Устройство для переключения и блокировки ступеней коробки передач

 

Изобретение касается устройства для переключения и блокирования ступеней коробки передач, главным образом передач механических транспортных средств с качающимся рычагом переключения. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности в работе. Указанной цели достигли тем, что в направляющей трубе 1 установлен направляющий вал 4, движение которого ограничено направляющими штифтами 10 и отверстиями в направляющей трубе, причем на направляющую трубу надвинуты вилки 8 переключения , движение которых ограничено направляющими штифтами с фасонными вырезами, выполненными в головках вилок переключения. 5 ил. / /, Ё Фиг-1 XI О СО СП о XI

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Isi)s В 60 К 20/00

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ll ч

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (72) Вацлавик Владимир (CS) (53) 629. 113.585(088.8) 4

О (л) (Л

О 4 в (89) CS/258206 (48) 29.03.88 (21) 7774407/11 (22) 29.01,87 (31) РЧ 1272-86 (32) 24.02,86 (33) CS (46) 07.01.92. Бюл. М 1 (71) Трнавске аутомобилове заводы, н.п.

Трнава (CS) (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ И

БЛОКИРОВКИ СТУПЕНЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

1703507 А1 (57) Изобретение касается устройства для переключения и блокирования ступеней коробки передач, главным образом передач механических транспортных средств с качающимся рычагом переключения. Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей и повышение надежности в работе. Указанной цели достигли тем, что в направляющей трубе 1 установлен направляющий вал 4, движение которого ограничено направляющими штифтами 1О и отверстиями в направляющей трубе, причем на направляющую трубу надвинуты вилки 8 переключения, движение которых ограничено направляющими штифтами с фасонными вырезами, выполненными в головках вилок переключения. 5 ил.

1703507

10

25

40

55

Изобретение относится к ус1рсч ствам для переключения и блокировки многоступенчатых коробок передач, в частное;и «:.— ханических транспортных сродств. включающих рычаг управления перекл-зчением передач, органы выбора передач;:илками переключения, сколb3ящими муф àriè включения зубчатых колес коробки передач и элементы блокировки, Известные устройства для переключения и блокировки содержат в качестве органа переключения несколько самостоятельных штоков переключения, установленных подвижно в картере коробки передач и управляющих отдельными муфтами переключения посредством вилок переключения, прочно связанных со штоками переключения.

Положение и взаимное блокирование самостоятельных ползунов перекл ючения обеспечивается при помощи блокирую,цих элементов, создаваемых стопорными штифтами, для которых в картере коробки передач созданы особые направляющие. Выбор ползуна переключения для включения конкретной ступени коробки передач выполняет следующий стержень выбора, соединенный с рычагом переключения передач, Устройства этого вида состоят из большого количества частей, предъявляют большие требования к помещению и производству и имеют большую массу. Отдельные элементы управления при монтаже также необходимо взаимно регулировать.

Недостатками устройства являются ограниченные функциональные воэможности за счет возможности управления только двумя вилками переключения и недостаточная надежность в работе за счет наличия нескольких сопряженных трущихся деталей: направляющая труба, полый вал и раэмещенные в нем подвижные валы крепления вилок.

Цель изобретения — расширение функциональньФ возможностей и повышение надежности.

Указанная цель достигается тегл, что вал переключения установлен в направляющей трубе с воэможностью осевого перемещения и поворота вокруг оси, и связан с рычагом управления, а направляющая труба жестко закреплена в корпусе и на ней подвижно установлены головки вилок переключения, на которых выполнены направляющие пазы для взаиглодействия с ограничительными штифтами вала через окна направляющей трубы.

На фиг. 1 изображено устройство в нейтральном положении, продольный разрез; на фиг. 2 — устройство для включения определенной ступени с блокированием остальных ступеней коро5Kl1 передач. поперечный разр э; на фиг. 3 — разрез А А на фиг, 2; на фиг. 4 - разрез Б- Б на фиг 2 на фиг. 5— ра;-.рез В B на фиг, 2, Напра .,я ющая труб;- 1 с отверстиями

