Устройство для измерения крутящего момента ротора буровых установок

 

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано в нефтяной и газовой промышленности. Целью изобретения является повышение эффективности устройства при измерении крутящего момента. В разрыв фазы питания электродвигателя 1 включается первичная обмотка трансформатора 2 тока, а к вторичной обмотке трансформатора тока подключается сопротивление 3 нагрузки, часть напряжения которого подается на лампу накаливания оптрона 4. Фоторезистор оптрона включается во времязадающую цепь RC-автогенератора 5, а его выход подключается к первому входу смесителя 6 частоты, второй вход которого подключается к выходу тахогенератора 7 переменного тока, имеющего кинематическую связь с ротором 8 буровой установки. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 01 1 3/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4381666/10 (22) 31. 12.87 (46) 07,07.91, Бюл. N 25 (71) Ухтинский индустриальный институт (72) Б.А.Перминов и В.Ф.Мягкий (53) 531.781 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1580187, кл. G 01 1 23/10, 30.12.87. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА РОТОРА БУРОВЫХ

УСТАНОВОК (57) Изобретение относится к сйлоизмерительной технике и может быть использовано в нефтяной и газовой промышленности.

Целью изобретения является повышение,,5U„„1661596 А1 эффективности устройства при измерении крутящего момента. В разрыв фазы питания электродвигателя 1 включается первичная обмотка трансформатора 2 тока, а к вторичной обмотке трансформатора тока подключается сопротивление 3 нагрузки, часть напряжения которого подается на лампу накаливания оптрона 4. Фоторезистор оптрона включается во времязадающую цепь

RC-автогенератора 5, а его выход подключается к первому входу смесителя 6 частоты, второй вход которого подключается к выходу тахогенератора 7 переменного тока, имеющего кинематическую связь с ротором 8 буровой установки. 1 ил.

3 1661596

Составитель Н. Егорова

Редактор Т. Юрчикова Техред M,Ìîðãeèòàë Корректор М. Демчик

Заказ 2116 Ти p8)K Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Изобретение относится к силоиэмерительной технике и может быть использовано в нефтяной и газовой промышленности.

Целью изобретения является повышение эффективности устройства за счет возможности передачи информации на достаточные расстояния.

На чертеже изображена функциональная схема устройства, которая содержит электродвигатель 1, трансформатор 2 тока, сопротивление 3 нагрузки, оптрон 4, RC-аатогенератор 5, смеситель 6 частоты, тахогенератор 7.и ротор 8 буровой установки.

В разрыв фазы питания электродвигателя

1 включена первичная обмотка трансформатора 2 тока,, а к вторичной обмотке трансформатора тока подключено сопротивление

3 нагрузки, часть напряжения которого подается на лампу накаливания оптрона 4., Фоторезистор оптрона включен во времязадающую цепь RC-автогенератора 5, а его выход,— на один вход смесителя 6 частоты, к другому входу которого подключен выход тахогенератора 7 переменного тока, имеющего кинематическую связь с ротором 8 буровой установки.

Перед проведением измерений при работающей установке с помощью движка сопротивления 3 устанавливается такое значение напряжения на лампе накаливания оптрона 4, чтобы частота выходного напряжения RC-автогенератора 5 была равна частоте напряжения на выходе тахогенераора 7, тогда разностная частота определяется отношением

fð =(fRc — тт) =0, где fRc — частота выходного напряжения RCавтогене ратора;

fT — частота напряжения тахогенератора, Так как частота 1т пропорциональна скорости вращения ротора 8 буровой установки, а частота fRc пропорциональна току первичной обмотки трансформатора 2 тока, а следовательно, и мощности Р двигателя 1, то с учетом пропорционального изменения скорости вращения и мощности двигателя при нормальном режиме работы разностная частота ие зависит от скорости вращения ротора, постоянна и равна нулю при первоначальной нулевой установке с помощью резистора Яз.

В случае предаварийной ситуации проскальзывания бурового инструмента при

5 его износе скорость вращения ротора 8 скачками может нарастать, а мощность, подводимая к электродвигателю 1, скачками уменьшаться, что ведет к росту частоты fRc и уменьшению частоты fy и соответственно

10 к появлению на выходе смесителя сигнала раэностной частоты, пропорциональной значению крутящего момента. В случае прихвата бурового инструмента картина меняется, т.е, скорость вращения ротора 8

15 скачком уменьшается, что ведет к уменьшению fT, а мощность электродвигателя 1 скачком возрастает, вызывая увеличение частоты,Rc, на выходе смесителя появляется напряжение разностной частоты, сдвину20 тое на 180 по отношению к первому, с частотой, пропорциональной крутящему моменту, TBKMM образом, появляется воэможность определения пргдаварийной ситуа25 ции процесса бурения и распознавания ее разновидностей с количественной оценкой значения крутящего момента.

Формула изобретения

30 Устройство для измерения крутящего момента ротора буровь,", установок, содержащее трансформатор тока, включающий первичную обмотку, подключенную к одной из фаз питания электродвигателя, вторич35 ную обмотку с подстроечным резистором, оптронную пару и тахогенератор, имеющий кинематическую связь с ротором буровой установки, о т л и ч à ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности устройст40 ва эа счет возможности передачи информации на достаточные расстояния, в него введен смеситель частоты, преобразователь ток — частота, представляющий собой автогенератор, во времязадаюшу:о цепь ко45 торого включен фотореэистор оптрона, а выход подключен к первому входу смесителя частоты, второй вход которого подключен к выходу тахогенератора, а лампа накаливания оптрона соединена с движком пере50 менного резистора,

Устройство для измерения крутящего момента ротора буровых установок Устройство для измерения крутящего момента ротора буровых установок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в химической промышленности и других отраслях , где необходимо измерить момент вращения рабочих органов

Изобретение относится к технике измерения крутящего момента и может быть использовано в системах диагностирования и аварийной защиты силовых установок

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для определения крутящего момента, передаваемого вращающимися или неподвижными валами различных объектов Цель изобретения - повышение точности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытаниях электрических машин и электроприводов

Изобретение относится к ci-лпизмррительной технике, в частности к устройствам для измерения сил и моментов с использованием тензорезисюрных датчиков

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, передаваемых вращающимися или неподвижными валами различных механизмов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх