Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока

 

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам переменного тока, а конкретнее-к устройствам усиления электроснабжения. Цель изобретения - упрощение путем сокращения количества единиц оборудования. Устройство состоит из трехфазного трансформатора 1, содержащего первичную стандартную обмотку 2 и две вторичные обмотки, и переключателя. Первая вторичная обмотка 3 соединена треугольником. Вторая вторичная обмотка - врльтодобавочная, состоит из трех одинаковых катушек 4-6, расположенных на всех стержнях магнитопровода, с числом витков, составляющим 0,08 от числа витков первой вторичной обмотки 3. Вторая вторичная обмотка присоединена между одним отводом первой вторичной обмотки и одной однофазной нагрузкой для наиболее загруженной фазы в виде последовательно соединенных трех катушек, катушки первой и второй фаз соединены последовательно-встречно, а катушка третьей фазы - последовательно-согласно. Переключатель позволяет присоединять различное количество катушек второй вторичной обмотки. 2 ил.(/СсОСосОС

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s1)s В 60 М 3/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И-ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ro

Puzf

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4760131/11 (22) 17.11.89 (46) 07.02.92. Бюл. М 5 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) B.Ñ.Âîðîòíèêoâ и С.П.Власов (53) 621.31 6.727(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hL 1299852, кл. В 60 M 3/02, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО

ТОКА (57) Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам переменного тока, а конкретнее — к устройствам усиления электроснабжения. Цель изобретения — упрощение путем сокращения количества единиц оборудования. Устройство состоит из трехфазного трансформатора 1, содержащего первичную стандартную обмотку 2 и две вторичные обмотки, и переключателя.

Первая вторичная обмотка 3 соединена треугольником. Вторая вторичная обмотка— вольтодобавочная, состоит из трех одинаковых катушек 4-6, расположенных на всех стержнях магнитопровода, с числом витков, составляющим 0,08 от числа витков первой вторичной обмотки 3, Вторая вторичная обмотка присоединена между одним отводом первой вторичной обмотки и одной однофазной нагрузкой для наиболее загруженной фазы в виде последовательно соединенных трех катушек, катушки первой и второй фаз соединены последовательно-встречно, а катушка третьей фазы— последовательно-согласно. Переключатель позволяет присоединять различное количество катушек второй вторичной обмотки. 2 ил.

1710383

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам переменного тока, а именно к устройствам усиления электроснабжения, Известны устройства для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока, представляющие собой тяговые трансформаторные подстанции, оборудованные трехфазными тяговыми трансформаторами, первичные обмотки которых соединены по схеме звезда, питаются от трехфазных высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП), а вторичные обмотки, соединенные по схеме треугольник, присоединены к тяговой сети, представляющей однофазную нагрузку. К двум фазам каждого тягового трансформатора присоединяют два участка (два плеча) тяговой сети, а третья фаза соединена с тяговым рельсом. Из-за сравнительно больших токов нагрузок и, следовательно, большого падения напряжения в тяговой сети каждый участок тяговой сети получает двухстороннее питание.

Однако из-за особенностей железнодорожных нагрузок участки (плечи) тяговой сети, присоединенные к разным фазам одного тягового трансформатора, даже при равных по модулю токах плеч оказываются не в ,одинаковых условиях, так как одна рабочая фаза трансформатора является опережающей, а другая отстающей одна относительно другой. Даже при равенстве величин токов тяговых нагрузок и равенстве фазовых углов нагрузок углы сдвига между напряжениями и токами рабочих фаз неодинаковы. На отстающей фазе напряжение всегда меньше напряжения опережающей фазы, и только при холостом ходе эти напряжения одинаковы. Поэтому снижается пропускная и провозная способности железных дорог.

Кроме того, из-за различия напряжений даже на одинаковых фазах соседних подстанций при двухстороннем питании участков тяговой сети в тяговой сети протекают уравнительные токи, которые не зависят от тяговой нагрузки и вызывают дополнительные потери энергии. Так как трехфазные тяговые трансформаторы с трехфазными

РПН являются симметричными трансформаторами, они не позволяют производить однофазное регулирование вторичных напряжений без дополнительных однофазных автотрансформаторов или вольтодобавочных трансформаторов, включаемых в рассечку фидера, питающего тяговую нагрузку.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог пе5

55 ременного тока, состоящее из трехфазного симметричного трансформатора и однофазного вольтодобавочного трансформатора, одна (первичная) обмотка которого подключена параллельно одной из фаз вторичной обмотки трехфазного трансформатора, а другая (вторичная), выполненная- с регулируемым числом. витков, подключена общим концом к одной из рабочих фаз вторичной обмотки трехфазного трансформатора, а другим к контактной сети.

