Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока

 

Использование: электрификация железных дорог при переменном токе по системе 2 х 25 кВ для совместного питания тяговых потребителей. Сущность изобретения: типовая система электроснабжения дополнена двумя разъединителями и выключателем на вторичной стороне резервного трансформатора для организации полного треугольника напряжений, питающего трехфазные потребители линий Два провода-рельс и собственных нужд подстанций. В устройстве имеет место снижение потерь от токов нулевой последовательности и повышение качества электроэнергии на зажимах нетяговых потребителей. 5 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 60 М 3/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4835655/11 (22) 25.04.90 (46) 30.05.92. Бюл. М 20 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.К.Едренин, Б.Е.Похабов, В.И.Беляев, P.À;Àõìåäæàíîâ и А.M.Ñàïåëü÷åíêî (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 958162, кл. В 60 M 3/02, 1981.

Бородулин Б.M. и др. Система тягового электроснабжения 2 х 25 кВ. Мл Транспорт, 1989, с.34. рис.1.22. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛ ЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электрификации железных дорог на переменном токе по системе 2 х 25 кВ для совместного питания тяговых и нетяговых потребителей.

Системы электроснабжения 2 х 25 кВ построены. с использованием однофазных трансформаторов, соединенных в открытый треугольник, что позволяет производить регулирование напряжений в контактной сети раздельно по плечам питания. Однако фиде. ра "Два провода-рельс" (ДПР) и "Собственных нужд" (СН) присоединены с шинам вторичного напряжения, т.е. к плечам тяговой сети. Следовательно, трехфазные потребители, питающиеся от линий ДПР и СН, не могут получать электроэнергию должного качества, в частности по показателям несимметрии и несинусоидальности.

Известно устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащее Ж, 1736776 А1 (57) Использование: электрификация железных дорог при переменном токе по системе, 2 х 25 к8 для совместного питания тяговых потребителей. Сущность изобретения; типовая система электроснабжения дополнена двумя разъединителями и выключателем на вторичной стороне резервного трансформатора для организации полного треугольника напряжений, питающего трехфазные потребители линий "Два провода-рельс" и собственных нужд подстанций.

В устройстве имеет место снижение потерь от токов нулевой последовательности и повышение качества электроэнергии на зажимах нетяговых потребителей. 5 ил. однофазные трансформаторы, первичные и районные обмотки которых соединены в треугольник, а тяговые — в открытый треугольник, снабженное датчиками напряжения плеч питания и блоками регулирования в тяговых обмотках. В основе своей (без элементов регулирования) система электроснабжения по данному устройству имеет условия для обеспечения симметрирования напряжения основной частоты и демпфирования гармоник напряжения, кратных трем, по районной нагрузке. Однако, так как по фидерам ДПР и СН треугольник питающих напряжений остается открытым, то токи нулевой последовательности на основной частоте и частотах высших гармонических составляющих, кратных трем, создают значительные потери электроэнергии в трехфазных потребителях и линиях .электропередачи, питающих эти. нагрузки.

Кроме того, увеличивается несимметрия на1736776

25

45

55 пряжений на этих частотах, приводящая к снижению моментов трехфазных двигателей, нагреву их обмоток, сбоям релейных защит и т.д. Для однофазных потребителей, питающихся от фидеров Дг)Р и СН через трансформаторы по схеме, /, возможно появление перенапряжений фазных ЭДС иэ-за третьей гармоники напряжения, Наиболее близкой к предлагаемой является система электроснабжения по схеме 2 х 25 кВ, представляющая собой типовое распределительное устройство 55 кВ для питания тяговых плеч и трехфазных потребителей в линиях ДПР и СН тяговых подстанций, Она содержит установленные на тяговых подстанциях первый, второй и резервный .однофазные трансформаторы.

Первичные обмотки первого и второго трансформаторов через двухполюсные выключатели подключены к питающей сети по схеме открытого треугольника. Первичная обмотка резервного подключена к питающей сети через три двухполюсных разъединителя с возможностью подключения резервного трансформатора к питающей сети вместо любого nepeom и второго, или параллельно любому иэ них, или соединения с трансформаторами разных плеч в закрытый треугольник. Вторичные обмотки первого и второго. трансформаторов присоединены через двухполюсные выключатели к соответствующим фидерным зонам тяговой сети и далее через шины вторичного напряжения — к фидерам ДРП и СН. Районные обмотки подключены к районным потребителям через свои сборные шины, Шины вторичного напряжения секционированы с помощью четырех двухполюсных разъединителей, Вторичные обмотки резервного трансформатора связаны через свои сборные шины и двухполюсные выключатели с двумя секциями вторичного напряжения. Трехфазная система ДПР и СН 27,5 кВ образована путем подключения их фидеров к разнофазным выводам первого и второго трансформаторов и заземленным общим точкам полуобмоток.

Однако эта трехфазная система питания фидеров ДПР и СН представляет собой неполный треугольник, которому присущи отмеченные недостатки вышеприведенного .устройства. Кроме того, при аварийном отключении одного из тяговых трансформаторов она превращается в однофазную и нарушается бесперебойное питание всех нетяговых трехфазных потребителей, Цель изобретения — повышение качества электроэнергии путем уменьшения токов нулевой последовательности и несимметрии напряжения и повышения бесперебойности электроснабжения трехфаэных потребителей.

Поставленная цель достигается тем. что устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащее первую и вторую секции трехфазных шин высокого напряжения с перемычкой, включенной между ними через первый и второй трехполюсные раэьединители соответственно, первый, второй и резервный однофазные трансформаторы, вторичные обмотки которых выполнены в виде полуобмоток, причем первичные обмотки первого и второго однофаэных трансформаторов подключены через первый и второй двухполюсные выключатели к первой и второй секциям шин высокого напряжения соответственно по схеме открытого треугольника, первичная обмотка резервного однофаэного трансформатора подключена через третий двухполюсный выключатель и первый, второй и третий двухполюсные разъединители к каждой паре фаз перемычки, вторичные полуобмотки первого и второго однофазных трансформаторов соединены последовательно, точки их. соединения подключены к заземленной рельсовой цепи, свободные выводы подключены через четвертый и пятый двухполюсные выключатели к первой и второй секциям двухфазных шин вторичного напряжения соответственно, первая и вторая секции двухфазных шин вторичного напряжения через шестой и седьмой двухполюсные выключатели и сборные шины резервного однофаэного трансформатора связаны с вторичными полуобмотками резервного однофазного трансформатора, фидера ДПР, связанные с двухфазными шинами вторичного напряжения, а также четвертый и пятый двухполюсные разъединители, устройство снабжено восьмым выключателем. При этом начало первой и конец второй полуобмоток резервного однофазного трансформатора подсоединены к сборным шинам последнего, конец первой и начало второй полуобмоток подсоединены раздельно через четвертый двухполюсный разъединитель к сборным шинам резервного однофаэного трансформатора и через пятый двухполюсный разъединитель к заземленной рельсовой цепи. Шины вторичного напряжения выполнены в виде первой и второй независимых секций, сборные шины резервного однофазногО трансформатора подключены через восьмой двухполюсный выключатель, а фидера ДПР и СН вЂ” непосредственно к шинам вторично го напряжения разных фаз и разных секций, Известная система, содержащая семь вы1736776 ключателей, дополнена еще одним, и при устранении четырехсекционных разъединителей в нее введены два двухполюсных разъединителя. Новые связи введены на вторичной стороне резервного трансформатора и в подключении фидеров ДПР и CH к шинам вторичного напряжения.

На фиг.1 приведена схема предлагаемого устройства для электроснабжения; на фиг.2 — векторные диаграммы напряжений на шинах вторичного напряжения в типовых режимах работы известного устройства; на фиг.3 — то же, для рабочего режима предлагаемого устройства; на фиг.4 и 5- то же, при аварийном отключении первого и второго трансформаторов соответственно.

Устройстводля электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока (фиг.1) содержит первую 1 и вторую 2 секцИИ шин высокого напряжения с перемычкой 3, включенной между йими через первый 4 и второй 5 трехполюсные разъединители соответственно, первый 6. второй 7 и.резервный 8 однофазные понизительные трансформаторы, двухфазные шины 9 вторичного напряжения, состоящие из первой 10 и второй 11 независимых секций, каждая иэ которых представляет собой систему сборных шин, принадлежащих соответственно первому 6 и второму 7 однофаэным трансформаторам. Шины первой секции 10 подключены к контактному 12 и питающему 13 проводам фидерной зоны 14 со стороны левого плеча подстанции, а шины второй секции 11 — к контактному 15 и питающему 16 проводам фидерной зоны 17 со стороны правого плеча. Фидера ДПР 18 и СН 19 присоединены к разнофазным выводам 20 и 21 соответственно секций 10 и

11. Первичные обмотки первого 6 и второго

7 трансформаторов подключены через первый 22 и второй 23 двухполюсные выключатели к первой 1 и второй 2 секциям шин высокого напряжения соответственно по схеме открытого треугольника. Первичная обмотка резервного трансформатора 8 подключена через третий двухполюсный выключатель 24 и первый 25, .второй 26 и третий 27 двухполюсные разъединители к каждой, паре фаз перемычки 3, Вторичные обмотки трансформаторов 6 — 8 выполнены в виде полуобмоток. Полуобмотки каждого трансформатора 6 и 7 соединены последовательно, точки их соединения подключены к заземленной рельсовой цепи 28. Свободные выводы этих полуобмоток через четвертый 29 и пятый 30 двухполюсные выключатели соответственно подключены к шинам первой 10 и второй 11 секциям двухфазных шин 9 вторичного напряжения. Начало первой 31 и конец второй 32 полуобмоток резервного трансформатора 8 подсоединены к сборным шинам 33 последнего, конец первой 31 и начало второй 32 полуоб5 моток подсоединены раздельно через четвертый двухполюсный разъединитель 34 к сборным шинами 33 резервного трансформатора 8 и через пятый двухполюсный раэьединитель 35 — к заземленной рельсовой

10 цепи 28. Первая 10 и вторая 11 секции двухфазных шин 9 вторичного напряжения через шестой 36 и седьмой 37 двухполюсные выключатели соединены со сборными шинами

33 резервного трансформатора 8, послед15 ние подключены через восьмой двухполюсный выключатель 38, а фидера ДПР 18 и СН

19- непосредственйо к шинам 9 вторичного напряжения разных фаз 20 и 21 и разных секций 10 и 11, При этом фазировка подклю20 чения фидеров ДПР 18 и CH 19 к сборным шинам 33 резервного трансформатора 8 соответствует присоединению первичной обмотки последнего к недостающей фазе на высокой стороне.

25 Устройство работает следующим образом:

Примем за исходное такое его состояние, когда все выключатели и разъединители отключены. Покажем работу

30 последовательно во всех режимах посредством включения соответствующей совокуп. ности коммутирующих аппаратов.

Режим двустороннего питания тяговой сети осуществляют включением выключате35 лей 22, 23, 29 и 30. При этом фидерные зоны

14 и 17 получают питание от первой 1 и второй 2 секции шин высокого напряжения соответственно (фазы АВ и СА) через первый 6 и второй 7 трансформаторы и секции

40 10 и 11 двухфазных шин 9 вторичного напряжения. Фидеры ДПР 18 и СН 19 снабжаются энергией от данных трансформаторов через секции 10 и 11 и разнофазные их выводы 20 и 21 и заземленную рельсовую цепь 28. Ре45 эервный трансформатор 8 по первичной и вторичной стороне отключен. На фиг. 2а, б и в показаны векторные диаграммы напряжений, соответственно на шинах 12 и 13 левой фидерной эоны 14, на фидерах ДРП

50 18 и СН 19, на шинах 15 и 16 правой фидерной эоны 17. Здесь принято для упрощения, что вторичные напряжения трансформаторов 6 — 8 равны по модулю. Диаграммы показывают, что тяговая сеть получает

55 двустороннее питание (вектора 12 —. 13 и 15 — 16), а фидеры ДПР 18 и CH 19 запитывают ся неполным треугольником напряжений.

Для перехода в режим параллельной работы трансформаторов дополнительно включают выключатель 24, разъединитель

1736776

35 и затем или разъединители 4 и 25 и шес той выключатель Зб для обеспечения параллельного соединения резервного трансформатора 8 к первому трансформатору 6, или разъединители 5 и 27 и седьмой выключатель 37 для обеспечения параллельного соединения резервного трансформатора 8 к второму трансформатору 7.

Векторные диаграммы для этого режима в основном будут аналогичны диаграммам на фиг2а, б, в, Режим включения первого 6 и второго 7. трансформаторов по схеме открытого треугольника (фазы АВ и АС) и резервного трансформатора 8 на недостаточную фазу (ВС) на высокой стороне достигается включением выключателей 22. 23, 29, 30, 24 и 38, разьединителей 26, 34 и отключением выключателей 36 и 37, разъединителя 35. Тогда на шинах секций 10 и 11 будут иметь место напряжения согласно векторным диаграммам на фиг.3. Трехфазные потребители фидеров ДПР 18 и СК 19 получают питание от полного треугольника напряжений (фиг.3, б), Две стороны его вектора 28 — 12 и 15 — .

28сформированы напряжениями полуобмоток первого 6 и второго 7 трансформаторов, третья, ранее недостающая сторона — вектор 12 — 15 — напряжением соединенных в параллель полуобмоток резервного трансформатора 8. Образован контур замыкания токов нулевой последовательности на ос. новной частоте и частотах высших гармоник, кратных трем, что приводит к уменьшению несимметрии и несинусоидальности напряжений, а также потерь электроэнергии в трехфазных потребителях. Для тех однофазных потребителей, которые питаются от фидеров ДПР 18 и СК 19 через трансформаторы по схеме 4/(, уменьшается вероятность появления перенапряжений фазных ЭДС из-за уменьшения в них гармоник напряжений, кратных трем. Плечи тягoBQA сети получают питание напряжением 2 х 25 кВ (фиг.3 а, в); вектора 13 — 12 в фидерной зоне 14 и 15 — 16 в фидерной зоне

17.

Так как в этом режиме резервный трансформатор 8 эксплуатируется постоянно, то возникает опасность нарушения бесперебойного питания трехфазных потребителей при отказе любого трансформатора 6 или 7 подстанции. Векторные диаграммы на фиг.4 а, б и 5, б наглядно иллюстрируют, что при аварийном отключении трансформатора б (фиг.4. а, б) или 6 (фиг.5 а, б) тяговые плечи получают со стороны аварийно отключенного трансформатора напряжение 1 х 25 кВ со стороны работающего трансформатора — 2 х 25 кВ, а фидеры ДПР и СН вЂ” двухфазное напряжение, т.е, такое же, как и в нормальном режиме работы известного устройства, Качество электрической энергии в этих случаях понижается, но бесперебойность электроснабжения как тяговых, так и нетяговых потребителей сохраняется на уровне нормальных возможностей типовой системы электроснабжения 2 х 25 кВ.

Таким образом, введение двухполюсных одного выключателя и двух разъединителей и соответствующих связей на

10 вторичной стороне резервного. трансформатора позволяет в нормальном режиме использовать.его для организации на шинах

15 вторичного напряжения полного треугольника напряжений.

Применение предлагаемой системы по сравнению с известной позволяет достичь симметрирующий эффект, демпфирование из тяговых трансформаторов обеспечить бесперебойное питание тяговой сети и линий ДПР и СН по схеме неполного треуголь25 ника; уменьшить потери электроэнергии в трехфазн ых потребителях.

Предлагаемая система может быть применена на любых типах подстанций (отпаечных, транзитных, опорных), что делает ее универсальной, и она имеет большие возможности для реализации регулирования и управления режимами в линиях ДПР, СК и

30 тяговой сети, Реализация изобретения обеспечивается доступными типовыми средствами, т.е. без разработок уникальных элементов и сложных схемных конфигураций.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого решения образуется 3а счет снижения потерь электроэнергии в понизительных трансформаторах и фидерах ДПР и

СН тяговых подстанций, трехфазных нетяговых потребителей, а также за счет повышения качества электроэнергии и, следовательно, уменьшения ущерба в них, Дополнительные затраты будут связаны с

45 вводом дополнительных выключателя и двух разьединителей, однако они в некоторой. степени уменьшаются за счет изъятия

50 четырех двухполюсных разъединителя.

Формула изобретения

Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащее первую и вторую секции трехфазных шин высокого напряжения с перемычкой, включенной между ними через первый и второй трехполюсные разьединители соответственно, первый, второй и резервный однофазные трансформаторы, вторичные обмотки которых выполнены в

20 гармоник и снятие возможных перенапряжений; при аварийных отключениях одного

1736776

11

m7T Т77ТТТ7 77.2в

&ma. / виде полуобмоток, причем первичные об-. мотки первого и второго однофазных трансформаторов подключены через первый и второй двухполюсные выключатели к первой и второй секциям шин высокого напряжения соответственно по схеме открытого треугольника, первичная обмотка резервного однофазного трансформатора подключеначерезтретийдвухполюсный выключатель и первый, второй и третий двухполюсные разъединители к каждой паре фаз перемычки, вторичные полуобмотки первого и второго однофазных трансформаторов соединены последовательно, точки их соединения подключены к заземленной рельсовой цепи, свободные выводы подключены через четвертый и пятый двухполюсные выключатели к первой и второй секциям двухфазных шин вторичного напряжения соответственно,.первая и вторая секции двухфазных шин вторичного напряжения через шестой и седьмой двухполюсные выключатели и сборные шиНы резервного однофазного трансформатора связаны с вторичн ыми полуобмотками резервного однофазного трансформатора, фидера "Два провода- рельс", связанные сдвухфазными шинами вторичного напряжения, а также четвертый и пятый двухполюсные разъединители, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения качества электроэнергии путем

5 уменьшения токов нулевой последовательности и несимметрии напряжения и повышения бесперебойности электроснабжения трехфазных потребителей, устройство снабжено восьмым выключателем, причем нача10 ло первой и конец второй полуобмоток резервного однофазного трансформатора подсоединены к сборным шинам последнего, конец первой и начало второй полуобмоток подсоединены раздельно через

15 четвертый двухполюсный разъединитель к сборным шинам резервного однофазного трансформатора и через пятый двухполюсный разъединитель к. заземленной рельсовой цепи, шины вторичного напряжения

20 выполнены в виде первой и второй независимых секций, сборные шины резервного однофазного трансформатора подключены через восьмой двухполюсный выключатель, а фидера "Два провода-рельс" и собствен25 ных нужд — непосредственно к шинам вторичного напряжения разных фаз и разных секций.

1736776

Фиг. 3

1736776

Составитель P.Àxìåäæàíoâ

Техред М.Моргентал Корректор О.Ципле

Редактор Э.Слиган

Заказ 1859 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам переменного тока, а конкретнее к устройствам усиления эле^:троснабжения

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам переменного тока, а конкретнее-к устройствам усиления электроснабжения

Изобретение относится к электрическим железным дорогам переменного тока, а именно к системам электроснабжения

Изобретение относится к электроснабжению электрифицированных железных дорог переменного тока

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам и может быть использовано для улучшения электроснабжения подвижного состава переменного тока

Изобретение относится к электроснабжению электрических железных дорог постоянного и переменного тока и может быть использовано на межподстанционных зонах двухпутных участков, неравномерно загруженных в разных направлениях

Изобретение относится к устройствам электроснабжения железных дорог и может быть использовано на дорогах, электрифицированных на однофазном переменном токе

Изобретение относится к электрифицированному транспорту, в частности к техническим средствам тяговых подстанций электрических железных дорог постоянного тока

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и предназначено для использования при электрических расчетах тяговой сети переменного тока с двухсторонним питанием

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области электроснабжения электрических железных дорог переменного тока и предназначено для использования при необходимости ограничения токов короткого замыкания и регулирования напряжения на фидерах контактной сети

Изобретение относится к способам перевода участков железных дорог, электрифицированных на постоянном токе 3,3 кВ, на переменный ток 27,5 кВ и может быть использовано при переводе всех существующих участков ж.д

Изобретение относится к системе электроснабжения электрических железных дорог, а именно, к устройствам автоматизации постов секционирования контактной сети переменного тока с установками поперечной емкостной компенсации (КУ)

Изобретение относится к электротехнике, в частности к регулированию напряжения, и может найти применение в устройствах для автоматического регулирования напряжения в контактной сети на электрифицированном железнодорожном транспорте

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к устройствам поперечной емкостной компенсации в тяговой сети переменного тока системы 25 кВ

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования напряжения в контактной сети на электрифицированном железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и направлено на повышение эффективности системы электроснабжения

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и направлено на совершенствование системы учета электроэнергии в тяговых сетях
Наверх