Муфта свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания, в импульсных вариаторах, в приводах велосипедов, мопедов и др. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности муфты, а также упрощение ее конструкции. В муфте свободного хода между эксцентриковым кулачком 1 и обоймой 4 расположены клинья 5, выполненные с рабочими дуговыми выступами 6 и 7 по концам. В узкой части клина выполнены упорный участок 8 с одной стороны и хвостовик 9 с другой, образованный двумя торцовыми плоскими поверхностями, пересекающимися между собой под углом 90° и повернутыми относительно оси симметрии под углом 2 ... 20°. В широкой части клина имеется паз 11, соответствующий по профилю хвостовика. При повороте ведущего эксцентрикового кулачка 1 против часовой стрелки осуществляется радиальное перемещение клиньев 5 и их заклинивание. При увеличении частоты вращения обоймы 4 клинья 5 перемещаются по поверхностям кулачков, пока упорный участок 8 не войдет в контакт с выступами кулачков, образуя замковое соединение. Свободный ход осуществляется без контакта клиньев с обоймой. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

<я) з F 16 0 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР. ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4713167/27 (22) 03.07.89 (46) 07,07.91. Бюл.М 25 (71) Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (72) M.Ï.Ãîðèí (53) 621.825,5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hL 1425376, кл. F 16 D 41/06, 1986. (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания, в импульсных вариаторах, в приводах велосипедов, мопедов и др. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности муфты, а также упрощение ее конструкции, В муфте свободного хода между эксцентриковым кулачком 1 и обоймой 4 расположены клинья 5, выполненные

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания, в импульсных вариаторах, в приводах велосипедов и мопедов и др.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности, а также упрощение конструкции.

На фиг.1 изображена предлагаемая муфта с торца без крышки, общий вид; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг,3 — муфта, вид с торца, в рабочем положении(заклинивание); на фиг,4 — схема сил, действующих на клинья при свободном ходе.

„„5Q„„1661513 А1 с рабочими дуговыми выступами 6 и 7 по концам. В узкой части клина выполнены упорный участок 8 с одной стороны и хвостовик 9 с другой, образованный двумя торцовыми плоскими . поверхностями, пересекающимися между собой под углом

90О и повернутыми относительно оси симметрии под углом 2 — 20О. В широкой части клина имеется паз 11, соответствующий по профилю хвостовика. При повороте ведущего эксцентрикового кулачка.1 против часовой стрелки осуществляется радиальное перемещение клиньев 5 и их эаклинивание.

При увеличении частоты вращения обоймы

4 клинья 5 перемещаются по поверхности кулаков, пока упорный участок 8 не войдет Я в контакт с выступами кулачков, образуя замковое соединение. Свободный ход осуществляется беэ контакта клиньев с обоймой. 4 ил.

Муфта свободного хода состоит из экс- а центрикового кулачка 1 с двумя рабочими (Я участками 2, 3 и обоймы 4 с внутренней цилиндрической поверхностью, Между кулачком и обоймой расположены клинья 5 сегментной формы с выступами 6 и 7 по концам, очерченными радиусом, равным радиусу внутренней поверхности обоймы. В узкой части конца клина 5 выполнены упорный участок 8 цилиндрической формы и хвостовик 9, образованный двумя торцовыми плоскими взаимноперпендикулярными поверхностями 10, каждая из которых расположена под углом р, равным 2 ... 20О, относительно оси симметрии обоймы. В ши-.

1661513 рокой части клина выполнен паз 11, соответствующий flo профилю xBocTGBBKQ 9.

