Система управления составной коробкой передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению . Цель изобретения - повышение надежности и долговечности коробки передач. Система управления содержит трехпозиционный пневмоцилиндр 5 переключения передач в основной коробке передач и двухпозиционные цилиндры 6.1 включения делителя и демультипликатора, при этом трехпозиционный цилиндр включения дополнительно снабжен гидродемпфером и впускным клапаном 37. обеспечивающим подачу воздуха на клапа-п^Ж^=ч""=?^гт , -^^''6^^^:^s,w^^^^сольного иилиндра^^Т „^i ,^б15К пневмоусилителю сцепления

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ р (1 -, лA

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4779530/11 (22) 08.01.90 (46) 07.02.92. Бюл: N. 5 (71) Минский автомобильный завод (72) А,А.Гологуш, А.В.Евстратовский, А.И,Игнатович, А.М.Захарик и Е;Л.Козыревич -(53) 629.113 — 585.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1418100, кл. В 60 К 41/00,1984. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВНОЙ

КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

ЯЛ > 1710377 А1 (я)5 F 16 Н 59/00, В 60 К 41/00 (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению . Цель изобретения— повышение надежности и долговечности коробки передач. Система управления содержит трехпозиционный пневмоцилиндр 5 переключения передач в основной коробке передач и двухпозиционные цилиндры 6, 7 включения делителя и демультипликатора, при этом трехпозиционный цилиндр включения дополнительно снабжен гидродемпфером и впускным клапаном 37, обеспечивающим подачу воздуха на клапамомент выключения сцепления обмотку впускного электропневмоклапана 18 с источником напряжения, а в приводе сцепления установлен гидропневмоцилиндр, пневматическая полость которого соединяется с источником сжатого воздуха через нормально закрытый электропневмоклапан

28, обмотка которого соединяется с источником напряжения через контакты датчиков

8 — 12 конечных положений, замкнутых при неоконченном процессе переключения передач. 2 з,п, ф-лы, 1 ил.

3 1710377

1 ны управления демультипликатором в нейтральном положении коробки передач, а двухпозиционный цилиндр управления демультипликатором содержит впускной клапан 40, подающий воздух на клапаны 16 трехпозиционного цилиндра 5 включения передач в основной коробке передач при завершении процесса переключения демультипликатора. Кроме того, на рычаге выключения сцепления устанавливается нормально разомкнутый электрический датчик конечного положения, соединяюЩий в обеспечивается через нормально закрытый электропневмоклапан, открывающийся в момент полного выключения сцепления, в расточке корпуса пневмоцилиндра установлены чашки, между которыми располо- 25 жены концентрично установленные пружины.

Недостатками данного устройства являются возможность переключения передач при неполностью выключенном сцеплении, 30 так как датчик выключения сцепления расположен под педалью сцепления, возможность включения сцепления водителем при неоконченном процессе включения передачи, слабые демпфирующие свойст- 35 ва пружины в начале перемещения поршня пневмоцилиндра, что приводит к ударам при синхронизации валов и "пробою" синхронизатора, усилие вывода в нейтраль значительно ниже усилия включения, что может 40 привести к невыключению передачи.

Цель изобретения — повышение долговечности и надежности работы коробки передач.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах управления коробкой передач транспортных средств, Известно устройство управления коробкой передач, содержащее картер коробки передач, в котором размещены штоки с жестко закрепленными на них вилками включения синхронизаторов и поводки, трехпозиционный пневмоцилиндр пере-. ключения передач в основной коробке передач, а также двухпозиционные цилиндры включения делителя и демультипликатора, содержащее по два на каждый цилиндр датчика конечных положений, полости пневмоцилиндров соединены с источником сжатого воздуха через нормально открытые электропневмоклапаны, обмотки которых соединены с источником напряжения через выключатели, подача воздуха на клапаны

Указанная цель достигается тем, что в системе управления составной коробкой передач транспортного средства, содержащей размещенные в картере коробки передач штоки с закрепленными на них вилками включения синхронизаторов и поводками, трехпозиционный пневмоцилиндр переключения передач в основной коробке передач, снабженный установителем нейтрали, двухпозиционные цилиндры включения де- лителя и демультипликатора, содержащие по два на каждый цилиндр датчика конечных положений, при этом полости пневмоцилиндров соединены с источником сжатого воздуха через нормально открытые электро1 пневмоклапаны и нормально закрытый впускной электропневмоклапан, связанный с приводом управления сцеплением, трехпозиционный цилиндр включения передач снабжен впускным клапаном, размещенным в магистрали между впускными электропневмоклапаном и электронными клапанами включения демультипликатора и выполненным с возможностью его открытия при нейтральном положении коробки передач, двухпозиционный цилиндр управления демультипликатором снабжен впускным клапаном, размещенным в магистрали между впускными электропневмоклапаном и электропневмоклапанами трехпозиционного цилиндра включения передач и выполненный с возможностью перевода его в открытое положение после переключения демультипликатора, привод управления сцеплением снабжен нормально разомкнутым электрическим датчиком конечного положения, размещенным в электрической цепи питайия обмотки впускного электропневмоклапана с возможностью ее замыкания при выключенном сцеплении, и гидропневмоцилиндром; пневматическая полость которого соединена с источником сжатого воздуха через нормально закрытый электропневмоклапан, электрическая цепь

1710377 ченном процессе переключения передач, при этом установители нейтрали выполне-. 5

15

Система управления составной короб- 20 кой передач содержит картер 1 коробки пе25

30 питания которого соединена с источником напряжения через контакты датчиков конечных положений, замкнутых при неоконны в виде расположенных соосно поршням включения передач пневмоцилиндров одностороннего действия, а трехпозиционный цилиндр включения передач снабжен гидродемпфером, выполненным в виде соединенных между собой магистралью с дросселем полостей.

На чертеже изображена принципиальная схема системы управления коробки передач, где сплошными линиями изображены пневматические магистрали; прерывистыми — электрические соединения; штриховыми — гидравлические трубопроводы.. редач, в котором размещены штоки 2 с жестко закрепленными на них вилками 3 и поводками 4, трехпозиционный цилиндр 5 и двухпозиционные цилиндры 6 и 7 управления делителем и демультипликатором соответственно. На штоках каждого цилиндра 5, 6 и 7 установлено по два нормально разомкнутых датчика конечных положений: на цилиндре включения передач — датчики 8 и

9; делителя — 10 и 11; демультипликатора—

12 и 13, Датчики приводятся от лунок на штоках толкателями 14. При этом при включении цилиндров в одно из положений один из датчиков замкнут, а второй — разомкнут.

В случае нейтрали в цилиндре 5 оба датчика

8 и 9 разомкнуты. Полости цилиндров соединяются с источником 15 сжатого воздуха через нормально открытые электропневмоклапаны 16, обмотки которых соединены с источником напряжения выключателями

17. Воздух на клапаны 16 подается через нормально закрытый электропневмоклапан

18, открывающийся в момент полного выключения сцепления, привод которого.выполнен гидропневматическим, На рычаге 19 выключения сцепления установлен нормально разомкнутый электрический датчик 20 конечного положения, соединяющий обмотку впускного электропневмоклапана 1 8 с источником напряжения в момент полного выключения .сцепления.

Система снабжена также дополнительным гидропневмоцилиндром 21, который содержит пневматический поршень 22, шток 23 с уплотнением 24, а также гидравлический поршень 25 с седлом 26, выполненным в виде сферы с каналом 27. Воздух в пневматическую полость подается через

55 нормально закрытый электропневмоклапан

° 28, обмотка которого соединена с источником питания через контакты датчиков 8 — 13, соединенных друг с другом последовательно, При этом пары датчиков 8 и 9, 10 и 11, 12 и 13 соединяют обмотку клапана 28 с источником питания через свои контакты параллельно.

Трехпозиционный цилиндр 5 включения передачи содержит поршни 29 и 30 включения передач, установители 31 и 32 нейтрали, выполненные в виде расположенных соосно поршням 29 и 30 цилиндров одностороннего действия. Таким образом; цилиндр 5 содержит четыре пневматические полости А, Б, В и Г. Причем, полости.

А и Б, В и Г объединены попарно сверлениями 33 и 34 соответственно. Трехпозиционный цилиндр 5 включения содержит также гидродемпфер, выполненный в виде двух полостей Д и Е, заполненных жидко.стью и соединенных каналом 35 с дросселем 36.

Система дополнительно снабжена впускным пневмоклапаном 37, привод которого осуществляется .от штока 38 пневмоцилиндра 5, на котором выполнены лунки 39, приводящие в действие клапан 37, открывая его при нейтральном положении штоКа 38.

Цилиндр 7 демультипликатора снаб> зн дополнительно впускным клапаном 40, п ивод которого осуществляется от штока 11 цилиндра 7 демультипликатора, на котором выполнены лунки 42 и 43, приводящие в действие клапан 40, открывая его при окончании процесса переключения демультипл и като ра.

Система работает. следующим образом.

При необходимости переключения передачи в основной коробке передач водитель выключает сцепление и устанавливает переключатели 17 в требуемое положение.

При этом на клапанах 16 воздуха не будет до тех пор, пока рычаг 19 не дойдет до положения выключения сцепления и датчик 20 не соединит обмотку клапана 18 с источником питания, после;чего: воздух от источника 15 сжатого воздуха через открытый клапан 18 пойдет на клапаны 16. При замыкании соответствующих контактов полости

А и Б или B и Г будут соединены с атмосфе- рой. При этом начнется смещение штока 38 в какую-либо сторону и включится передача, причем жидкость будет перекачиваться между полостями Д и Е через канал 35 и дроссель 36, что создаст дополнительное сопротивление и обеспечит плавное движение поршня на всех участках включения передачи.

