Реечная передача

 

Изобретение относится к реечным передачам . Цель изобретения - повышение надежности работы передачи за счет уменьшения износа элементов зубчатого зацепления. Реечная передача содержит корпус 1 с направляющими, на которых на роликах 3 с возможностью перемещения установлена каретка 4. В последней на приводном валу установлена ведущая

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„ Ы„„1684564 А1 (si)s F 16 Н 19/04

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к реечным передачам. Цель изобретения — повышение надежности работы передачи за счет уменьшения износа элементов зубчатого зацепления, Реечная передача содержит корпус 1 с направляющими, на которых на роликах 3 с воэможностью перемещения установлена каретка 4. В последней на приводном валу установлена ведущая

f8

Фиг/ (21) 4637172/28 (22) 13,01.89 (46) 15.10.91. Бюл. М 38 (71) Научно-производственное объединение по механизации и автоматизации производства машин для хлопководства "Технолог" (72) В, М, Сабуров (53) 621,833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1366745, кл. F 16 Н 19/04, 1986.

22

2D

24

1684564 шестерня, Каретка 4 снабжена направляющими 7, в которых размещена рейка 8, один из ее концов выполнен в виде шаровой опоры 9, установленной в корпусе .1. Другой конец рейки 8 опирается на дополнительную опору 19, На рейке 8 выполнен продольный паз, в котором размещен винт, закрепленный в каретке 4. За счеттого, что шаровая опора расположена между перпендикулярными оси рейки стенками, закрепленными на корпусе 1, и снабжена установленными на ее торцах опорными шариками 13, при этом дополнительная спора

19 также выполнена шаровой, одна из опорных шайб 20, которая жестко соединена с корпусом 1, имеет сферическую опорную

Изобретение относится к машиностроению, а именно к реечным передачам, и мох<ет быть использовано в манипуляторах, сборочных стендах для обеспечения перемещения исполнительного звена, Целью изобретения является повышение надежности работы реечной передачи эа счет уменьшения износа ее элементов.

На фиг. 1 изображена реечная передача, общий вид; на фиг.2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.

Реечная передача содержит корпус 1 с направляющими 2, на которых нв роликах 3 с возможностью перемещения установлена каретка 4, В последней на приводном валу

5 установлена ведущая шестерня 6. Каретка

4 снабжена напр вляющими, выполненными в виде втулок 7, в которых размещена рейка 8, один иэ концов ее выполнен в виде шаровой опоры 9, установленной между двумя опорными шайбами 10 и 11, стянутыми между собой винтами 12 и опирающимися своими торцами через шарики 13 на опорные поверхности 14, 15, одна из которыхобразована частью корпуса1, выяюненной ввиде стенки 16, расположенной перпендикулярно оси рейки 8. Другая поверхность 15 выполнена в виде кожуха 17 и прикреплена к стенке 16 винтами 18, Рейка 8 другим своим концом опирается на дополнительную опору 19, образованную двумя опорными шайбами 20, 21, между которыми установлен шарик 22.

Опорная шайба 20 прикреплена жестко винтами 23 к корпусу 1 и снабжена сферической опорной поверхностью 24,описанной радиусом окружности, большим радиуса окружности шарика 22, а опорная шайба 21 выполнена в виде ступенчатого валика, один конец которого снабжен гнездом 25, в котором установлен шарик 22, а другой конец его размещен в отверстии 26 рейки 8 и поверхность 24, описанную радиусом окружности, большим радиуса окружности шара, а другая опорная шайба 21 установле.на на рейке 8 подвижно и подпружинена пружиной 27 относительно нее в осевом направлении, рейка 8, размещенная в направляющих каретки, имеет воэможность самоустанавливаться относительно направляющих на опорах корпуса 1, что обеспечивает гарантированный боковой зазор между зубьями шестерни и рейки и исключает их заклинивание, а также снижает износ зубьев шестерни с рейкой и самой рейки и ее направляющих 7, выполненных в виде втулок. 3 ил. подпружинен относительно нее в осевом направлении пружиной 27. На рейке 8 выполнен продольный паз 28, s котором размещен винт 29, закрепленный в каретке 4.