Муфта работает следующим образом, Пои повороте ведущего эксценrp«voного кулачка 1 против часовой стрелки относительно обоймь1 4 клинья 5 беспрепятственно смещаются в радиальном направлении (см,фиг,3), при этом упор 8 и поверхности 10 выступа 9 и паза 11 не со, здают помех при заклинивании дуговых рабочих выступов 6 и 7 клиньев 5 с обоймой 2., Происходят заклинивание и передача вращающего момента, При увеличении частоты вращения обоймы 4 происходит поворот клиньев 5 по поверхности эксцентриконого кулачка 1 qo .гех пор, пока упорный участок Я клиньев 5 на войдет в контакт с выступами рабочих участков 2 и 3 кулачка 1 и поверхности 10 выступа 9 не войдут в Kîíòàêò с пазом 11, образуя замок, удерживающий клинья 5 концентрично поверхности обоймы 4 с радиальным зазором, и при свободном ходе клинья будут работать бесконтактно, I

r-1а фиг.4 приВедена схема сил, действующих на клинья при свободном ходе, fpe Рц и Р— центробежная и касательная силы, действующие на клин; G — вес клина; т— коэффициент трения скольжения; N —,ормальная сила, действующая на упор клина;

Nf — нормальная сила давления, возникающая на торцовых поверхностях клиньев; Q— нормальная сила давления, возникающая на поверхностях контакта кулачка и клиньеВ.

При свободном ходе велосипеда, при котором Рц < 6, т.е. силой Рц можно пренебречь, пад действием веса G верхнего клина, находящегося на кулачке, нижний клин будет удерживаться на кулачке от радиального смещения (контакта с обоймой) за счет появления сил Q, N и Гк на сопрягаемых поверхностях клиньев, Образующих замок, При повороте эксцентрикового кулачка против часовой стрелки упорный участок О клиньев не контактирует с выступом кулачка, при этом выходят из контакта поверхности выступа 9 и паза 11 клиньев 5 и замок свободно раскрывается за счет движения поверхностей выступа 9 и паза 11 в противоположные стороны, Б случае свободного хода велосипеда, при котором Рц > 6, такое движение возмОжнО в импульсных передачах и В приВОдах стартера, возрастание Рц приводит к

5 увеличению сил нормально о давления М и

0 и более надежному прижатию клиньев к, поверхности кулачков за счет силового контакта поверхностей выступа 9 и паза 11 клиньев 5, 10 Угол поворота торцовых поверхностей клиньев относительно оси симметрии муфты должен быть равным у= 2 „, 20 . Выполнение угла р больше 20 приведет к невозможности удержания клиньев торцо15 ными понерхностями выступа и пазом от радиального смещения при свободном ходе из-за малых го величине сил N, удерживающих клинья от радиального смещения, что приведет к износу рабочих поверхностей

20 обоймы и дугоных выступов клиньен за счет их взаимного контакта в этог период. Выполнение угла о меньше 2О не позволяет осуществлять свободное смещение в радиальном направлении клиньев в период ра25 бочего хода, так как торцовые поверхности выступа и паза клиньев будут мешать радиальному смещению вследствие значительного трения. ъ и

Формула изобретения

Муфта свободного хода, содержащая эксцентриковый кулачок с двумя рабочими участками, охватывающую его обойму и рас35 положенные между ними сегментной формы клинья с хвостониками на их узких концах и с упорным участком цилиндрической формы, аналогичной соответствующему участку на эксцентрике, а на широком

40 конце каждого клина выполнен паз, соответствующий по форме хвостовику, о т л ич а ю ц а я с я тем. что, с целью повышения надежности и долговечности, на обращенных к обоЙме концевых участках клиньев

45 выполнены выступы, очерченные радиусом, равным радиусу внутренней поверхности обоймы, а торцовая поверхность хвостовика и г:ротинолежащая вь ступу поверхность

"-востоника взаимно перпендикулярны и

50 каждая распогожена г;од углом от 2 до 20 относительно оси симметрии обоймы.

1661513 1бб1513

Составитель Т. Орлова

Техред М.Моргентал Корректор Н. Король

Редактор Т. Зубкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2112 Тираж 411 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах и трансмиссиях различных машин и устройств

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для скоростных приводов машин повышенной нагрузочной способности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах, содержащих муфты свободного хода с эксцентриковыми роликами и работающих продолжительное время в режиме холостого хода без дополнительной подачи рабочей жидкости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных быстроходных передачах одностороннего действия

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к управляемым обгонным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для установки на ведущие мосты детских и подростковых велосипедов

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для передачи движения в одном направлении в механизмах импульсных подач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах сельхозмашин и автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах ускоренного перемещения, например, суппорта в металлообрабатывающих станках
Наверх