Недостатком известного устройства яв.ляется то, что однофазное регулирование напряжение на какой-либо одной нагрузке вторичной обмотки трехфазного трансформатора производится за счет вольтодобавки, получаемой на вторичной обмотке дополнительного однофазноготрансформатора, первичная обмотка которого присоединена только к какой-то одной из трех фаз вторичной обмотки трехфазного трансформатора, Кроме того, само устройство представляет собой схему, состоящую из двух трансформаторов — одного трехфазного и другого однофазного, Цель изобретения — упрощение путем сокращения количества единиц оборудования.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве, состоящем из трехфазного трансформатора, содержащего трехстержневой сердечник, первичную обмотку, соединенную по схеме звезда, две вторичные обмотки, первую вторичную обмотку, соединенную треугольником, и вторую; состоящую из трех одинаковых катушек с меньшим числом витков, расположенных на всех стержнях магнитопровода, имеющих шесть отводов, соединенных последовательно, и переключателя две катушки второй вторичной обмотки соединены последовательно-встречно, а третья — согласно (по схеме разомкнутого треугольника с одной перевернутой фазой), одна однофазная нагрузка (для отстающей фазы).присоединена к выводам а"с первой и соединенной с ней второй вторичной обмоток через переключатель, позволяющий изменить число катушек второй вторичной обмотки, другая однофазная нагрузка (для опережающей фазы) присоединена только к первой вторичной обмотке (выводы bc), Существенным отличием изобретения является введение в трансформатор дополнительной вторичной обмотки со специальной схемой соединения обмоток и переключателя, что позволяет сократить количество единиц оборудования, 1710383

На фиг.1 приведена электрическая схема устройства для электроснабжения железных дорог переменного тока; на фиг.2,— векторные диаграммы.

Устройство состоит из трехфазного трансформатора, содержащего стандартный трехстержневой сердечник 1, первичную обмотку из трех одинаковых катушек 2, расположенных на всех стержнях сердечника и соединенных rio схеме звезда, первую 10 вторичную обмотку, состоящую из трех одинаковых катушек 3, расположенных на всех стрежнях сердечника и соединенных по схеме треугольника, и вторую вторичную обмотку, состоящую из трех одинаковых катушек 4-6, также расположенных на всех стержнях магнитопровода, с числом витков, равным 0,08 по сравнению с числом витков катушек первой вторичной обмотки 3, и переключателя 7, Катушки второй вторичной обмотки соединены последовательно. Начало катушки 4 соединено с началом катушки

5, конец катушки 5 соединен с началом катушки 6. Вторая вторичная обмотка присоединена концом х катушки 4 к отводу а первой вторичной обмотки. Отводы от всех катушек второй вторичной обмотки присоединены к контактам переключателя, с которыми соединен (поочередно) подвижный контакт, Одна однофазная нагрузка (фидерная зона 9) присоединена к подвижному контакту переключателя 7 и отводу с первой вторичной обмотки трансформатора, являющемуся общим для двух нагрузок и соединенным с рельсом 10. Другая однофазная нагрузка (фидерная зона 11) присоединена к отводам b и с первой вторичной обмотки. ,Смежная подстанция 12 имеет аналогичную схему, включая нейтральные вставки 13 и питающую сеть, 14. . Устройство работает следующим образом.

Напряжения первой вторичной обмотки симметрины в режиме холостого. хода и при наличии тяговой нагрузки неодинаковы на различных фазах, Напряжение на нагрузке отстающей фазы (наименьшее напряжение) увеличивается в устройстве путем добавле- ния напряжения катушек 4 — 6 второй вторичной обмотки (фиг.1) или только катушек 4 и

5, или только катушки 4, или вообще не увеличивается в зависимости от положения переключателя, присоединяющего три, две, одну или ни одной катушки второй вторичной обмотки, Так как вторая вторичная обмотка имеет число витков катушек, равное

0,08 от числа витков катушек первой вторич ной обмотки (число витков, равное 0,08, выбрано из условия, что одна ступень вольтодобавки составляет 2 кВ, а это при !

55 номинальном напряжении 25 кВ равно 8 или 0,08), то соответственно напряжение на нагрузке увеличивается и составляет при присоединении катушки 4 (в первом положении переключателя, фиг. 2а);

04с = Uac + 0,08 0ф = 1,08 0ф, при присоединении катушек 4 и 5(во втором положении переключателя, фиг.26): зо

0ас = 0ас+ V3 0,080ф.е

= 1,1190ф+ J0,0690ф= 1,120ф, при присоединении катушек 4 — 6 (в третьем положении переключателя фиг.2в):

Uac = 0ас+2 0,080ф = 1,160ф, где 0ф = 0ас — фазное напряжение первой вторичной обмотки.

