Способ безразборной дефектации рабочих поверхностей подшипников качения

 

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников качения (ПК). Цель - повышение достоверности дефектации подшипников с оценкой их работоспособности. Измеряют частоту импульсов контактной разности потенциалов тк.р.п., возникающих между кольцами вращающегося с постоянной скоростью ПК и превышающих по амплитуде заданный уровень дискриминации. Измерения fn.p.n. проводят на контролируемом и эталонном ПК без нагрузки Р, и с рядом дискретно возрастающих нагрузок Р|. Для обоих ПК строят зависимости fic.p.n.f(P). По величине отклонения между полученными зависимостями судят о запасе работоспособности контролируемого ПК. Для контролируемого и эталонного ПК строят зависимости от Р отношения Тк.р.п контролируемого и эталонного ПК и отношения К.р.п при к fx.p.n. при . По характеру и взаимному расположению этих зависимостей для контролируемого и эталонного ПК принимают решение о работоспособности контролируемого ПК, а по величине отклонений между этими зависимостями судят о запасе работоспособности пригодного к эксплуатации ПК, 3 з. п. ф-лы, 1 ил,

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (н)ю 6 01 М 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21} 4605385/27 (22) 15,11,88 (46) 07.04,91. Бюл, М 13 (72} Э. А. Кочаров (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N996900,,кл. 6 01 М 1133//0044, 1983. (54) СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДЕФЕКТАЦИИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОДLUVlllHNKOB КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников качения (ПК). Цель — повышение достоверности дефектации подшипников с оценкой их работоспособности.

Измеряют частоту импульсов контактной разности потенциалов f<.p,n., возникающих между кольцами вращающегося с постоянИзобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников качения.

Цель изобретения — повышение достоверности дефектации подшипников с оценкой их работоспособности.

На чертеже представлена блок-схема устройства для осуществления способа.

Устройство содержит подключенные. к контролируемому подшипнику 1, контактный 2 и бесконтактный 3 токосъемники, амплитудный дискриминатор-компаратор (АДК} 4 и частотомер 5, При этом токосъемник 2 жестко закреплен на торце наружного кольца подшипника, а токосъемник 3 уста„„5U 1640571 А1 ной скоростью ПК и превышающих по амплитуде заданный уровень дискриминации.

Измерения fz.p.n. проводят на контролируемом и эталонном ПК без нагрузки Р, и с рядом дискретно возрастающих нагрузок

Рь Для обоих ПК строят зависимости

fK,рл1.=f(P). По величине отклонения между полученными зависимостями судят о запасе работоспособности контролируемого ПК, Для контролируемого и эталонного ПК строят зависимости от Р отношения f .ð.п контролируемого и эталонного ПК и отношения

fK,р.п при Р=О к 4.р.п. при Р=Рь По характеру и взаимному расположению этих зависимостей для контролируемого и эталонного ПК принимают решение о работоспособности контролируемого ПК, а по величине отклонений между этими зависимостями судят о запасе работоспособности пригодного к эксплуатации ПК, 3 э. п, ф-лы, 1 ил. новлен по оси вращения подшипника 1 с зазором б, Выходы токосъемников 2 и 3 подключены к амплитудному дискриминаторукомпаратору 4, который соединен с частотомером 5.

При вращении с постоянной скоростью подшипника 1 импульсы контактной разности потенциалов (к р,п.), возникающие между его кольцами, снимаются контактным 2 и бесконтактным 3 токосьемниками при б=const и подаются на АДК 4, где сравниваются по амплитуде с заданным уровнем дискриминации (УД), который одновременно является порогом срабатывания АДК 4. Если амплитуда вошедшего импульса к.р.п, больше УД, АДК 4 формирует стандартный

1640571 прямоугольный импульс амплитудой 4В и протяженностью, равной длительности импульса к,р.п. Число импульсов к.р.п. прошедших за 1с через АДК 4, фиксируется частотомером 5 (4.р,n).