5 Реечная передача работает следующим образом, При вращении приводного вала 5 с шестерней 6, находящейся в зацеплении с рейкой 8, каретка .4 перемещается по

10 направляющим 2. При этом рейка 8 благодаря тому, что один ее конец, выполненный в виде шаровой опоры 9. опирается через опорные шайбы 10, 11 и шарики 13 на опорные поверхности 14, 15 корпуса 1, а другой

15 ее конец опирается на дополнительную опору через подпружиненную шайбу 21 и шарик 22, взаимодействующий со сферической поверхностью шайбы 20, закрепленной жестко на корпусе 1, имеет возможность само20 устанавливаться по отношению к корпусу 1 в любой плоскости, однако ось ее остается всегда строго параллельной оси направляющих каретки 4, а винт 29, входящий в паз 28 рейки 8, не дает возможность ей поворачи25 ваться относительно шестерни 6.

Размещение рейки 8 во втулках, установленных на каретке 4, и возможность ее самоустанавливаться относительно направляющих 2 корпуса 1 на опорах во время

30 перемещения каретки 4 обеспечивает гарантированный боковой зазор между зубьями ведущей шестерни 6 и рейки 8, исключает их эаклинивание, а также снижает износ как зубьев шестерни с рейкой, так

35 и самой рейки 8 и втулок.

Формула изобретения

Реечная передача, содержащая корпус с опорными поверхностями, установленные в нем направляющие, каретку с направляю40 щими, закрепленную на направляющихкорпуса с возможностью перемещения вдоль них, установленную на направляющих ка1684564 ретки зубчатую рейку и приводной вал с шестерней, предназначенной для взаимодействия с зубьями рейки, один конец рейки установлен на шаровой опоре, закрепленной между двумя шайбами, по крайней мере одна из которых опирается на опорную поверхность корпуса, а другой конец — рейки установлен на дополнительной опоре, о т ли ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности в работе передачи эа счет уменьшения износа элементов зубчатого зацепления, шайбы шаровой опоры .соединены между собой, в них выполнены глухие пазы со стороны внешних торцов, передача снабжена шариками, установленными в глухих

45 пазах и предназначенными для взаимодействия с опорными поверхностями корпуса, дополнительная опора выполнена в виде двух шайб и установленной между ними шаровой опоры, одна из шайб закреплена на

50 корпусе и ее внешняя поверхность, обращенная к шаровой опоре, выполнена полусферической с радиусом, превышающим радиус шара дополнительной опоры, а другая шайба установлена на рейке и подпру55 жинена к ней в осевом направлении.

1684564

Составитель Г. Лукашевич

Техред M. Моргентал Корректор Т. Малец

Редактор М. Циткина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3497 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Реечная передача Реечная передача Реечная передача Реечная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в вакуумной технике для получения в вакуумном объеме поступательного перемещения и является усовершенствованием изобретения по авт, свид

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршнеiff вых и других машинах для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к реечным передачам, и может быть использовано для управления трубопроводной арматурой и в других механизмах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к реечным передачам, и может быть использовано в различных машинах и механизмах, где применяется передача зубчатое колесо-рейка

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводных устройствах

Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в металлорежущих станках, насосах, двигателях и других машинах и механизмах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам контроля и регулировки хода кинематических передач

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим приводам для преобразования возвратно-поступательного движения входных звеньев в возвратно-вращательное движение выходного звена

Изобретение относится к области двигателестроения, компрессоростроения, а именно к устройству преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное (и наоборот)

Изобретение относится к двигателестроению и, в частности, к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащим зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с подвижной зубчатой рамкой

Изобретение относится к области механики, используется в качестве преобразователя движений и может быть применено в различных отраслях, в том числе и в медицине в автодистракторных системах Илизарова

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механизмам для преобразования возвратного движения во вращательное, и может быть использовано в приводе велосипеда

Изобретение относится к машиностроению, производящему механизмы транспортировки грузов на расстоянии, вдвое большее, чем возможна подача цилиндром с ограниченным ходом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратного движения во вращательное, и может быть использовано, например, в передачах с мускульным приводом, в частности – в приводе велосипеда

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании транспортных и технологических модулей
Наверх