19, ограничивающ .ми аксиальное и радиалыIое движение нап авл ощи„LLITèôTOB

10, а тем самым одновременно и движение вилок 8 переключения, на сдном конце расположена в коышке 2 коробки передач, а на другом конце в стенке 3 коробки передач. В направляющей трубе подвижно установлен вал переключения 4, s котором выполнены в осевом направлении пазы 18 для блокирующего шарика 15 и устанослены радиально направляющие ш-,ифты 10 для направления головки 7 вилок 8 перек .ючения. Вал 4 переключения управляется рь чагом переключения (не показан) чер"..:. шток 5 включения и палец б переключения. На направляющей трубе 1 установлены вилки 8 переключения, а головках 7 которых выполнены фасон: ные направляющие 9 для направляющих штифтов 10. Направляющие штифты 10, вставленные в вал 4 переключения, снабжены от выпадения предохранительными патронами 11, надетыми на головки 7 вилок 8 переключения, и снабжены предохранительными кольцами 12, Положение ступеней и нейтральное положение фиксируются на валу переключения 4 посредством арретирущих пазов 13 и обычной пружинящей защелкой 14, закрепленной на направляющей трубе 1. Аксиальное движение вилок переключения 8 блокируется согласно переключению отдельных ступеней блокирующими шарикагли 15, которые размещены в отверстиях 16 направляющей трубы 1 и радиальных канавках 17,оловки 7 вилок 8 переключения, а при переключении отдельных ступеней оси вдавливаются в канавки

18 в валу 4 переключчия.

Устройство работает следующим образом.

Поворэто штока 5 включения с пальцем б переклюения повернется вал 4 переключения в направлении оси выбора требуемой ступени, Одновременно соответствующий направляющий штифт 10 заскакивает в фасонную направляющую 9 головки 7 вилки 8 переключения. При движении штока 5 включения с пальцем б переключения в соо1ветствующем направлении переместится вал 4 переключения в направлении оси. Одновременно блокирующий шарик 15 заскочит в канавку 18 в валу 4 переключения, чем разблокируется вилка 8 переключения требуемой ступени для переключения, а блокирующие шарики

15 остальных вилок переключения 8 выдав1703507 пинаются в с адлальные пазы 17 в головках

7 вилок 8 перек1IQ lel ия, чем блокируют д ижсние г,ис о 8 г =оеключения, которые в я.. боре 1;ли переклго снии ступеней не у.эствуют Движе <, er; вала 4 переключения в 5

i,опрос, внии оси н- правя .ощий штифт 10. соторь 1 движется в есте с pà÷oì 4 переключ-:ния, передв н - ся вилкой 8 переключения в выбранном направлении, чем включится требуемая ступень. Ограничение 10 положения или правильная установка прикосновения для выбора ступеней коробки персдач обеспе:- лвается сотрудничеством арретирующих канавок 13 на валу 4 пере л очения и гибкой з "и..—.лкой 14, укреплен- 15 ной на направляющ:i 1рубе 1.

Устройство позволяет повысить количество блокируемых вилок переключения до трех и снизить износ трущихся деталей.

Формула изобретения 20

Устройство для переключения и блокировки ступеней коробки передач преимущественно для автомобилей. содержащее корпус, рычаг управления, размещенную в корпусе направляющую трубу с окнами для 25 элементов блокировки, связанные с ней вилки переключения с головками и механизм блокировки,отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения наДежности в работе оНо снабжено установленным в напг авляющей трубе с всэможностью осевого перемещения и поворота вокруг оси валом переключения, связанным с рычагом управления с закрепленными на нем радиально расположенными на расстоянии друг от друга вдоль оси ограничительными штифтами, а направляющая труба жестко закреплена в корпусе и на ней подвижно установлены головки вилок переключения, при этом в головках вилок выполнены направляющие пазы для их взаимодеиствия с огра» ичительными штифтами вала переключения через окна направляющей трубы, а механизм блокировки включает в себя выполненные на вну ренних поверхностях головок вилок переключения кольцевые

npoiочки, соответствующие им продольные пазы, смещенные относительно друг друга на угол, равный углу поворота вала переключения между его отдельными передачами, а в направляющей трубе выполнены отверстия для размещения блокирующих шариков между пазами вала переключения и кольцевыми проточками вилок переключения.

1703507

tPU8. 3

В-8

77

75 (р 5

Составитель B,Hèêîëàåâà

Редактор С,Патрушева Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Заказ 31 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для переключения и блокировки ступеней коробки передач Устройство для переключения и блокировки ступеней коробки передач Устройство для переключения и блокировки ступеней коробки передач Устройство для переключения и блокировки ступеней коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробками передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для дистанционного управления коробкой передач транспортного средства типа тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сельхозмашиностроении , в частности в зерноуборочном комбайне для коробки передач привода молотильно-сепарирующего устройства

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано для дистанционного управления ступенчатыми синхронизированными коробками передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к блокирующим устройствам, исключающим запуск двигателей транспортных средств при включенной передаче в коробке передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно для кабин и может быть использовано в кабинах тракторов и сельскохозяйственных машин для повышения герметичности, тепло- и звукоизоляции

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к дистанционным приводам управления переключением передач коробок транспортных средств

Изобретение относится к автоматическим и полуавтоматическим системам переключения передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизме переключения коробки передач автомобиля

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к механизмам переключения коробок передач транспортных средств
Наверх