При отсутствии тяговых нагрузок или малых нагрузках (пассажирский поезд) переключатель может быть установлен в нулевое положение, при котором вольтодобавка отсутствует; при средних нагрузках (грузовые поезда нормального веса) переключатель должен быть установлен в положение, обеспечивающее вольтодобавку в 1,08 раз или на 8 ; при повышенных нагрузках (грузовые поезда повышенного веса) переключатель должен быть установлен в положение, обеспечивающее вольтодобавку на 12, и при пропуске сверхтяжеловесных поездов — ° вольтодобавку на 16, что полностью компенсирует повышенное падение напряжен .я на отстающей фазе по сравнению с опережающей. Увеличение напряжения в 1,08 — 1,121,16 раз на отстающей фазе позволяет выравнивать напряжения на отстающей и опережающей фазах при повышенных и больших токовых нагрузках, которые возникают при пропусках тяжеловесных и сверхтяжеловесных поездов. Применение трех катушек второй вторичной обмотки с шестью выводами позволяет производить увеличение напряжения на выходе любой из трех фаз первой вторичной обмотки независимо от порядка подключения первичной обмотки трансформатора, т.е. напряжение увеличено на любой фазе, которая будет,отстающей. Аналогично работает смежная подстанция при двухстороннем питании участков тяговой сети железных дорог.

Предлагаемое устройство обладает высокой эффективностью, так как без дополнительных устройств и технических средств позволяет повысить напряжение одной фазы вторичной обмотки трехфазного трансформатора, что особенно важно для более загруженной отстающей фазы, а это позволяет выдерживать нормальные скоростные режимы движения поездов. Без такого устройства на участке, питающемся пониженным напряжением отстающей фазы, 1710383 снижается провозная способность путем уменьшения скоростей движения поездов на 2 — 4 км/ч. и

Г б Ф

Фкт, 2

Составитель Н. Пронина

Редактор И, Ванюшкина Техред М.Моргентал Корректор С. Черни

Заказ 302 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Формула изобретения

Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока, содержащее трехфазный трансформатор с первичной трехфазной обмоткой, соединенной по схеме звезда и подключенной к питающей сети, вторичной — соединенной по схеме треугольника и подключенной катушкой одной фазы к фидерной. зоне, а катушкой другой фазы — к рельсу, и регулируемую вольтодобавку, подключенную к одной из фаз вторичной обмотки и к контактной сети, а о

aI Р !

lf о."с

I !

I о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения путем сокращения количества единиц оборудования, вольтодобавка выполнена в виде дополнительной трехфазной

5 вторичной обмотки трансформатора, соединенной по схеме треугольника, причем катушки первой и второй фаз соединены последовательно-встречно и согласно с катушкой первой фазы основной вторичной

10 обмотки, катушка третьей фазы — последовательно-согласно с катушками первой и второй фаз дополнительной вторичной обмотки, а выводы катушек дополнительной вторичной обмотки через четырехпозицион15 ный переключатель связаны с соседней фидерной зоной.

Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим железным дорогам переменного тока, а именно к системам электроснабжения

Изобретение относится к электроснабжению электрифицированных железных дорог переменного тока

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам и может быть использовано для улучшения электроснабжения подвижного состава переменного тока

Изобретение относится к электроснабжению электрических железных дорог постоянного и переменного тока и может быть использовано на межподстанционных зонах двухпутных участков, неравномерно загруженных в разных направлениях

Изобретение относится к устройствам электроснабжения железных дорог и может быть использовано на дорогах, электрифицированных на однофазном переменном токе

Изобретение относится к электрифицированному транспорту, в частности к техническим средствам тяговых подстанций электрических железных дорог постоянного тока

Изобретение относится к электрическим железным дорогам и может быть использовано в системе электроснабжения переменного тока

Изобретение относится к электрическим железным дорогам и может быть использовано в системе электроснабжения однофазного переменного тока

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и предназначено для использования при электрических расчетах тяговой сети переменного тока с двухсторонним питанием

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области электроснабжения электрических железных дорог переменного тока и предназначено для использования при необходимости ограничения токов короткого замыкания и регулирования напряжения на фидерах контактной сети

Изобретение относится к способам перевода участков железных дорог, электрифицированных на постоянном токе 3,3 кВ, на переменный ток 27,5 кВ и может быть использовано при переводе всех существующих участков ж.д

Изобретение относится к системе электроснабжения электрических железных дорог, а именно, к устройствам автоматизации постов секционирования контактной сети переменного тока с установками поперечной емкостной компенсации (КУ)

Изобретение относится к электротехнике, в частности к регулированию напряжения, и может найти применение в устройствах для автоматического регулирования напряжения в контактной сети на электрифицированном железнодорожном транспорте

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к устройствам поперечной емкостной компенсации в тяговой сети переменного тока системы 25 кВ

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования напряжения в контактной сети на электрифицированном железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и направлено на повышение эффективности системы электроснабжения

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и направлено на совершенствование системы учета электроэнергии в тяговых сетях
Наверх