Подшипниковый узел скольжения

 

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению. Цель изобретения - повышение несущей способности и надежности узла. В основании упорного гребня установлены кольцевые накладки с профилированными выступами со стороны упорного гребня в виде лопаток. Накладками и упорным гребнем образованы межлопаточные каналы микрорасходной насосной секции. Входа нее соединен с камерой подвода смазочного и охлаждающего масла, а выход - с зазором между колодками и упорным гребнем. В межколодочном пространстве установлены одна или несколько разделяющих профилированных пластин в виде лопаток. Упорные колодки со стороны входа масла выполнены профилированными. При работе масло, попадая на вход микрорасходной секции, захватывается лопатками кольцевых накладск и нагнетается в рабочие зазоры и межколодочное пространство. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. / 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК (5»)л F 16 С 33/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ =»

Ф. (21) 4153899/27 (22) 28.11,86 (46) 23.03.92. Бюл. № 11 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (72) В.С.Марцинковский, Л.В.Черепов, П.В.Барзыкин и В,В,Ковалев (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1343141, кл, Е 16 С 17/04, 1986, (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению.

Цель изобретения — повышение несущей способности и надежности узла. В основаИзобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению, в частности к двусторонним подшипниковым узлам скольжения, и может быть использовано в турбинах, насосах и компрессорах, работающих при больших окружных скоростях и высоких удельных нагрузках.

Целью изобретения является повышение несущей способности и надежности работы подшипникового узла скольжения путем интенсифкации подвода смазочного и. охлаждающего масла и улучшения условий охлаждения колодок и упорного гребня.

На фиг, 1 изображена конструкция подшипникового узла скольжения, продольный разрез; на фиг, 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел! на фиг. 1 (вариант со скосом кромок упорных колодок); на фиг. 4 — то же, вариант со скруглением упорных колодок;

„„5U„„ 1721332 А I нии упорного гребня установлены кольцевые накладки с профилированными выступами со стороны упорного гребня в виде лопаток. Накладками и упорным гребнем образованы межлопаточные каналы микрорасходной насосной секции. Вход в нее соединен с камерой подвода смазочного и охлаждающего масла, а выход — с зазором между колодками и упорным гребнем, В межколодочном пространстве установлен л одна или несколько разделяющих профилированных пластин в виде лопаток, Упорные колодки со стороны входа масла выполнены профилированными. При работе масло, попадая на вход микрорасходной секции, захватывается лопатками кольцевых накладск и нагнетается в рабочие зазоры и межколодочное пространство. 2 з.п. ф-лы. 6 ил. на фиг. 5 — вариант конструкции узла с профилированными разделяющими пластин-ми в межколодочном пространстве; на фиг.

6 — сечение Б-Б на фиг. 5.

Подшипниковый узел скольжения содержит установленные в корпусе 1 упорные колодки 2 и на валу 3 упорный гребень 4, выполненные в корпусе 1 камеры 5 для подвода смазочного и охлаждающего масла в межколодочное пространство 6 и зазоры 7 между колодками 2 и упорным гребнем 4.

Кроме того, в корпусе 1 выполнены каналы

8 для подвода масла к камерам 5, а на периферии упорного гребня 4 — камера 9 для отвода смазочного и охлаждающего масла.

В основании упорного гребня 4 установлены кольцевые накладки 10 с профилированными выступами 11 в виде лопаток. образующие совмес1но с упорным гребнем

1721332

4 межлопаточные каналы 12 микрорасход- . ной насосной секции 13, вход 14 которой соединен с камерой 5 подвода смазочного и

oxnav.дающего масла, а выход 15 — с зазором 7 между колодками и упорным гребнем 5

4. При этом упорные колодки 2 со стороны входа потока масла могут быть выполнены профилированными, например, со скосом

16 или скруглением 17, Кроме того, в межколодочном пространстве 6 может быть уста- 10 .новлена по меньшей мере одна профилированная разделяющая пластина

18, например, в виде лопатки, Узел работает следующим образом.

При вращении вала 3 смазочное и ох- 15 лаждающее масло по каналам 8 в корпусе 1 принудительно под давлением или самотеком поступает в камеру 5, а оттуда — на вход

14 микрорасходной насосной секции 13, где захватывается лопатками 11 и по межлопа- 20 точным каналам 12 нагнетается в зазоры 7 между колодками 2 и упорным гребнем 4 и межколодочное пространство 6, где и выполняет свою основную функцию — смазывает и охлаждает рабочие поверхности 25 колодок 2 и упорного гребня 4. Причем с целью улучшения входа масла в зазоры 7 колодки могут быть выполнены со скосом 16 или скруглением 17, что позволяет уменьшить гидравлические потери и, соответст- 30 венно, затраты энергии на подачу масла, а также интенсифицировать охлаждение рабочих поверхностей колодок 2 и гребня 4.

Кроме того, для предотвращения поступления пленки горячего масла, прилипшей к 35 гребню 4 при прохождении предыдущей колодки 2, во входное сечение масляного клина поступающей колодки 2 установленные в. межколодочном пространстве 6 одна или несколько профилированных разделяющих 40 пластин 18 частично или полностью. снимают прилипшую к упорному гребню 4 тонкую пленку горячего масла, которая затем поступает под давлением свежего масла в камеру

9 для отвода, что улучшает условия охлажде- 45 ния колодок 2 холодным маслом.и практически полностью исключает влияние переноса тепла от соседних колодок 2. Все это способствует повышению несущей способности узла и надежности его.работы. 50

Таким образом, конструкция обеспечивает повышение надежности подшипникового узла скольжения за счет улучшения теплового режима рабочих поверхностей упорного гребня и колодок, интенсификации теплоотвода от контактирующих поверхностей и уменьшения износа поверхностей колодок и гребня, что в.свою очередь приводит к увеличению ресурса работы узла, повышение несущей способности узла за счет выбора оптимальных соотношений масля-. ной пленки на входе и выходе масляного клина и рационального распределения температуры смазочного слоя по рабочей поверхности колодок и гребня, снижение расхода смазочного и охлаждающего масла за счет улучшения организации подвода масла и рационального распределения масла по рабочим поверхностям колодок и упорного гребня, а также за счет устранения бесполезной прокачки лишнего масла в межколодочном пространстве.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и вал, установленные в корпусе упорные колодки, сопряженные с установленным на валу упорным гребнем, а также выполненные в корпусе камеры для подвода смазочного и охлаждающего масла в межколодочное пространство и зазоры между колодками и упорным гребнем, о тл и ч а ю шийся тем, что с целью повышения несущей способности и надежности, он снабжен установленными в основании упорного гребня кольцевыми накладками с профилированными выступами со стороны упорного гребня в виде лопаток с образованием совместно с упорным гребнем межлопаточных каналов микрорасходной насосной секции, вход которой соединен с камерой подвода смазочного и охлаждающего масла, а выход — с зазором между колодками и упорным гребнем, 2.Узел по п.1, отл и ч а ю щи йс я тем, что в межколодочном пространстве установлена по меньшей мере одна разделяющая профилированная пластина, выполненная в виде лопатки. .3. Узел по и. 1, отличающийся тем, что входные кромки упорных. колодок выполнены профилированными.

1721332

1721332

16

77

1721332

2 12

Составитель Т. Хромова

Техред М.Моргентал Корректор О, Кравцова

Редактор И. Шмакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 940 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опоры валов со значительной нагрузкой в неблагоприятных внешних условиях

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в системах смазки опор скольжения

Изобретение относится к двусторонним упорным подшипникам скольжения и может быть использовано в насосах, компрессорах и турбинах

Изобретение относится к машиностооению, а именно к упорным подшипниковые узлам турбомашин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях высокооборотных двигателей внутреннего сгора«ия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин, работающих в тяжелонагруженных условиях

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению , точнее к подшипникам скольжения

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх