В качестве ПАВ использовалась водная паста типа товарного препарата ДНС-А.

Состав смазочно — охлаждающей жидкости следующий, кг: ДНС-А — 0,07; перекись натрия, метасиликат натрия, сульфат натрия

0,057; карбонат натрия 0,275; вода 49,48.

Испытания проводились на стенде для испытания подшипников скольжения. Фиксируемый параметр — момент сил трения.

Геометрические размеры подшипника следующие, мм: внутренний диаметр втулки

100; диаметральный зазор 0,002; длина втулки подшипника скольжения 80; материал пары трения бронза — капролон.

Расход смазки 3 л/мин, удельная нагрузка на подшипник скольжения 0,7 МПа, скорость скольжения вала во втулке 5,5 м/с.

Анизотропия динамической вязкости измерялась капиллярным вискозиметром.

Как показали результаты экспериментов, предлагаемый состав обладает в 1,21,8 раза большим по сравнению с известным составом эффектом снижения сил трения в подшипнике скольжения жидкостного трения за счет ламинаризации турбулентного потока смазочной жидкости

5 вследствие придания потоку анизотропии динамической вязкости.

Формула изобретения

1. Состав для смазки подшипника

10 скольжения жидкостного трения, содержащий смазочную жидкость и поверхностноактивные вещества, отличающийся тем, что, с целью снижения момента трения эа счет придания смазке анизотропии дина15 мической вязкости, в качестве поверхностно-активных веществ он содержит мицеллообразующие поверхностно-активные вещества в количестве не менее второй критической концентрации образования

20 мицелл палочкообразной и пластинчатой форм.

2. Состав пои. 1, отл и ч а ю щи и с я тем, что в качестве смазочной жидкости он содержит воду.

25 3. Состав пои, 1, отл и ча ю щи и с я тем, что в качестве мицеллообразующего поверхностно-активного вещества он содержит Р -(Й-метил-N-оленоил)этансульфанат натрия в концентрации 0,1 — 0.2 от

30 массы воды.

4. Состав по и. 1, отл и ч а ю щи и с я тем, что в качестве мицеллообразующего поверхностно — активного вещества он содержит полизтиленоксид в концентрации

35 0,0001-0,0002 от массы воды.

Состав для смазки подшипника скольжения жидкостного трения Состав для смазки подшипника скольжения жидкостного трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для получения антифрикционных (АФ) поверхностей (П) на деталях машин, работающих в узлах трения

Изобретение относится к изготовлению подшипников скольжения для эксплуатации в высоконагруженных узлах трения и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства
Изобретение относится к приспособлению и машиностроению и может быть использовано в качестве опор в прецизионных приборах, опор роторов высокоскоростных турбин, компрессоров, устройств для контроля размеров, моментов трения, элементов памяти ЭВМ и т.д

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к порошковым антифрикционным композиционным материалам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении для покрытия трущихся поверхностей, в частности для пар трения, например поршень - гильза

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трехслойным вкладышам для использования в тяжелонагруженных подшипниках коленчатого вала тракторных и транспортных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам производства подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сопряженных деталях машин, работающих в узлах трения скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий на сопряженные детали, работающие в узлах трения

Изобретение относится к средствам, предназначенным для соединения по меньшей мере двух элементов

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения, станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и модернизации радиальных подшипников скольжения мощных турбоагрегатов и турбогенераторов
Изобретение относится к гальванотехнике, а именно к получению на поверхности металлов износостойких покрытий методом микродугового оксидирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения
Наверх