1710377

При необходимости выключения передачи воздух подается в полости А, Б, В и Г.

При этом силы от давления, действующие на поршни 29 и 30, уравновешиваются и установитель 31 или 32 нейтрали двигает шток

38 до упора одного из поршней 29 или 30 в противоположный установитель нейтрали.

При движении штока 38 закрывается клапан

37 и переключение демультипликатора становится невозможным, Толкатели 14 датчиков при движении штока 38 выходят из лунок и замыкают цепь клапана 28, который подает воздух в пневматическую полость цилиндра 21, поршень 22 которого смещает шток 23, и уплотнитель 24 прижимается к седлу 26 гидравлического поршня 27, изолируя канал 27 от канала подпедального цилиндра, исключая таким образом возможность включения сцепления до тех пор, пока один из толкателей датчиков не упадет в лунку и не разорвет цепь клапана 28, после чего пружина вернет шток 23 и поршень 22 в исходное состояние, обеспечив включение сцепления.

При необходимости переключения демультипликатора следует установить в нейтраль шток 38, после чего откроется клапан

37 и воздух пойдет на клапаны 16 управления демультипликатором. Под действием разности давления в полостях цилиндра демультипликатора шток . 41 начнет смещаться, выталкивая толкатели 14, обеспечивая таким образом блокировку включения сцепления и закрытие клапана 40, что делает невозможным переключение передач в основной коробке передач.

Использование изобретения позволит увеличить надежность и долговечность системы управления коробкой передач за счет исключения возможности включения передачи при неполном выключении сцепления и преждевременного включения сцепления, плавного движения поршня включения передачи, большого усилия вывода коробки передач в нейтраль, исключения переключения демультипликатора при включенной передаче и переключения передач при включении демультипликатора.

Формула изобретения ,1. Система управления составной коробкой передач транспортного средства, содержащая размещенные в картере коробки передач, штоки с закрепленными на них вилками включения синхронизаторов и поводками, трехпозиционный пневмоцилиндр переключения передач в основной коробке передач, снабженный установителем нейтрали, двухпозиционные цилиндры включения делителя и демультипликатора, 5 -содержащие по два на каждый цилиндр датчика конечных положений, при этом по10

55 лости пневмоцилиндров соединены с источником сжатого воздуха через нормально открытые электропневмоклапаны и нормально закрытый впускной электропневмоклапан, связанный с приводом управления сцеплением, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности коробки передач, трехпозиционный цилиндр включения передач снабжен впускным клапаном, размещенным в магистрали между впускным электропневмоклапаном и электронными клапанами включения демультипликатора и выполненным с возможностью его открытия при нейтральном положении коробки передач, двухпозиционный цилиндр управления демультипликатором снабжен впускным клапаном, размещенным в магистрали между впускным электропневмоклапаном и электропневмоклапанами трехпозиционног0 цилиндра включения передач и выполненным с возможностью перевода его в открытое положение после переключения демультипликатора, при этом привод управления сцеплением снабжен нормально разомкнутым электрическим датчиком конечного положения, размещенным в электрической цепи питания обмотки впускного электропневмоклапана с возможностью ее замыкания при выключенном сцеплении, и гидропневмоцилиндром, пневматическая полость которого соединена с источником сжатого воздуха через нормально закрытый электропневмоклапан, электрическая цепь питания которого соединена с источником напряжения через контакты датчиков конечных положений, замкнутых при неоконченном процессе переключения передач.

2, Система управления по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что установители нейтрали выполнены в виде расположенных соосно поршням выключения передач пневмоцилиндров одностороннего действия, 3. Система управления по п.1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что трехпозициоHíûé цилиндр включения передач снабжен гидродемпфером, выполненным в виде соединенных между собой магистралью с дросселем полостей.

Система управления составной коробкой передач транспортного средства Система управления составной коробкой передач транспортного средства Система управления составной коробкой передач транспортного средства Система управления составной коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам командного и автоматического переключения передач транспортных средств с механической ступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к механизмам переключения коробок передач

Изобретение относится к машиностроению , к методам изготовления соединения деталей, в частности к способам приклейки кронштейнов к корпусу изделия

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах автоматического регулирования для обеспечения двухскоростных режимов, например для автоподстройки частоты генератора

Изобретение относится к машиностроению , к устройствам переключения передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам для управления механизмом подачи топлива

Изобретение относится к устройствам с ручным приводом для подачи топлива в двигатель трактора

Изобретение относится к экономайзерам холостого хода двигателей внутреннего сгорания (ДВС), исключающим работу ДВС на холостом ходу при кратковременных остановках транспортного средства или при движении, когда коробка передач в нейтральном положении

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для управления коробкой передач и дизельным двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена с использованием бортовых бесступенчатых передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, э именно к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам гидравлического управления муфтой блокировки гидротрансформатора и сцеплением коробки передач

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне
Наверх