Способ осуществляется следующим образом, Контролируемый и эталонный подшипники подвергаются контролю по частоте импульсов к.р.п. (f,.р.n), генерируемых между кольцами подшипников 1 при их вращении с постоянной скоростью и превышающих по амплитуде заданный УД. Измерения 1к.р.п вначале выполняют без нагрузки на подшипники, а затем — с рядом возрастающих . осевых Ро и радиальных Рр нагрузок и строят зависимости 1к,p.п от нагрузки для нового

1н=т(Р) и контролируемого як=1(P) подшипI ников. Если f<=f (Р) аналогична (монотонно

» убывает) и близка к 1н=1(Р), то подшипник работоспособный. По величине отклонения

fx=f (P) от fH=f (Р ) судят о степени потери подшипником работоспособности.

Затем для каждой нагрузки рассчитываются коэффициенты дефектности для контролируемого подшипника (Кк=4/fH) и

cTpoMTcR заВисимость Кк=т(Р) (для НОВОГО подшипника Кн=1 (Р)=1). Если K =f(Р) моноI тонно возрастает, то подшипник работоспособный. По величине отклонения K<=f(P) от

Kn=f(P)=1 судят о степени потери работоспособности подшипником. . Для нового и контролируемого подшипников при каждой нагрузке рассчитываются, коэффициенты вторичных структур соответственно K BcH=(1н) Р=0/(н) Р» и Квск=

= (fK)P=0/(тк) Р» и строятся зависимости

Квсн= (Р) и Квск=f (Р), Если КВсН монотонно

I возрастает с ростом Р, приближаясь к К,сн, то подшипник работоспособный. По величине отклонения Квсн=т(Р) от Квсн=1(Р) судят

» р о степени потери работоспособности подшипником.

Повышение достоверности контроля работоспособности подшипников при ремонте машин позволяет повысить качество и надежность отремонтированной техники, сэкономить большое количество дефицитных и трудоемких в изготовлении подшип5 ников для высоконагруженных машин.

Формула изобретения

1. Способ безразборной дефектации ра10 бочих поверхностей подшипников качения, заключающийся в измерении частоты импульсов контактной разности потенциалов; возникающих между кольцами вращающегося с постоянной скоростью подшипника и

15 превышающих по амплитуде заданный уровень дискриминации, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности дефектации без установления пороговых значений диагностического параметра, из20 мерения частоты импульсов производят на контролируемом и эталонном подшипниках последовательно, при одинаковых дискретно возрастающих контрольных нагрузках находят зависимость частот импульсов от

25 нагрузки и по характеру отклонения этой зависимости от эталонной определяют запас работоспособности контролируемого подшипника.

30 2. Способ по. 1, отличающийся тем, что находят зависимость отношения частот импульсов контролируемого и эталонного подшипников от нагрузки и по характеру отклонения этой зависимости от

35 порогового значения определяют запас работоспособности контролируемого подшипника.

9.Способ по и. 1, отличающийся . тем, что находят зависимость т нагрузки

40 отклонения частот импульсов без нагрузки и нагруженного соответственно контролируемого и эталонного подшипников и запас работоспособности подшипника определяют по относительной разности

45 зависимостей.

1640571

Составитель В.Грибова

Техред M,Moðãeíòàë Корректор Л. Патай

Редактор А.Шандор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, уи.Гагарина, 101

Заказ 1013 Тираж 358 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ безразборной дефектации рабочих поверхностей подшипников качения Способ безразборной дефектации рабочих поверхностей подшипников качения Способ безразборной дефектации рабочих поверхностей подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к точному машинои приборостроению и эксплуатации машин и приборов и может быть преимущественно использовано для неразрушающего контроля состояния поверхностей трения прецизионных и миниатюрных подшипников качения и скольжения без их разборки

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для определения нагрузок на подшипники качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля состояния подшипников Цель изобретения - повышение точности контроля состояния подшипников качения Блок обработки на базе ЦЭВМ 1 инициализирует через шины 2-4 и блок 5 сопряжения буферный регистр 16, коммутатор 8, блок 9 автонормирования и контроллер прямого доступа к памяти (КПДП) 12 в составе сенсора вибросостояния подшипников 6

Изобретение относится к испьпагельной технике, в частности к устройству для контроля параметров подшипников качения , и может быть использовано для ОЦРН- ки качества подшипников Цель изобретения - повышение точности и про/V изводительности, расширение функциональных возможностей, упрощение конструкции Контролируемый подшипник 4 устанавливают на неподвижный упор 2, а затем поджимают подвижным упором 3

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, а именно к способам испытания подшипников качения преимущественно в криогенных жидкостях

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх