Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

Использование: в транспортном машиностроении , гидромеханические трансмиссии транспортных средств, для повышения надежности в работе и упрощения конструкции коробки передач транспортного средства . Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал 3, промежуточные валы 4-7 и выходной вал 8, а также фрикционные муфты 15, 17 и 12Г включения диапазонов и фрикционные муфты 21,22, 25 и 26 включения передач. При включении одной из муфт 15, 17 или 12 и одной из муфт 21, 22, 25 или 26 происходит замыкание входного вала 3 через соответствующие шестерни с выходным валом 8 и передача на него крутящего момента. 2 ил Ё

COIO3 СОВГТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 59/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4893082/11 (22) 21,12,90 (46) 07.09.92. Бюл. N 33 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению (72) В.И.Страж, В.И.Силяков, П.M.Ãàðáåð и

С.С. Какунин (56) Патент США

М 4145935, кл, Г 16 Н 3/08, 1977.

Авторское свидетельство СССР

N. 366100, кл. В 60 К 17/06, 1969, (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая входной, промежуточные и выходной валы, а также шесть фрикционных муфт переключения передач, управляемых гидравлически.

Недостатком этого устройства является невозможность реализации большого диапазона передач, необходимого при созда- . нии унифицированных коробок передач для семейства транспортных средств, Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно установленные в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установЫЛ, 1759671 А1 (57) Использование: в транспортном машиностроении, гидромеханические трансмиссии транспортных средств, для повышения надежности в работе и упрощения конструкции коробки передач транспортного средства. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал 3, промежуточные валы 4-7 и выходной вал 8, а также фрикционные муфты 15, 17 и12 включения диапазонов и фрикционные муфты 21, 22, 25 и 26 включения передач. При включении одной из муфт 15, 17 или 12 и одной из муфт

21, 22, 25 или 26 происходит замыкание входного вала 3 через соответствующие шестерни с выходным валом 8 и передача на него крутящего момента. 2 ил. ленной на первом промежуточном валу, и свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом посредством первой муфть1 и кинематически связанная с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, последняя из которых кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной нэ первом промежуточном валу и связанной с ним посредством второй муфты, на первом промежуточном валу свободно установлена шестая шестерня, связанная с валом посредством третьей муфты и кинематически связанная с седьмой шестерней жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на третьем промежуточном валу свободно посажены восьмая и девятая шестерни связанные с третьим промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, а на четвертом промежуточном валу свободно посажены десятая и одиннадцатая шестерни, связанные с чет1759671 вертым промежуточным валом посредством шестой и седьмой фрикционных муфт, на выходном валу жестко закреплены двенадцатая и тринадцатая шестерни, первая из которых кинематически связана с восьмой и десятой шестернями, а вторая — с девятой и одиннадцатой шестернями, а также четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая шестерни. . Недостатком данной коробки передач является ее низкая надежность из-за применения быстро изнашиваемой конструкции переключаемых муфт, а также сложность конструкции из-за нерационального выбора схемы по передаче крутящего момента от второго промежуточного вала к выходному валу.

Целью изобретения является повышение надежности в работе и упрощение конструкции.

Для этого в гидромеханической коробке передач транспортного средства, содержащей параллельно установленные в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной на первом промежуточном валу, а также свободно установлена третья шестерня, связанная с входным валом посредством первой муфты и кинематически связанной с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, последняя из которых кинематически связана с пятой шестерней; свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством второй муфты, на первом промежуточном валу свободно установлена шестая шестерня, связанная с валом посредством третьей муфты и кинематически связанная с седьмой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на третьем промежуточном валу свободно расположены восьмая и девятая шестерни, связанные с третьим промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, а на четвертом промежуточном валу свободно расположены десятая и одиннадцатая шестерни, связанные с четвертым промежуточным валом посредством шестой и седьмой фрикционных муфт, на выходном валу жестко закреплены двенадцатая и тринадцатая шестерни, первая из которых кинематически связана с восьмой и десятой шестернями, а вторая — с девятой и одиннадцатой шестернями, а также четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая шестерни жестко закреплены соответственно на втором, третьем и четвертом промежуточных валах, четырнадцатая шестерня кинематически связана с пятнадцатой, а шестнадцатая — с четвертой шестерней, вторая шестерня жестко установлена на первом промежуточном валу, а первая, вторая и

5 третья муфты выполнены фрикционными.

Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия предложенного технического

10 решения критерию "новизна".

Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, тс не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому

15 следует считать. что заявленное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия".

При использовании обьекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом, 20 обеспечивается более высокая надежность и упрощение конструкции, что позволяет считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию "положительный эффект".

25 На фиг, 1 изображена схема гидромеханической коробки передач транспортного средства; на фиг. 2 — схема гидросистемы управления коробкой передач.

Гидромеханическая коробка передач

30 транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 в подшипниках 2 входной вал 3. первый 4, второй 5, третий 6 и четвертый 7 промежуточные валы, в также выходной вал 8.

35 На входном валу 3 жестко закреплена первая шестерня 9, кинематически связанная с второй шестерней 10, жестко установленной на первом промежуточном валу 4, а также свободно установлена третья шестер40 ня 11, связанная с входным валом 3 посредством первой муфты 12 и кинематически связанная с четвертой шестерней 13,жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. Шестерня 13 кинематически связана

45 с пятой шестерней 14, свободно установленной на первом промежуточном валу 4 и связанной с ним посредством второй муфты

15. На первом промежуточном валу 4 свободно установлена шестая шестерня 16, 50 связанная с валом посредством третьей муфты 17 и кинематически связанная с седьмой шестерней 18, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. На третьем промежуточном валу 6 свободно располо55 жены восьмая 19 и девятая 20 шестерни. связанные с третьим промежуточным валом

6 посредством четвертой 21 и пятой 22 фрикционных муфт. На четвертом промежу точном валу 7 свободно расположены деся тая 23 и одиннадцатая 24 шестерн1

1759671

50 связанные с четвертым промежуточным валом 7 посредством шестой 25 и седьмой 26 фрикционных муфт. На выходном валу 8 жестко закреплены двенадцатая 27 и тринадцатая 28 шестерни. первая из которых кинематически связана с восьмой 19 и десятой 23 шестернями, а вторая — с девятой 20 и одиннадцатой 24 шестернями. Четырнадцатая 29, пятнадцатая 30 и шестнадцатая 31 шестерни жестко закреплены соответственно на втором 5, третьем 6 и четвертом 7 промежуточных валах. Четырнадцатая шестерня 29 кинемэтически связана с пятнадцатой шестеоней 30, а шестнадцатая шестерня 31 — с четвертой шестерней 13.

Первая 9, вторая 15 и третья 17 муфты выполнены фрикционными, Гидросистема управления фрикционными муфтами 15, 17, 12. 21, 20, 25 и 26 содержит насос 32. соединенный всасывающей гидролинией с гидробаком 33, э напорной линией — c двумя группами гидрораспределителей. В первой группе находятся гидрораспределители 34, 35 и 36, соединенные соответственно с фрикционными муфтами 15, 17 и 12. Во второй группе находятся гидрораспределители 37, 38, 39 и

40. соединенные соответственно с фрикционными муфтами 21, 22, 25 и 26.

Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства происходит следующим образом.

Требуемый для работы диапазон устанавливается включением одной из трех фрикционных муфт 12, 15 или 17, осуществляемым включением соответствующего гидрораспределителя 36, 34 или 35.

При этом при включении фрикционной муфты 12 заднего хода крутящий момент от входного вала 3 через муфту 12, шестерни

11 и 13 подается на второй промежуточный вал 5. При включении фрикционной муфты

15 первого диапазона крутящий момент от входного вала 3 через шестерни 9 и 10 передается на первый промежуточный вал 4, а через муфту 15, шестерни 14 и 13 передается на второй промежуточный вал 5. При включении фрикционной муфты 17 второго диапазона крутящий момент от входного вала 3 через шестерни 9 и 10 передается на первый промежуточный вал 4. а далее через муфту 17, шестерни 16 и 18 передается на второй промежуточный вал 5.

В зависимости от включений одной иэ четырех фрикционных муфт 21-24 производится выбор требуемой частоты вращения выходного вала 8, При этом. если включена муфта 21 или муфта 22, то крутящий момент от второго промежуточного вала 5 передается через шестерни 29 и 30 нэ третий про10

45 межуточный вал б и далее через включенную муфту 21 или 22 и шестерни 29 и 27 или

20 и 28 подается на выходной вал 8.

Если включаются муфты 23 или 24, то крутящий момент от второго промежуточного вала 5 через шестерни 13 и 31 передается на четвертый промежуточный вал 7 и далее через включенную муфту 23 или 24 и шестерни 23 и 27 или 24 и 28 подается на выходной вал 8.

Включение фрикционных муфт 21, 22, 25 и 26 осуществляется посредством включения соответствующих гидрораспределителей 37-40.

Технико-экономическим преимуществом заявленного технического решения является повышение надежности в работе и упрощение конструкции гидромеханической коробки перемены передач транспортного средства.

Формула изобретения

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно установленные в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем иэ которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной на первом промежуточном валу, а также свободно установлена третья шестерня, связанная с входным валом посредством первой муфты и кинематически связанная с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, последняя из которых кинематически связана с пятой шестеоней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством второй муфты, на первом промежуточном валу свободно установлена шестая шестерня, связанная с валом посредством третьей муфты и кинематически связанная с седьмой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, нэ третьем промежуточном валу свободно расположены восьмая и девятая шестерни, связанная с третьим промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, а на четвертом промежуточном валу свободно расположены десятая и одиннадцатая шестерни, связанные с четвертым промежуточным валом посредством шестой и седьмой фрикционных муфт, на выходном валу жестко закреплены двенадцатая и тринадцатая шестерни, первая иэ которых кинематически связана с восьмой и десятой шестернями. а вторая — с девятой и одиннадцатой шестернями, а также четырнадцатая. пятнадцатая и шестнадцатая шестерни, отличающаяся тем, что. с целью повышения надежности работы и упроще1759671 ния конструкции, четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая шестерни жестко закреплены соответственно на втором, третьем и четвертом промежуточных валах, четырнадцатая шестерня кинематически связана с пятнадцатой, а шестнадцатая с четвертой шестерней. вторая шестерня жестко установлена на первом промежуточном валу, а первая, вторая и третья муфты

5 выполнены фрикционными.

1759671

Составитель В.Страж

Техред М.Моргентал Корректор Н.Бучок

Редактор А.Сухая

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3145 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системе управления ступенчатой коробкой передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам командного и автоматического переключения передач транспортных средств с механической ступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к механизмам переключения коробок передач

Изобретение относится к машиностроению , к методам изготовления соединения деталей, в частности к способам приклейки кронштейнов к корпусу изделия

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автоматическим приводам транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электрическим ручным перфораторам и сверлильным машинам, применяемым в строительстве, в геологоразведочных и буровзрывных работах

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к автоматическому переключению передач в зависимости от скорости велосипеда

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройству и способу блокировки переключения многоскоростной коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для электрического дистанционного управления механическими коробками передач
Наверх